Ольга Михайловна Яковенко
«Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры». Консультация для музыкальных руководителей
▼ Скачать + Заказать документы
Исследования известный ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребёнка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.
Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные. Которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщин плод и положительное её воздействие на весь организм человека в дальнейшем.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе.
Публикация «„Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры“, Консультация для музыкальных руководителей» размещена в разделах
Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать её слушать и уметь слушать.
Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью.
Развитый музыкальных слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обострённое слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.
Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем.
Музыкальное воспитание и обучение не только духовного воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создаёт жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма. Меняется осанка ребёнка, когда он шагает под звуки бодрого марша, полётным становится его бег под лёгкую акцентированную музыку. В процессе пения развивается дыхание, укрепляются голосовые связки.
Всё это протекает на фоне эмоциональных переживаний, когда ребёнка охватывает ощущение радости, душевного подъёма, восхищения и изумление. Музыка как бы управляет его настроением. Появляется стремление к самостоятельным действиям, радостное предчувствие того, что и он может сделать что-то хорошее и нужное, как-то по-особому выразить свои чувства.
Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально-ритмического движения.
Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребёнка, и в этом заключается сила её воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятия ребёнка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушны к музыке. С раннего детства ребёнок движениями выражает свои чувства, рождённые музыку (ритмично прихлопывает, приплясывая). Играя, танцуя, ребёнок упражняется в движении, осваивает его.
Специально подобранные музыкально-ритмические движения углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей.
В детском саду ребёнок действует в коллективе. Совместные активные действия детей развивают целеустремлённость, выдержку, решительность, самостоятельность, находчивость.
Исполнение музыкальных игр, плясок требует от детей быстрой реакции на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативы в выполнении заданий, проявления посильного творчества.
В<<Программе воспитания в детском саду >> указывается, что для развития творческих способностей детей подготовительной группы необходимо:<<Инсценировать игровые песни, придумывать новые варианты образного движения в играх, комбинировать элементы танцевальных движений, оставлять несложные композиции плясок>>. Для этого дети должны овладеть определённым объёмом умений и навыков сознательно воспринимать музыкальный материал.
<<Дошкольный период- это преимущественно период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного музыкального восприятия>>,- пишет Н. А. Ветлугина.
Накоплению музыкальных впечатлений помогает прежде всего слушание музыки. И чем дети моложе, тем длительней идёт этот процесс. Их надо подвести к целостному восприятию музыкального образа, а затем постепенно развивать умение разбираться в характере доступных музыкальных произведений, выразительно передавать их своими движениями.
Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном этапе происходит различно. Уже в младшем возрасте ребёнок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения ещё не точны и порой несогласованны с музыкой. Педагогу необходимо, используя личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребёнка, развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять несложные движения и небольшие роли.
На четвёртом году жизни дети чувствуют смену контрастных частей музыки, могут выполнить и усвоить небольшие музыкальные задания. Но они ещё плохо ориентируется в пространстве, поэтому педагог учит их двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают и т. д.).
На пятом году жизни у детей уже есть опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и отдельные средства музыкальной выразительности (динамика – громко, тихо; регистры – высокий, низкий; темп – быстрый, умеренный). Движения становятся более разнообразными движения (прямой галоп, движения парами, притоп одной ногой, выставление ноги на пятку и т. д.) и могут двигаться в соответствии с менее контрастным характером музыки.
В играх педагог своими советами, замечаниями может помочь детям передать большее сходство движений с движениями персонажей. Например, в игре<<Медведь и зайцы>>(<<Этюд>>,муз. К. Черни, <<Медведь>>,муз. Е. Тиличеевой) он говорит:<< Зайки весёлые, дружные, скачут легко. У медведя лапы большие, косолапые>>или<<Серёжа (зайка)очень красиво<<выбрасывает лапки>>.
Педагог как бы помогает ребёнку найти нужное движение. Совпадение образного слова, музыки и движения развивает детское воображение, ребёнок точнее передаёт характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность.
Дети шестого и седьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменной частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмического бега с высоким подъёмом ноги и подскоков с ноги на ногу да шага польки, полуприседа и т. д.)
В старшей группе педагог требует от детей эмоционально -выразительного исполнения образов.
В подготовительной группе дети должны осознанно относится к своей роли и более качественно выполнять движения.
Педагогу следует вызвать стремление детей сделать игру интересной, красивой, движения персонажей разнообразными. Например, перед разучиванием игры<<Козлята и волк>>(муз. Т. Ломовой) в процессе упражнений он может показывать детям примерные образцы движений волка, козы, козлята, затем предложить некоторым детям показать эти движения, но исполнять их по-другому, стараясь точно передать характер музыки. Других детей можно спросить, кто из ребят исполнял движение лучше, кто точнее передал образ.
Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путём целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления.