Татьяна Макшанцева
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Дошкольный возраст – особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребенка формируются многие качества, складываются интересы, начинается процесс самопознания, - ребенок пытается понять, кто он в этом огромном мире.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день в процессе своих наблюдений – выявила, что духовно – нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований.
Перед собой поставила цель: создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Для достижения этой цели определила ряд следующих задач:
1. Расширять представления детей о различных сторонах народной культуры: быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве (сказках).
2. Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.
3. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
4. Воспитывать духовно-нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
5. Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории.
6. Повысить педагогическую компетентность родителей в духовно- нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой признана организация проектной деятельности. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Использование проектного метода в системе духовно – нравственного воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта :
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Более подробно остановимся на блоке «Мир доброты».
Рассмотрим содержание проекта «Доброта спасет мир»
Цель проекта
Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи:
формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;
воспитывать умение оценивать поступки окружающих;
развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях;
поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;
развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей;
сохранение и укрепление здоровья детей.
Вид проекта :
По направленности: социально - личностный, общественно-полезный,
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители
Срок реализации проекта : 1 неделя
Направленность проекта :
Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром.
Формы реализации проекта :
Непосредственно образовательная деятельность
Игры: д/и, д/у, с/р, строительные
Беседы
Чтение художественной литературы
Просмотр мультфильма, прослушивание песен о дружбе, добре.
Труд (взаимопомощь)
Ожидаемые результаты:
Развитие умения выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
Умение видеть и понимать эмоциональные состояния сверстников;
Использовать обязательные формы вежливости в обращении со сверстниками, умение внимательно слушать собеседника;
Переход нравственных навыков в привычку (умение сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам)
Развитие стремления
помогать, сопереживать, поддерживать друг друга
Работа охватывает следующие структурные единицы, образовательные области.
1. Физическое развитие.
2. Социально – коммуникативное развитие
3. Познавательное развитие.
4. Речевое развитие:
5. Художественно- эстетическое развитие.
3-й этап: обобщающий (заключительный)
В процессе реализации проекта
В группе созданы необходимые условия по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Активное участие родителей в реализации проекта позволяет осуществить преемственность между детским садом и семьей по духовно-нравственному воспитанию.
Сформированы способности детей договариваться, оказывать друг другу поддержку, взаимопомощь.
У участников проекта появилось стремление совершать добрые поступки.
Но одной работы воспитателя недостаточно для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Очень важно иметь тесную связь с семьей, чтобы возникло взаимопонимание, доверие.
Работа, проводимая мною с семьями моих воспитанников, по взаимодействию семей друг с другом, побудила к созданию семейного клуба «Навстречу детским сердцам»
В клубе родители имеют возможность поделиться своим опытом в воспитании ребенка в семье, поиграть в игры вместе с детьми, обсудить проблемы взаимоотношений с детьми.
Налажена работа с разными социальными и общественными структурами, через разные формы и виды совместной деятельности.
Результаты обследования позволяют сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме. Придерживаясь основного принципа дошкольного образования : приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.