Приложение МААМ

Возможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦП (6 фото)

Ирина Гурова
Возможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы

О важности работы по развитию тактильного восприятия и о некоторых методах и приёмах массажа и самомассажа я писала в нескольких статьях, например, здесь https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-igry-s-yelementami-masazha-dlja-razvitija-rechi-detei.html. В этой публикации я хочу более подробно остановиться на возможностях применения тактильных таблиц (массажных поверхностей) на занятиях с дошкольниками с детским церебральным параличом. Конечно же, этот материал очень успешно можно использовать и в работе с детьми, не имеющими никакой двигательной патологии, но для воспитанников с ДЦП он просто необходим.

Публикация «Возможности использования пособия „Тактильные таблицы“ в работе с детьми с ДЦП» размещена в разделах

Возможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦП

Развитие и коррекция стереогноза – одно из важных направлений сенсорного воспитания воспитанников с ДЦП. У детей с церебральным параличом формирование процессов восприятия нарушается в связи с органическим поражением мозга, недостаточностью двигательного и сенсорного опыта. Так, в связи с двигательными трудностями у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь.

Поскольку тактильные таблички являются одновременно и массажными поверхностями, самое главное здесь – привлечение внимания к ощущениям. Важно, чтобы эти ощущения были приятны ребёнку и разнообразны. Кроме того, очень важен и массажный эффект. Кисть руки, как правило, расслабляется при выполнении действий с этим материалом, что очень важно как в самом начале логопедического занятия, так и в ходе него.

В связи с вышеперечисленными особенностями и материал необходимо иметь тоже разнообразный. Наличие у специалиста достаточного количества разных тактильных таблиц и их использование на занятиях позволяет ещё и поддерживать постоянный интерес ребёнка к массажным играм, что, в свою очередь, создаёт условия для повышения мотивации и проявления его двигательной активности.

Для этого я создаю массажные поверхности, имеющие сходство с какими-то предметами или явлениями. Так, например, цветные вязаные косички – это «дорожки для пальчиков», декоративный песок – «пляж», из разноцветной пряжи можно сделать «цветочную полянку», ярко-красные бусинки – «ягоды» в лесу или на болоте, прозрачные камни марблс – «капли дождя» или «град» и т. п. Поверхности, выложенные из камней, фасоли, кофейных зёрен, пуговиц, можно превратить в морское дно или лесную дорожку (тропинку) и т. д. Иногда дети и сами проявляя фантазию, могут превратить поверхность во что-то интересное.

Фото «Тактильные таблицы»

В играх с такими поверхностями применяется, в основном, движение поглаживания. А также можно и прикладывать ладошки к поверхности, «шагать» по ней всей ладошкой и пальчиками. Поглаживание массажных поверхностей в игре можно производить поочерёдно правой, левой рукой, двумя руками одновременно в разных направлениях: слева направо, справа налево, сверху вниз, по диагонали, по кругу.

Для того, чтобы ребёнку было интересно, я всегда включаю игровую ситуацию. Её содержание зависит от того, что представляет собой «тактильная поверхность», т. е. что она напоминает. Если поверхность напоминает ягоды в лесу, тогда ладошки можно превратить, например, в мишек, которые гуляют по лесу и их собирают. В зависимости от цели занятия, в игру всегда включатся и речевой материал, например,

«Мишка по лесу идёт,

Громко песенку поёт.

Любит мишка сладкий мёд,

И малину с веток рвёт!»

Возможности использования пособия  в работе с детьми с ДЦП - фото

Если поверхность представляет собой лужайку с цветами, то ладошки и пальчики превращаются в насекомых – бабочек, пчёлок, которые летают с цветка на цветок. Если поверхность похожа на капельки, то можно изображать дождик, нажимая каждым пальчиком на капельки-камешки. Здесь большой простор для фантазии и творчества!

Фото №1 О важности работы по развитию тактильного восприятия и о некоторых методах и приёмах массажа и самомассажа я писала в нескольких статьях например здесь

Так называемые «тактильные дорожки» я часто использую на занятиях по формированию произношения. Например, пальчик ребёнка «превращается» в «машинку» и едет по неровной дорожке, которая сделана из овальных бусин. При этом логопед предлагает произнести изолированно отрабатываемый звук [Р] – пальчик «дрожит» и язычок «дрожит».

Фото №2 В этой публикации я хочу более подробно остановиться на возможностях применения тактильных таблиц массажных поверхностей на занятиях с дошкольниками с детским церебральным параличом

Таким образом можно автоматизировать изолированно и другие звуки: [С] – «мальчик-пальчик» «гуляет по песочной дорожке», [Л] – «летим на самолёте» по «воздушному пути», [Ш] – «змея проползает между кочками» (пуговки) и т. д. и т. п.

Фото №3 Конечно же этот материал очень успешно можно использовать и в работе с детьми не имеющими никакой двигательной патологии но для воспитанников с ДЦП он просто необходим

При желании тактильные таблицы (массажные поверхности) можно эффективно использовать в работе по развитию и коррекции моторики, зрительного и тактильного восприятия, а также всех сторон речи. Таким образом, они являются отличным развивающим материалом для развития дошкольников, имеющих нарушения движений.

Публикации по теме:

Использование пособия «Играйка» по развитию речи в работе с родителями и детьмиИспользование пособия «Играйка» по развитию речи в работе с родителями и детьми Меня зовут Манникова Инна Анатольевна, я – учитель логопед. Сегодня я вас познакомлю с многофункциональным логопедическим пособием «Играйка».

Использование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьмиИспользование игрового дидактического пособия «Звуковой экран» в логопедической работе с детьми Хочу познакомить коллег с пособием, которое является большим подспорьем в логопедической работе. Пособие «Звуковой экран» представляет собой.

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.

Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детейИзготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей, имеющих нарушения.

Мастер-класс дидактического пособия для развития тактильных ощущений «Тактильные ладошки»Мастер-класс дидактического пособия для развития тактильных ощущений «Тактильные ладошки» Тактильные ощущения - форма кожной чувствительности, обусловленная работой двух видов рецепторов кожи: нервных сплетений, окружающих.

Методическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольникамиМетодическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольниками Актуальность. Пасха – один из самых великих христианских праздников. На Пасху принято дарить друг другу крашеные и декоративные яйца,.

Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитииРазвивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии ЦНС и заболеваниями.

Скрытые возможности использования доминоСкрытые возможности использования домино Игра в домино расширяет кругозор ребенка, знакомит его с окружающим миром, развивает память, внимательность, быстроту реакции. Поэтому.

Возможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦПВозможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦП О важности работы по развитию тактильного восприятия и о некоторых методах и приёмах массажа и самомассажа я писала в нескольких статьях,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦП
Опубликовано: 17 августа 2021 в 21:43
+401Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦП» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гурова (УИ 335318) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 65.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД