Лучший педагог года

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Татьяна Жижкун
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

(СЛАЙД 1) С точки зрения государственной политики в области образования, на современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными. Сегодня перед системой образования стоит задача выстроить непрерывную систему духовно-нравственного воспитания на всех ступенях образования.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

(СЛАЙД 2) Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом - одно из условий непрерывного образования ребёнка. Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования – наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение детей вперед на каждом из последовательных временных отрезков.

В нашей школе 377 воспитанников и 238 обучающихся. В структуру учреждения входят начальная школа и 3 структурных подразделений и 2 филиала, реализующие ступень дошкольного образования. (СЛАЙД 3) Для школы проблема непрерывности и преемственности в работе является одной из главных проблем. В настоящее время в учреждении активно выстраивается система непрерывного духовно-нравственного образования. Образовательные программы детских садов и начальной школы включают программы духовно-нравственного воспитания в рамках вариативной части программы, формируемой в соответствии с основными направлениями детских садов и желаний родительской общественности. (СЛАЙД 4)

С сентября 2011 года детские сады нашего учреждения работают по программе духовно-нравственного воспитания детей, разработанной Курским государственным университетом, Основы православной культуры «Мир – прекрасное творение» (Л. П. Гладких). Программа предназначена для светских детских садов. Кроме методических рекомендаций, в программе разработано содержание всех занятий для всех возрастных групп (возраст детей от 3 до 7 лет). Форма работы: занятия по интересам. Длительность занятий от 15 минут в младшей группе до 30 мин. в подготовительной. Программа прошла экспертизу в СИПКРО. (СЛАЙД 5)

Непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения. Цели программы вы видите на слайде. Принцип построения программы - обеспечение преемственности культурных и семейных народных традиций через уклад жизни ребёнка, семьи, общества. Программа построена по принципу развивающего обучения, направленного на дополнение, углубление и развитие знаний по православной культуре. Задачи, решаемые программой, вы можете прочитать на слайде. (СЛАЙД 6)

Так как работать по дополнительным программам с детьми можно только с согласия родителей, то предварительно были проведены родительские собрания, где родителей (законных представителей) ознакомили с программой и главное - только после подачи заявлений от законных представителей с согласием, чтобы дети занимались по программе духовно-нравственного воспитания, дети начинают заниматься.

(СЛАЙД 7) В детских садах созданы все условия реализации программ духовно-нравственного воспитания детей :

• В системе духовно-нравственного воспитания нашей организации работают 8 воспитателей, которые прошли обучение на курсах повышения квалификации и переподготовки. Обучение педагоги прошли в Самарском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и в Самарской Духовной семинарии. (СЛАЙД 8)

• Имеется программно-методическое обеспечение воспитательного процесса дидактическим, наглядным и игровым материалом

(из библиотечного фонда православного Прихода)

• Создана особая педагогическая среда в учреждении, через единение педагогов, персонала и родителей в общем стремлении к достижению поставленных целей и задач (участие в паломничестве, интеграция образовательных областей (участие в Кирилло-Мефодиевских чтениях и т. д.) . (СЛАЙД 9)

• Создание предметной среды

В СП д/с «Огонёк» в декабре 2012г. по инициативе и содействии руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии, протоиерея Андрея Федосова и благодаря финансовой поддержке мецената - директора ОО НТП «Самоздрав» Юрия Николаевича Мишустина - в детском саду оборудована комната для занятий с детьми по интересам, где собран теоретический и практический материал:

- литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);

- литература для родителей и педагогов;

- аудиокассеты и видеоматериалы;

- демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;

- игры по духовно-нравственному воспитанию;

Здесь проводятся занятия по программе «Основы православной культуры», организуются открытые показы занятий, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности. (СЛАЙД 10)

• Работа с родителями

родительские собрания на нравственные и духовно-нравственные темы;

открытые уроки или занятия;

совместные с родителями и детьми мероприятия

В течение года в детских садах проводились православные праздники, которые организовывались с согласия родителей и их помощью: (СЛАЙД 11) «Рождество Христово», «Пасха», «Троица». В этих праздниках принимал участие настоятель храма протоиерей Андрей Федосов.

Уже не один год на Пасхальной седмице по согласию родителей совершается причастие (в этом году совершилось причастие более 100 детей из 3 детских садов). (СЛАЙД 12)

Ежегодной традицией стало участие школьников в молебне перед началом учебного года, где они получают благословение на помощь в учёбе от священнослужителя.

проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований и т. д.); (СЛАЙД 13)

индивидуальные консультации специалистов (методистов, педагогов-психологов, священнослужителей);

использование наглядности: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ (выставка детских поделок «Мир-прекрасное творенье» и т. д., выставка методической и художественной литературы.

экскурсии, паломнические поездки;

помощь родителей образовательному учреждению (облагораживание территории, участие в подготовке праздников). (СЛАЙД 14)

Педагогические работники интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности (на слайде) :

- игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых,

дидактических игр, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр. В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, работы детей к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

- театрализованную деятельность, которая позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил», («Давай помиримся»)

Учитывая возрастные особенности дошкольников, необходимо отметить, дети очень любят созидательную творческую деятельность. (СЛАЙД 15)

Форм работы с детьми много, но самые активные для дошкольников :

• Факультативные и индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

• Творческая художественная деятельность детей : рукоделие, рисование, лепка, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения. (СЛАЙД 16)

• Проведение праздников, развлечений и тематических мероприятий.

• Организация выставок.

• Тематические и творческие вечера.

• Театрализованные постановки.

• Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах, выставках, конкурсах. (СЛАЙД 17)

• Совместная исследовательская и проектная деятельность детей и их родителей.

• Знакомство детей и родителей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности, нравственности и патриотизма.

• Экскурсии, паломнические поездки. (СЛАЙД 18)

• Большое количество используемых нетрадиционных видов работы с родителями и детьми позволяет реализовать, ставшие уже традиционными, проекты, акции, конкурсы и смотры-конкурсы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. (СЛАЙД 19)

Нравственные беседы «Добро и зло», на которых дети вспоминают добрые дела и отрицательные поступки, собирают пословицы о добрых делах и, конечно же, чаша весов с добрыми делами перевешивает.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей, (СЛАЙД 20) которое реализуется через занятия и праздники, совместные мероприятия детей и родителей, встречи со священнослужителями. Хочется отметить, что большинство родителей (а именно 72% участников анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития, 85 % родителей удовлетворены работой педагогического коллектива нашей школы по развитию духовно-нравственного воспитания дошкольников. (СЛАЙД 21)

Наши воспитанники активно участвуют в благотворительных акциях. Использование проектной деятельности «Уроки доброты», «Мой папа самый лучший», «Семейные гербы и символы» и другие мероприятия раскрывают всевозможные способности наших детей. А проект «Расскажи о своей семье», (СЛАЙД 22) акция «Поздравь ветерана!», (СЛАЙД 23) проект «Копилка добрых дел» помогли объединить несколько поколений семей, а главное укрепили взаимосвязь «пед. работники-дети-родители» в реализации развития духовно-нравственного воспитания. (СЛАЙД 24)

Безусловно, начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте. Уже имеющимся опытом мы регулярно делимся на уровне нашего муниципального района, через:

• Открытые занятия;

• Публикации в СМИ;

• Семинары, конференции;

• Педагогические советы;

• Методические объединения педагогических работников детских садов. (СЛАЙД 25)

На зональном уровне в 2013 г. мы представили опыт на семинаре «Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников при реализации ФГТ», в котором принятии участие педагогические работники из 11 районов Юго-Западного, Кинельского, Южного, Юго-Восточного, Отрадненского образовательных округов. В феврале 2015 г. наш опыт работы по теме «Система духовно-нравственного воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС» был обобщен в рамках окружного методического дня.

Эта работа с учётом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания обязательно должна быть продолжена в младшем школьном возрасте. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования. Эта ступень становления и развития личности ребенка неповторима своей ценностью. (СЛАЙД 26) Именно дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению духовно-нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить духовно-нравственный фундамент развитию личности, что и является главной целью всей нашей работы.

Сердце человека, как и поле, не может

остаться навсегда без растений.

Если в нём не будут сеять добрых растений,

в нём непременно вырастут худые…

(СЛАЙД 27) В наших детских садах дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей 3–5 лет «Духовно-нравственное воспитание детей 3-5 лет» «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке.

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. .

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста В настоящее время в России происходят кардинальные преобразования в системе.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в разновозрастной группе «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится.

Фотоотчёт о родительском собрании на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»Фотоотчёт о родительском собрании на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Одной из важнейших проблем, стоящих перед обществом в настоящее время, является духовное, нравственное возрождение, которое невозможно.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: Россия, Родина, родной край эти слова знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова.

Нетрадиционное мероприятие для родителей на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста». ФотоотчётНетрадиционное мероприятие для родителей на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Фотоотчёт "Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители-пример ему. А дом его-большая крепость. " Себастьян Брант Наверное всем известно,что.

Описание опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Описание опыта работы по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Проект «Светлая Пасха» с детьми средней.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 января 2017 в 18:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД