Ирина Гурова
Возможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
О важности работы по развитию тактильного восприятия и о некоторых методах и приёмах массажа и самомассажа я писала в нескольких статьях, например, здесь https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-igry-s-yelementami-masazha-dlja-razvitija-rechi-detei.html. В этой публикации я хочу более подробно остановиться на возможностях применения тактильных таблиц (массажных поверхностей) на занятиях с дошкольниками с детским церебральным параличом. Конечно же, этот материал очень успешно можно использовать и в работе с детьми, не имеющими никакой двигательной патологии, но для воспитанников с ДЦП он просто необходим.
Публикация «Возможности использования пособия „Тактильные таблицы“ в работе с детьми с ДЦП» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
Развитие и коррекция стереогноза – одно из важных направлений сенсорного воспитания воспитанников с ДЦП. У детей с церебральным параличом формирование процессов восприятия нарушается в связи с органическим поражением мозга, недостаточностью двигательного и сенсорного опыта. Так, в связи с двигательными трудностями у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь.
Поскольку тактильные таблички являются одновременно и массажными поверхностями, самое главное здесь – привлечение внимания к ощущениям. Важно, чтобы эти ощущения были приятны ребёнку и разнообразны. Кроме того, очень важен и массажный эффект. Кисть руки, как правило, расслабляется при выполнении действий с этим материалом, что очень важно как в самом начале логопедического занятия, так и в ходе него.
В связи с вышеперечисленными особенностями и материал необходимо иметь тоже разнообразный. Наличие у специалиста достаточного количества разных тактильных таблиц и их использование на занятиях позволяет ещё и поддерживать постоянный интерес ребёнка к массажным играм, что, в свою очередь, создаёт условия для повышения мотивации и проявления его двигательной активности.
Для этого я создаю массажные поверхности, имеющие сходство с какими-то предметами или явлениями. Так, например, цветные вязаные косички – это «дорожки для пальчиков», декоративный песок – «пляж», из разноцветной пряжи можно сделать «цветочную полянку», ярко-красные бусинки – «ягоды» в лесу или на болоте, прозрачные камни марблс – «капли дождя» или «град» и т. п. Поверхности, выложенные из камней, фасоли, кофейных зёрен, пуговиц, можно превратить в морское дно или лесную дорожку (тропинку) и т. д. Иногда дети и сами проявляя фантазию, могут превратить поверхность во что-то интересное.
В играх с такими поверхностями применяется, в основном, движение поглаживания. А также можно и прикладывать ладошки к поверхности, «шагать» по ней всей ладошкой и пальчиками. Поглаживание массажных поверхностей в игре можно производить поочерёдно правой, левой рукой, двумя руками одновременно в разных направлениях: слева направо, справа налево, сверху вниз, по диагонали, по кругу.
Для того, чтобы ребёнку было интересно, я всегда включаю игровую ситуацию. Её содержание зависит от того, что представляет собой «тактильная поверхность», т. е. что она напоминает. Если поверхность напоминает ягоды в лесу, тогда ладошки можно превратить, например, в мишек, которые гуляют по лесу и их собирают. В зависимости от цели занятия, в игру всегда включатся и речевой материал, например,
«Мишка по лесу идёт,
Громко песенку поёт.
Любит мишка сладкий мёд,
И малину с веток рвёт!»
Если поверхность представляет собой лужайку с цветами, то ладошки и пальчики превращаются в насекомых – бабочек, пчёлок, которые летают с цветка на цветок. Если поверхность похожа на капельки, то можно изображать дождик, нажимая каждым пальчиком на капельки-камешки. Здесь большой простор для фантазии и творчества!
Так называемые «тактильные дорожки» я часто использую на занятиях по формированию произношения. Например, пальчик ребёнка «превращается» в «машинку» и едет по неровной дорожке, которая сделана из овальных бусин. При этом логопед предлагает произнести изолированно отрабатываемый звук [Р] – пальчик «дрожит» и язычок «дрожит».
Таким образом можно автоматизировать изолированно и другие звуки: [С] – «мальчик-пальчик» «гуляет по песочной дорожке», [Л] – «летим на самолёте» по «воздушному пути», [Ш] – «змея проползает между кочками» (пуговки) и т. д. и т. п.
При желании тактильные таблицы (массажные поверхности) можно эффективно использовать в работе по развитию и коррекции моторики, зрительного и тактильного восприятия, а также всех сторон речи. Таким образом, они являются отличным развивающим материалом для развития дошкольников, имеющих нарушения движений.