Приложение МААМ

Досуг «Нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в ознакомлении с русским фольклором»

Юлия Байбара
Досуг «Нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в ознакомлении с русским фольклором»
▼ Скачать + Заказать документы

Мероприятие с участием родителей,

досуг «Нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в ознакомлении с русским народным фольклором (русская народная сказка)»

Провела воспитатель

Байбара Юлия Викторовна

Цель мероприятия:

Публикация «Досуг „Нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в ознакомлении с русским фольклором“» размещена в разделах

Способствовать активному вовлечению родителей в содержательное общение с детьми нацеленное на нравственное развитие детей на материалах народного фольклора.

Задачи мероприятия:

1. Мотивировать родителей к содержательному общению с детьми.

2. Продемонстрировать основные приемы выстраивания рассуждений с детьми на основе фольклорных материалов.

3. Включить родителей в совместную творческую деятельность с детьми.

План мероприятия:

1. Беседа с родителями.

2. Открытое мероприятие с участием родителей «Сказка в каждый дом».

3. Совместное чаепитие.

Ожидаемый результат:

1. Укрепление отношений между родителями и детьми.

2. Проявление у родителей и детей активности, инициативы в совместной деятельности.

3. Накопление опыта спонтанного участия родителей в роли игровых партнеров своих детей.

4. Умение переживать и выражать определенные эмоциональные состояния.

5. Обогащение словарного запаса детей и родителей.

Ход мероприятия:

Беседа с родителями

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители! Мы очень рады, что вы нашли время присоединиться к нашему мероприятию. Для начала я хотела бы немного рассказать о значении русского фольклора для формирования культуры и нравственности у детей.

Фольклор – это источник знаний о действительности, о человеке, а также средство формирования важнейших понятий о добре и зле, познания родного языка, родной речи. Фольклор формирует национальное самосознание, учит ребенка видеть мир через призму народной мудрости.

Семья является главным институтом формирования нравственной культуры ребенка, но родителям зачастую не хватает эффективных средств для осуществления данной функции. Для детей дошкольного возраста, которые положительно и с энтузиазмом относятся в сказке, она может стать именно таким инструментом.

Сказка, транслируя вековые ценности, пропагандирует и способствует развитию социальных навыков : дружелюбия, терпения, стремления помочь и порадовать близкого человека, общительности, внимательности, потребности делиться положительными эмоциями и впечатлениями, усердию.

Если у ребенка есть любимые сказки, то достаточно легко в той или иной ситуации приводя ему в пример какого-то героя или ситуацию, влиять на его поведение и принятие решений.

Для более полного ознакомления детей с русским народным фольклором, необходимо использовать не только сказки, но и познавательные рассказы, былины, загадки, пословицы, поговорки.

Желательно использовать иллюстрированные издания книг, фотографий, произведений прикладного искусства, открыток для формирования более детальных образов героев.

Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения, формирующиеся и демонстрируемые в процессе игры. Именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития ребенка и являются базой для формирования умения общаться в коллективе сверстников. Игра является многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских отношений. В связи с этим полезно не только знакомить детей с фольклором, но и переносить его элементы в игру, чтобы дети могли вжиться в роль или как-то по-другому обыграть героев или ситуации.

Не меньшее значение имеют и беседы, проводимые с детьми по материалам сказок и былин, когда ребенок проводит аналитическую и оценочную деятельность по отношению к ситуациям и поступкам героев.

Вопрос 1: Как вы думаете, какие русские народные сказки являются наиболее полезными с точки зрения воспитания нравственности?

(Ответы родителей.)

Вопрос 2: По какому принципу дети делят героев на положительных и отрицательных?

(Ответы родителей.)

Воспитатель: У детей младшего дошкольного возраста в силу отсутствия жизненного опыта и несформированного логического мышления, способности к квалификации не очень активно идет процесс проведения ассоциативных связей, облегчающих принятие нравственных решений. Поэтому очень важно при работе со сказками, помогать им выделять ключевые признаки положительных и отрицательных героев, проводить взаимосвязи между реальными ситуациями и сказочными, обращать внимание, каким образом из них выходят сказочные персонажи и т. д.

Организуя занятия дома можно придерживаться определенной структуры, используя сказки для детей :

Первый этап. Прослушивание сказки под музыкальное сопровождение, соответствующее «настроению» ключевых моментов.

Второй этап. Обсуждение сказки с детьми с помощью демонстрации картинок и иллюстраций, нахождение основного ключа и идеи. Возможна инсценировка понравившихся или главных эпизодов сказки.

Третий этап. Лепка, рисование, аппликация по мотивам сказок.

Четвертый этап. Придумывание своих сказок, создание к ним иллюстраций.

Благодаря сказкам, ребенок не только учится мыслить, творить, отличать главное от второстепенного, но и растет духовно, совершенствуется, становится мудрее и опытнее. Научите ребенка любить сказки. Пусть волшебство и чудеса он переносит в реальную жизнь, творя добро и радуя вас хорошими поступками.

А сейчас, я приглашаю Вас на нашу открытую игру-сказку, элементы которой, мы надеемся, вы будете использовать при воспитании и совместном содержательном общении с ребенком дома! Добро пожаловать!

Открытое мероприятие с участием родителей «Сказка в каждый дом»

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости пришли ваши родители! Чтобы вспомнить с вами старые добрые сказки и многому у них поучиться.

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад!

Для начала мы проведем с вами разминку. Вы любите сказки и мультфильмы?

Дети (хором) : Да!

Воспитатель: А хорошо их знаете?

Дети (хором) : Да!

Воспитатель: А всех персонажей помните?

Дети (хором) : Да!

Воспитатель: Вот сейчас и проверим. Давайте поделимся на две команды.

(Помощник воспитателя делит детей на две команды.)

Кто первый поднимет руку, тот и отвечает. И приносит своей команде один балл.

(Воспитатель зачитывает загадки, а команды пытаются угадать героев.)

1. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше.

(Карлсон.)

2. Всех он любит неизменно, кто б к нему ни приходил.

Догадались? Это Гена, это Гена (Крокодил.)

3. Возле леса, на опушке трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

(Три медведя.)

4. Она красива и мила, а имя ей от слова «зола».

(Золушка.)

5. Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит добрый доктор

(Айболит.)

6. Он и весел, и незлобен, этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик Робин и приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник и на мёд – особый нюх.

Этот плюшевый проказник медвежонок …

(Вини-Пух.)

Воспитатель: Молодцы! Всех угадали. А теперь давайте попробуем угадать по волшебному предмету персонажа сказки.

1. Туфелька.

(Золушка.)

2. Ступа и метла.

(Баба-яга.)

3. Игла.

(Кощей Бессмертный)

4. Сапоги.

(Кот в сапогах.)

5. Золотой ключик.

(Буратино.)

2. Золотое яйцо.

(Курочка Ряба.)

Игра «Угадай сказку по подсказкам».

1. Назвать сказку о самопожертвовании, взаимопомощи, бескорыстии и великой силе медицины.

Подсказки:

- "Ладно, ладно, побегу, Вашим детям помогу".

- "Десять ночей подряд, Он лечит несчастных зверят".

- "Слава добрым докторам!" ("Айболит").

2. Назвать сказку, в которой во время именин чуть было не произошло убийство, но все закончилось свадьбой.

Подсказки:

- "Дорогие гости, помогите!"

- " И никто даже с места не сдвинется: Пропадай-погибай именинница!"

- "Слава, слава Комару-победителю!" ("Муха-Цокотуха".)

3. Назвать сказку о непослушных детях, о том, как они были наказаны и о победе добра над злом.

Подсказки:

- "Но папочка и мамочка уснули вечерком. "

- "Мы от мамы убегать никогда не будем".

- "Ой, я буду добрей, Полюблю я детей!" ("Бармалей".)

4. Назвать сказку о перевоспитании грязнули.

Подсказки:

- "Ты один не умывался и грязнулею остался".

- "Вдруг навстречу мой хороший, мой любимый Крокодил".

- "Мылом, мылом, мылом, мылом, умывался без конца". ("Мойдодыр".)

5. Назвать сказку, в которой совершается кража.

Подсказки:

- "Наступила темнота, Не ходи за ворота".

- "Эй вы, звери, выходите, Крокодила победите".

- "Здравствуй, солнце золотое!" ("Краденое солнце".)

Воспитатель подводит итоги игры: А теперь давайте попробуем с вами раскрыть маленький секрет каждой сказки. Попробуем найти в ней золотое зернышко, ради которого сказка была написана. Ведь у каждой сказки есть своя цель – научить нас чему-то важному!

( Воспитатель делит родителей на несколько групп и выдает им отдельное задание: сформулировать в каждой сказке ее воспитательные цели – «Чему учит сказка?»)

Сказка 1 – «Теремок».

Воспитатель восстанавливает вместе с детьми сюжет сказки на основе картинок и задает детям вопросы:

Воспитатель задает вопрос родителям и помогает обобщить ответы: чему же нас должна была научить эта сказка?

Предполагаемые ответы родителей:

- знакомство с понятием «дружба».

- научить детей понимать поступки героев, их правильность и последствия.

- познакомить с пословицей «В тесноте, да не в обиде», помочь понять смысл.

- воспитывать дружелюбие, гостеприимство.

Сказка 2 - «Гуси - лебеди».

Воспитатель восстанавливает вместе с детьми сюжет сказки на основе картинок и задает детям вопросы:

Воспитатель задает вопрос родителям и помогает обобщить ответы: чему же нас должна была научить эта сказка?

Предполагаемые ответы родителей:

- учить чувствам - любовь, ответственность, послушание.

- привитие детям чувства ответственности за свои поступки, стремление исправлять ошибки в действиях и поведении, выполнять обещания.

- воспитание заботливости о родных и чувства внимательности.

- развитие приветливости и послушности.

Сказка 3 - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Воспитатель восстанавливает вместе с детьми сюжет сказки на основе картинок и задает детям вопросы:

Воспитатель задает вопрос родителям и помогает обобщить ответы: чему же нас должна была научить эта сказка?

Предполагаемые ответы родителей:

- сопоставление таких нравственных понятий, как послушание-непослушание, терпение, взаимная любовь.

- Научить делать выводы на основании поступков героев.

- Воспитывать в детях внимательность, заботливость к другим людям, уважение к старшим, послушание, терпение.

- Выработать чувство осторожности в общении с незнакомыми людьми.

Воспитатель: Что-то мы с вами засиделись! Пора провести сказочную спорт-разминку.

Вот ее мы посадили

(наклониться)

И водой ее полили

(имитация движения)

Выросла репка хороша и крепка

(развести руки в стороны)

А теперь ее потянем

(имитация движения)

И из репы кашу сварим

(имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие

(показать «силу»).

Воспитатель: Хорошо вы ребята потрудились, да и родители немало! Сказка будет вами довольна! А теперь пора подкрепиться, нас ждет сказочный торт и много загадок.

Чаепитие.

(Воспитатель с помощником усаживают всех за общий стол).

Поддерживая беседу с родителями и детьми о любимых сказках и героях, воспитатель запускает игру. Один из родителей говорит какую-то фразу из сказки, по которой дети должны отгадать ее название.

Примеры:

«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь»

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок»

«Кто сидел на моём стуле и сломал его?»

«Спасите, нас съел серый волк»

«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая»

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная»

Рефлексия родителей о проведенном мероприятии.

(Помощник воспитателя выставляет корзинку и отдельно кладет вырезанные из бумаги сердечки красного и синего цвета).

Воспитатель: Уважаемые, мамы и папы! Перед вами корзинка и сердечки из бумаги двух цветов, синего и красного. Если вам понравилось наше мероприятие, возьмите красное сердечко и положите в корзину, если не понравилось, пожалуйста, возьмите синее сердечко и также опустите в корзину. А мы с вами не прощаемся, а говорим до новых встреч! До свидания!

Список источников:

1. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Методические рекомендации. М. :ТЦ Сфера, 2010.-144с.

2. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Методические рекомендации. М. :ТЦ Сфера, 2010.-224с.

Публикации по теме:

«Я по городу иду». Спортивный досуг для детей младшего дошкольного возраста Сценарий физкультурного досуга «Я по городу иду» (младший возраст) Задачи: • проверить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения;.

Досуг для детей младшего дошкольного возраста «У бабушки в гостях» Задачи: познакомить с домашними животными, побудить к подпеванию песни, научиться согласовывать движения со словами текста, воспитывать.

Духовно-нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста Педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств.

Физкультурный досуг по ПДД для детей младшего дошкольного возраста «Уроки кота Леопольда» Физкультурный досуг по ПДД для детей младшего дошкольного возраста «Уроки кота Леопольда» инстр. по физ. культуре: Чекус О. Р.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР при ознакомлении с произведениями искусства «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с произведениями.

Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возрастаНравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса.

Познавательно-оздоровительный досуг для детей младшего дошкольного возраста с элементами театрализации «Помогите волчонку» Познавательно-оздоровительный досуг для детей младшего дошкольного возраста с элементами театрализации «Помогите Волчонку» Необходимые игрушки.

Социокультурное развитие детей младшего дошкольного возраста Социокультурное развитие детей младшего дошкольного возраста. Что такое доброта? Что это такое доброта? И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.

Теоретические основы ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста Ознакомление с фольклором основывается на закономерностях развития ребенка и направлено на формирование памяти, восприятия, внимания, мышления,.

Возможности театрализованной деятельности как средства ознакомления с фольклором детей младшего дошкольного возраста Целью театрализованной деятельности является обеспечение разностороннего интеллектуального, нравственного и эстетического развития ребенка;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Досуг «Нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в ознакомлении с русским фольклором»
Опубликовано: 2 сентября 2017 в 14:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Досуг «Нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в ознакомлении с русским фольклором»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Байбара (УИ 286283) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД