Татьяна Моисеенко
Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всестороннее развитие ребенка.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Публикация «Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно – эстетического вкуса, формирование у них творческих умений и навыков, осознание ими чувства прекрасного.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему моего выступления «Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста».
Нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека.
«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Сущность художественно-эстетического воспитания.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль.
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается.
Существуют различные определения понятия “художественно-эстетическое воспитание” :
Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.
Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве, жизни, и оценивать ее.
В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.
И, наконец, в-четвертых, – развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие творческих умений и навыков.
Разнообразные творческие занятия способствуют развитию у детей мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом и художественном плане, так и в нравственном, духовном и интеллектуальном.
Именно в дошкольном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательно-образовательной деятельности. Нашу группу посещают дети от 2,5 до 4 лет. На этом возрастном этапе происходят следующие изменения:
• дети овладевают сенсорными эталонами, которые помогут им освоить цвета, формы, размеры. Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства и получать потом от этого удовольствие.
• обогащается содержание творческой деятельности.
В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.
Большое значение в художественно-эстетическом воспитании имеет народное декоративно-прикладное искусство. На занятиях по изобразительной деятельности мы знакомим детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, родному краю, к народному творчеству, уважение к труду.
Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в нашем дошкольном учреждении, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие занятия, как: музыкальное, чтение художественной литературы, рисование, аппликация, лепка, конструктивная деятельность. Особенно если педагог на занятиях учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры.
Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры.
Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную. Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красоту особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса. Необходимо знать, что художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.
Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего мира, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.
На мой взгляд, реализуя полноценное художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные художественно-эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Таким образом, художественно – эстетическое воспитание действительно занимает важное место в развитии нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
b][/b]