Лучший педагог года

Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Наталия Анохина
Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Золотой ключик»

Обобщение опыта работы теме :

«Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Анохина Н. В. - воспитатель

Мордово – 2014г.

1. Сведения об авторе.

Публикация «Обобщение опыта работы „Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Анохина Наталия Викторовна – воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик».

Общий стаж работы - 13 лет. Педагогический -10 лет.

Высшее педагогическое образование.

2. Содержание опыта.

Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды.

Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Приоритетным направлением деятельности нашего учрежденияМБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик» является духовно-нравственное и гражданское воспитание детей. Разработанная система по духовно-нравственному и гражданскому воспитанию включает в себя три взаимосвязанных между собой блока: «Мы и наше здоровье», «Мы и наша Родина», «Мы и наши ценности» (каждый блок включает в себя занятия различной направленности, праздники, экскурсии, беседы, викторины, игры и т. д.).

В 2013-2014 учебном году я работала над реализацией данной системы на занятиях по дополнительному образованию дошкольников «Уроки доброты» в старшей группе ДОУ.

При разработке концепции рабочей программы данного курса мы опиралась на цели духовно-нравственного воспитания, сформулированные Ш. А. Амонашвили: «В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образцы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни…».

Поэтому главной целью моей педагогической деятельности являетсявоспитание ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

По своей направленности программа является светской. В соответствии со ст. 3 ч. 1 Закона РФ «Об Образовании» от 29.12.2012г. N273-ФЗ, она включает требования интеграции личности, как в мировую, так и в национальную культуру.

Программа построена в соответствии с личностно-ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить её единством с современными программами дошкольного образования.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач я выделила следующие:

1. Формировать первоначальные нравственные представления о Родине, семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, об осуждении и прощении, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и т. д.

2. Формировать нравственные потребности, стремления, чувства:

-активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким:желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием;

- чувство благодарности и признательности;

- чувство доброжелательности к окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу, сочувствии при огорчении, радость за удачу других, стремление не судить о других детях плохо;

- любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;

- чувство симпатии к людям независимо от их национальности.

3. Формировать нравственные умения и привычки:

- следовать традиции празднования именин;

- составлять рассказ о своем имени;

- проявлять внимание и заботу к старшим, больным, младшим;

- дарить добрые слова, избегать дурных, плохих слов;

- анализировать собственное поведениев ситуации морального выбора; справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их;

- вести себя организованно в общественных местах (уступать место взрослым, маленьким детям;

- соблюдать правила приличия, говорить негромко, не привлекать к себе внимание, не мешать другим, соблюдать опрятность);

- в приветливой и доброжелательной форме обращаться к сверстникам с просьбой поиграть вместе, ответить на просьбу товарища принять его в игру, быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, согласиться с замыслом, предложенным сверстником;

- тактично выражать отказ от участия в общей деятельности, вежливо ответить на отказ другого ребенка;

- привычка делать самому все, что можно, не требуя помощи других;

- бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам, соблюдение порядка и чистоты.

Стремление показать ребёнку, что наряду с внешним окружающим миром есть другой, внутренний мир человека – мир желаний, переживаний, чувств и побудило нас к составлению данной программы по духовно - нравственному воспитанию.

Программа представляет собой интегрированный курс, который обеспечивает взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей : краеведения, основами логического мышления, культуры межличностных отношений, художественно- эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью.

В своей работе по данному направлению я использовала методы: наглядные, словесные, практические.

Наглядные методы использую во время:

• чтения рассказов;

• экскурсий в музеи;

• экскурсий по родному краю

• наблюдений;

• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций.

Словесные методы - в процессе:

• чтения литературных произведений;

• чтения стихотворений детьми, воспитателем;

• бесед, обобщающих рассказов;

• загадывания загадок;

• рассматривания наглядного материала;

• разбора житейских ситуаций;

• проведения викторин, досугов.

Практический метод использую при:

• организации продуктивной деятельности (лепка, рисование);

• изготовлении пособий для занятий, праздников.

Использовала следующие формы работы с детьми :

• кружковые занятия, беседы, обыгрывание ситуаций духовно - нравственного содержания;

• все виды художественно творческой деятельности детей;

• проведение совместных праздников;

• экскурсий, целевых прогулок;

• организация выставок;

• творческие вечера.

Таким образом в моей работе прослеживается несколько направлений:

1. Духовно - образовательное (занятия, беседы);

2. Воспитательно - оздоровительное (праздники, подвижные игры, прогулки);

3. Культурно - познавательное (встречи, экскурсии, концерты);

4. Нравственно - трудовое (продуктивная деятельность).

Особое внимание уделяю работе с родителями. Апробированы следующие формы работы с родителями :

• Родительские собрания на духовно-нравственные темы;

• Анкетирование родителей с целью коррекции процесса по духовно-нравственному воспитанию в семье;

• Индивидуальные консультации;

• Наглядные виды работы : информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ;

• Индивидуальная работа с детьми;

• Совместные праздники.

3. Новизна.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий, использовании новых методических приемов, использование современного оборудования.

4. Технологичность.

В процессе работы мной собран дидактический материал для занятий, картотеки, игры.

5. Вывод.

Работая по данному направлению «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей», мы убедились, что оно формирует умение понять другого человека, принять его таким, каков он есть, учит жить в согласии с собой и своей совестью, развивает чувство достоинства, помогающее с честью пройти жизненные трудности, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.

Публикации по теме:

Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовской национальной культуры (обобщение опыта работы) В этом месяце в МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №90» прошёл семинар. Тема круглого стола – «Ознакомление детей с родным языком.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности (из опыта работы Центра детского творчества «Шанс») Проект «Доброе сердце» (цикл тематических мероприятий) "Добру, как и всему подлинно прекрасному, надо учить вовремя". Н. Думбадзе Проблему.

Духовно-нравственное воспитание детей через проектную деятельность в детском саду. (Сообщение из опыта работы) В настоящее время в нашем обществе сформировалась потребность в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (СЛАЙД 1) С точки зрения государственной политики в области образования, на современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится.

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание представленного опыта работы – методологическая установка, отстаивающая самоценность.

Обобщение опыта работы «Развитие песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста» Ориентация современного образования основана на идее гуманизации, гуманитаризции, личностной ориентации и предполагает создание условий.

Описание опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Описание опыта работы по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Проект «Светлая Пасха» с детьми средней.

Опыт работы «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 февраля 2017 в 11:50
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД