Анастасия Стойчанова
Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Россия, Родина, родной край эти слова знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность»,всерьез можно задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Публикация «Консультация для родителей „Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?
Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
Одним из жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников.
В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д.) Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка.
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо».
Крылатая фраза «Всё начинается с детства» - как нельзя больше перекликается с данным вопросом. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Цель воспитания:
• Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией. Совершенствование гармоничному взаимодействию с другими людьми.
• Воспитывать в детях сострадание, милосердие, умение прощать обиды, желание прийти на помощь нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
• Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
• Воспитывать патриотизм.
Задачи:
• Воспитывать чувство патриотизма, связывающие разные поколения.
• Приучать к самодисциплине и этическим нормам поведения.
• Развивать творческий потенциал каждого ребенка, совершенствовать художественный вкус.
• Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
• Воспитывать духовно-нравственные чувства, как действие любви, добра, человечности.
• Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, формировать представление о формах семейного уклада.
Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Старшие дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие и нацеленной на:
• формирование положительного отношения к правилам поведения;
• закрепление в сознании дошкольников значения правил поведения в жизни каждого и коллектива в целом;
• развитие умения принимать правила как руководство к действию;
• обобщение опыта собственного поведения, развитие оценки и самооценки;
• переход от действий, опирающихся на внешние стимулы, к поведению по внутренним побуждениям.
В этом возрасте дети способны к самостоятельному общению в соответствии с усвоенными правилами. Эти правила обычно тесно связаны с конкретной ситуацией, что говорит об определенной способности к обобщению разных ситуаций, относящихся к одному правилу. Развитие наглядно-образного мышления, использование слов, обозначающих те или иные нравственные качества (добрый, честный, справедливый, несправедливый, также свидетельствуют об умении обобщать разные поступки и ситуации.
В процессе нравственного воспитания у детей развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
В этом возрасте увеличивается потребность в общении. Дети чаще проявляют инициативу: вносят предложения по ходу коллективной деятельности; осуществляют руководство действиями партнеров (распоряжения, просьбы; выражение согласия или несогласия с действиями товарища). Ребята с широким кругом общения легко устанавливают контакты с детьми, недавно пришедшими в группу.
Дети учатся давать оценки своим поступкам и поведению других, основываясь на следующих критериях:
• интересе к деятельности сверстника, умении пользоваться общими игрушками, договариваться при возникновении разногласий;
• отзывчивости, стремлении оказать помощь другому;
• наличии симпатий, предпочтений в общении со сверстниками (не в ущерб другим);
• стремлении к объективной оценке и самооценке;
• способности поступиться личным желанием (бескорыстно).
Игра для старших дошкольников продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе нравственности. В игре происходит усвоение моральных правил. Она остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам. Одновременно в играх формируются основы организованности, инициативности, взаимопомощи.
Старший дошкольный возраст имеет свою специфику. Она является переходной к новому виду деятельности — учебной деятельности, связанной с подготовкой к школе и закреплением нравственных знаний и представлений.
Дети уже достаточно самостоятельны. Они могут обходиться без родителей, когда участвуют в каком-либо виде деятельности. Уровень развития произвольных действий позволяет им управлять своим поведением, руководствуясь известными нормами и правилами. Эмоциональность остается особенностью возраста, но дети уже способны регулировать свое поведение, преодолевать свои эмоции.
В возрасте 5-7 лет успех обычно стимулирует активность ребенка, а неудача отрицательно влияет на него. В этот период значительно развивается чувство долга. У детей данного возраста образ в отвлеченно-словесной форме (правило, норма) может регулировать поведение. Это определяется речевым развитием и формированием внутренних механизмов регуляции поступка. Усвоенное правило становится для ребенка обобщенным требованием, обращенным к самому себе.
В конце дошкольного возраста дети начинают ценить положительные личностные качества (раньше ценились игровые умения).
Безусловно, детей надо учить коллективным делам: их планированию, расстановке сил, способам преодоления конфликтных ситуаций, подведению итогов.
С помощью бесед, произведений художественной литературы, искусства, фольклора важно довести до сознания ребенка мысль о том, что отношение к людям проявляется через отношение к вещам, труду. Так, если он не убирает за собой игрушки, не кладет на место обувь, одежду, значит, за него это должен сделать кто-то другой (воспитатель, родители). Следовательно, вместо заботы о взрослых ребенок доставляет им лишние хлопоты.
Небрежное отношение к вещам говорит и о том, что ребенок не ценит труд взрослых — и тех, кто сделал эту вещь, и тех, кто купил ее, заработав деньги.
Значительное место в работе с дошкольниками занимает подготовка их к школе. Важно сформировать у детей положительное отношение к школе, учебе, научить адаптироваться в новой обстановке; подготовить к принятию определенных отношений с учителем, к общению с одноклассниками, освоению позиции ученика. Формирование стремления учиться связано с осознанием серьезности будущих обязанностей, с развитием представлений о долге. Но в то же время важно, чтобы ребенок ждал начала учебного года с радостью, шел в школу с желанием.
Нельзя забывать о «вежливых» словах, которые помогаю поддержать доброжелательность в отношениях детей. Важно стремиться к тому, чтобы дети не относились к этим словам как к простой формальности. Большую помощь в преодолении этой проблемы окажут этические беседы.
Словесное обоснование детьми нормы поведения, использование обобщенного правила как требования коллектива к участнику общей работы — все это говорит о новой ступени развития нравственного сознания дошкольников, движении к формированию самосознания, коллективизма.
Законы семьи:
1. Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.
Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
2. Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты.
Иногда родители прибегают ко лжи в самых различных обстоятельствах жизни, считая это спасением во многих жизненных обстоятельствах, например, уход отца из семьи или смерть близкого человека. Раскрывшаяся ложь может разрушить привычный уклад жизни, которую так старались сохранить ложью. Всякую фальшь, обман ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой, а, подметив, впадает в смущение и подозрительность. Родителей нужно учить, что не следует говорить: «Это тебе рано знать», «Это ты всё равно не поймёшь». Такие ответы только раздражают ребёнка, вызывая неоправданное любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность и преподаётся урок долга, дисциплины и порядочности.
3. Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие.
Родители должны своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают рассуждения, подчёркивая их незрелость. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают суть нравственных понятий.
Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать ребенку, а также необходимо думать, что сказать и как сказать. Надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей».
4. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.
Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания сострит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.
5. Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя».
«Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний -- тончайшая филигранная работа «садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного».
С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Таким образом, потворство родителей действует очень вредно.
Желаем быть примером для своего ребенка, не требуйте того, что не можете сами, создавайте для ребёнка культурную среду. Как писал Макаренко А. С. : "Всё нравственное воспитание детей сводится к примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в жизни хорошо воспитаете детей". Успеха и терпения Вам уважаемые родители.
Читайте детям:
1. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Малыш это почувствует и утратит интерес к чтению.
2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге, приучайте его аккуратно обращаться с ней. Он должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика и не повозка, которую можно возить по комнате. Рассматривайте книгу на столе, осторожно переворачивайте страницы, после уберите ее на место.
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. Таким образом, ребенок чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него то, о чем вы читаете.
4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Вы должны тонко чувствовать, в каком ритме и темпе проводить занятие, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации. Вам потребуются и психологические способности, чтобы вовремя и точно определить, где остановить сказку (рассказ, и дать возможность ребенку порассуждать по поводу услышанного или предположить, что случится с героями дальше.
В процессе чтения очень важно периодически давать ребенку возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя». Слово «слушать» означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать «внутренние звуки» - это ощущения, которые могут быть разными: от легкости, приятного тепла,
«мурашек» до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.
5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая малышам стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами
картины.
6. Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать все до конца, ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы, для
этого надо заранее ознакомиться с этим рассказом. Если вы читаете ребенку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.
7. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него – нет.
8. Читайте малышу вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребенок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнесутся к книге родители и найдут ли для нее должное место в своей семейной библиотеке.
9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбирать книги.
10. С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ним в книжный магазин, библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для ремонта: бумага, клей, ножницы, иголка с
нитками. Найдите время чинить книги.
11. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде чем прочитать ребенку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать ее сами, чтобы направить внимание дошкольника в нужное русло.
12. Не отрывайте ребенка от рассматривания книжки с картинками. Снова и снова
привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.
ПОСЛОВИЦЫ
О Родине
Своя земля и в горсти мила.
Родная сторона –мать родная, чужая –мачеха.
Город –царство, а деревня –рай.
О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Дома все споро, а вчуже житье хуже.
Родина –мать, умей за нее постоять.
О труде
Человек живет век, а его дела –два.
Счастье и труд рядом живут.
Труд кормит, а лень портит.
Ранняя птичка червячка склюет, а поздняя и зерна не найдет.
Не спотыкается тот, кто не идет.
Вскачь борозды не пашут.
Муравей не велик, а горы копает.
-Лень, отвори дверь, сгоришь!
-Хоть сгорю, да не отворю!
О человеческих качествах
(положительные качества)
Тихая вода берега подмывает.
Где река глубже, там она тише.
Наш Абрасим не просит, а дадут –не бросит.
В ком стыд, в том и совесть.
За совесть да за честь –хоть голову снесть.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Кто пива не пьет, тот пьян не живет.
Русы волосы –сто рублей, буйна голова –тысяча, а всему молодцу и цены нет.
На красивого глядеть хорошо, с умным жить легко.
Учиться –вперед пригодится.
Кто смел –тот и цел.
(отрицательные качества)
С виду хорош, а продаст за грош.
Поет соловьем, а рыщет волком.
Волк каждый год линяет, да обычая не меняет.
На языке медок, а под языком –ледок.
Без мыла в душу залезет.
Много людей, а человека нет.
Хоть на голове-то густо, да в голове пусто.
Личиком беленек, да душой черненек.
Глаза с поволокой, роток с позевотой.
Молодец среди овец, а против молодца и сам овца.
О признательности,
взаимопомощи
Хорошо тому добро делать, кто помнит.
Послужи на меня, а я –на тебя.
Рука руку моет, и обе белы живут.
За добро добром и платят.
Своего спасиба не жалей, а чужого не жди.
Пожалуйста не кланяется, а спасибо спины не гнет.
Сделав добро, не кайся.
О гостеприимстве
Умел в гости звать –умей и угощать.
Гостя сперва накорми, а затем вестей спроси.
В гостях не будь приметлив, а будь приветлив.
Безсоли. Без хлеба –худая беседа.
О правде
Какова резва не будь ложь, а от правды не уйдешь.
Молвя правду –правду и делай.
Правда дороже золота.
Без правды не житье, а вытье.
Засыпь правду золотом, а она всплывет.
Молодому лгать вредно, а старому –непотребно.
Не с ветру говорится, что лгать не годится.
Что знается, то и скажется.
Из черного не сделаешь белого.
О дружбе.
Нет друга –ищи, а нашел –береги.
Новых друзей наживай, но и старых не забывай.
Для милого дружка и сережка из ушка.
Дружба дружбе рознь, иную хоть брось.
С ним дружить-то дружи, да камень за пазухой держи.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Друг спорит, недруг –поддакивает.
О воспитании
Не тот отец, кто вспоил-вскормил, а кто уму-разуму научил.
Умел родить –умей и научить.
Дитятко –что тесто: как замесил, так и взошло.
Из одной печи, да не одни калачи.
У семи нянек дитя без глазу.
Деточек воспитать – не курочек пересчитать.
Работные дети отцу хлебы.
Засиженное яйцо всегда болтун (баловень) .
Счастливая дочь –в отца, а сын –в мать.
Хороша дочь Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.
Родилось чадушко, старше бабушки («умничает») .
Глупому сыну не впрок наследство.
О семье
Жена –для совета, теща –для привета, а нет лучше дружка, чем родная матушка.
Не нужен и клад, коль в семье разлад.
Одному и в раю не рай.
Одна головня и в печи не горит, а две и в поле не гаснут.
Тишь да гладь, да Божья благодать.
Любовь да совет, да и нуждочки нет.
Братская любовь пуще каменных стен.
Брат с братом на медведя ходят.
Слово о словах
Слово не стрела, а ранит.
Словом ударишь сильнее, чем дубиной.
Умей сказать, умей и промолчать.
Слово –солома: загорится, не зальешь.
От одного слова, да на век ссора.
Язык мой –враг мой: впереди ума рыщет, беды себе ищет.
Держи собаку на цепи, а язык –на семи.
Пустая мельница и без ветру мелет.
Говорит, как пишет, слово-бисер нижет.
Не спеши языком –торопись делом.
Язык без костей, что хочет, то и ворочит.
Мирская молва, что морская волна –ее не остановишь.
Не давши слова –крепись, а давши –держись.
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Игры на формирование нравственных качеств ребенка.
1. Разговариваем с детьми:
- Представьте себе, что вы уходите из детского сада домой и видите, как мальчик толкает девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Что бы вы сделали? Дети, вы видите, что настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих. Давайте поможем девочке.
2. Дети, а какое у вас сегодня настроение? Давайте теперь поиграем в игру «Определение настроения членов семьи».
Можно показать детям рисунки с изображениями членов семьи в разном настроении. При этом речевое сопровождение может быть таким:
- Какое настроение здесь у мамы и сына? Почему?
В игре вы должны придумать из этих фотографий определенную ситуацию. По настроению членов семьи придумайте их диалог.
- А знаете ли вы, что плохое настроение бывает и у ваших близких людей в семье? Почему? От чего зависит настроение вашей мамы или бабушки?
3. Узнать, как ребенок понял причину настроения близких поможет игра «Закончи предложение».
Папа расстроен, потому что.
Мама расстроилась из-за.
Дедушка посмотрел на меня строго, потому что.
Младший брат расплакался из-за.
Заключением такой игры могут стать вопрос:
- Что нужно сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?
- Бывали ли вы внимательны к настроению, самочувствию своих родных?
4. Еще одной разновидностью игры на формирование нравственных качеств ребенка может стать игра «Чудо-дерево».
Деткам предлагается следующая ситуация:
- Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву, вы сможете оживить его!
Дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле ради близкого человека, берут листочек и прикрепляют его к веточке дерева. Заключением должны стать ответы на следующие вопросы:
- Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу. Вы хотите сегодня порадовать кого-то и улучшить настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга?
5. Еще одной игрой, направленной на формирование нравственных качеств ребенка, может стать игра «Сделай комплимент».
Мы раскладываем картинки-символы с изображением членов семьи на столе, предварительно перевернув их картинкой вниз. Дети парами подходят к столу, выбирают себе символы и составляют диалоги-комплименты:
- Дети, скажите хорошие и добрые слова своим близким, им будет приятно, и вы поднимите им настроение.