МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Любовь Рыночнова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Ознакомление дошкольников с прошлым родного края, с основами русской народной культуры

в СП ГБОУ СОШ №3 г. о. Октябрьск «Детский сад №5»

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так учитель должен заботиться о воспитании у своих

детей чувства безграничной любви к Родине»

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах

Период дошкольного детства является одним из самых значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей. Одной из задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Система работы подуховно-нравственного воспитанию (по приобретению знаний и ознакомлению детей с прошлым родного края, с основами русской национальной культуры) в нашем структурном подразделении «Детский сад №5».

Цель: сформировать у детей интерес к познанию истории и культуры наших предков.

Задачи:

1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой.

2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.

3. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).

4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных особенностей.

Формы работы:

• игровые образовательные ситуации, которые по форме представляют собой «игры-путешествия», «игры-открытия» по достопримечательностям родного города Октябрьск. Ведущим принципом построения таких занятий является принцип развивающего обучения. Например, на занятии «Путешествие в прошлое ручки» ребятам необходимо было справиться с несколькими поисковыми задачами: вернуть с помощью «Клуба юных исследователей» письменные принадлежности (гусиное перо, перьевую ручку, шариковую ручку) в наше время и выявить закономерность в развитии письменных принадлежностей. На занятиях «Путешествие в прошлое часов, лампочки» дети знакомились с историей прошлого часов, лампочки.

• посиделки, где дети разучивают песни, игры, затевают хороводы, изготавливают разные предметы, знакомятся с народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством, устным народным творчеством, организуется просмотр русских народных сказок. Дети иногда приходят в русских народных костюмах, так как ряжение повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие.

• оформление мини-музея и выставок. В одном из холлов у нас оформлен мини-музей, а в старшей группе воспитатели с детьми и родителями смастерили панно на тему «Русская изба», где дети знакомятся с жилищем русского человека: избой, рубленой из бревен, печью, которая «всему голова», с предметами быта: мебели (лавки, столы, сундук); посудой, (глиняной чугунной, деревянной, предметами быта (коромысло, кочерга, прялка).В старшей и подготовительной к школе группах оформлены уголки родного края, где дошкольники знакомятся с символикой родного города Октябрьск, Самарской области, России. Собирается материал на тему «Край родной навек любимый» (открытки, фото, презентации).

Систематически организуются выставки детских работ:

- рисунков на темы: «Мы любим русские народные сказки»,

«Декоративное рисование»,

- поделок на тему «Вылепим игрушку сами» (в рамках проекта, совместно с родителями). Были вылеплены из соленого теста, глины игрушки подымковским и гжельским мотивам, матрешки, посуда с хохломской и гжельской росписью.

Воспитанники принимали участие в окружном конкурсе детского творчества «Русь моя родная».

• познавательные беседы – развивают мышление детей осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию. Знакомятся с устным народным творчеством: потешками, считалками, небылицами, былинами. Дети учатся понимать, чувствовать добрый юмор и задор небылиц. Надолго запомнится детям беседа «Наши защитники», на которой воспитатель, в роли сказителя, рассказывала детям о героях – богатырях, их подвигах. Дети с большим интересом слушали отрывки из былины А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», играли в р/н игру «Петушиные бои», рассматривали картину «Богатыри» В. М. Васнецова, знакомились с обрядом – поклонение «Дубок», изготавливали талисман «Лист дуба».

• творческая продуктивная и игровая деятельность детей. Творчество – главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. Из глины, пластилина, бумаги, картона дети изготавливают понравившиеся предметы. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию. Интересно проходила с детьми подготовительной к школе группы образовательная деятельность на тему «Ярмарка, ярмарка!». Дети – скоморохи зазывали народ на ярмарку. На ярмарке дети рассказывали о русских народных промыслах, затем, «превратившись в настоящих художников», мастерили изделиях, разукрашенные элементами хохломы, гжели, дымки; играли в народные игры, водили хоровод.

• праздникии развлечения. Дети знакомятся с такими обрядовымипраздниками, как Масленица, Троица (праздник русской березки).

• работа с социумом. Уже несколько лет мы ведем совместную работу с городским краеведческим музеем (МБУ «Музей Октябрьск-на-Волге»).Музейно - образовательная программа для дошкольных образовательных организаций состоит из 6 занятий в год с детьми подготовительной к школе группы.

Темы занятий:

- Музей – загадочная страна! Занятие проходит в форме рассказа-беседы с наглядным путешествием по сказкам. На примере сказок дети знакомятся с крестьянским бытом наших далеких предков.

- Чудо-глина, где дети знакомятся с народными промыслами, узнают о глине города Октябрьска.

- Игрушечные истории. Здесь дети знакомятся с историей развития игрушки, их разнообразием, сами изготавливают тряпичных кукол-оберегов.

-Страна краеведов. Это занятие проходит в форме познавательной краеведческой игры. Дети знакомятся с историческими символами города, «путешествуют» по достопримечательным местам.

- Путешествие во времени. Занятие проходит в интерьере русской избы. Дети знакомятся с музейной коллекцией предметов крестьянского быта (печь, ступа, лапти).

В конце учебного года дети получают сертификаты о прослушивании

курса краеведения для дошкольников.

По рекомендациям педагогов дети с родителями посещают городской краеведческий музей.

Уже несколько лет подряд ведем совместную работу с детской библиотекой. Сотрудники библиотеки беседуют с детьми по произведениям русских, советских детских писателей, знакомят с писателями Самарской области.

Ежегодно педагоги и воспитанники структурного подразделения «Детский сад №5» принимают участие в городской выставке детского творчества, посвященной Дню родного города.

Последовательная, систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает их творческую активность. Жизнь детей наполняется радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы ДОУ)Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы ДОУ) Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Духовно-нравственное воспитание (фотоотчет)Духовно-нравственное воспитание (фотоотчет) Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в ДОУ, что помогает вырастить честных,.

Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Духовно-нравсивенное воспитание дошкольников Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы) Современный мир со всеми его трудностями и оживленным темпом жизни, которые зачастую отводят человека от нравственности и не дают времени.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки Из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ№313 Борисовой Елены Анатольевны Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным.

Духовно-нравственное воспитание. Все начинается с любви Статья о духовно-нравственном развитии детей через интеграцию всех видов художественно-эстетического развития детей. В дошкольном учреждении.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Консультация для воспитателей Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждения.

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Проект духовно - нравственного воспитания дошкольников В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая.

Проект «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Духовно – нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. Большое значение для решения этих задач.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Опубликовано: 18 марта 2016 в 10:57
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД