Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики

Наталья Ефимова
Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится успешная социализация личности, что также определено федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.

Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достаёт в настоящее время в нашем современном обществе.

«Родной край, его история, - писал академик Д. С. Лихачёв,- основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»[1]. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, каждой страницы нашей отечественной истории.

Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста. Еще в прошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А. С. Симонович – организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы». [2]

Приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и воспитания духовности. Оптимальным решением построения целостного образовательного пространства выступает музейная педагогика и краеведение, которые могут стать помощниками в решении многих проблем воспитания культурной личности ребенка, помогут заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научат их правилам общения и умению жить среди людей. С их помощью можно провести многовековую связь между прошлым и настоящим, и «погрузить» ребенка в историческое прошлое родного края.

Основной целью работы педагогов в дошкольном учреждении является создание условий для формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников через организацию краеведческой работы в процессе взаимодействия с социокультурными учреждениями.

Для формирования нравственных качеств необходима благоприятная предметно-развивающая среда, насыщенная материалом краеведческого содержания, использование проектно-исследовательского и экспериментального методов. Так как в группе невозможно создать все необходимые условия ввиду специфичности краеведческой работы, возникает необходимость восполнить это через сотрудничество с краеведческим музеем. Взаимодействие с семьей позволяет педагогам проводить данную деятельность через совместные мероприятия, направленные на формирование полноценно развитой личности и присущих ей качеств: любовь, эмпатия, добро, взаимопомощь, трудолюбие, вежливость, предупредительность, скромность, общительность.

Одной из форм краеведческой работы является экскурсия. Совместно с музейными работниками и родителями проводятся экскурсии, во время которых дети знакомятся с экспозициями музея, узнают о роли музея в сохранении культурных и исторических ценностей. Экскурсоводы краеведческого музея знакомят детей с правилами поведения в залах музея, рассказывают о профессиях сотрудников музея.

В связи с отдаленностью расположения, между дошкольным образовательным учреждением и городским краеведческим музеем определена такая форма работы как заочные экскурсии.

Экскурсия «Крепость – Старый Оскол» вдохновила педагогов на

проведение в детском саду выставки по краеведению. В рамках организации выставки, была проведена большая совместная работа воспитателей, родителей и детей. Дети просмотрели фотографии из истории возникновения нашего города, познакомились с его традициями, памятниками, храмами. Узнали о старооскольских мастерах, знаменитых людях. Просмотрели короткометражные фильмы «Игрушки военных лет», «Народные костюмы Белгородской области». Вместе с детьми выставку посетили и родители. Многие из них признались, что никогда не были в городском краеведческом музее, и возникло большое желание его посетить.

Во время проведения экскурсий на тему «Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны» сотрудники музея предоставляют материалы времён Великой Отечественной войны. Дети с огромным интересом рассматривают музейные экспонаты. Эти мероприятия оставляют в душах детей неизгладимый след. И в праздник Победы ребята со своими родителями поздравляют ветеранов, посещают памятные места времён ВОВ, смотрят праздничный салют. После памятных дат дети выражают свои чувства в художественно-эстетической и продуктивной деятельности.

Прекрасные возможности в духовно-нравственном воспитании представляются через знакомство старших дошкольников с традициями, обычаями, фольклором, бытом и прикладным искусством русского народа.

В ходе проведения экскурсий дети получают знания об истории и традициях родного края, его жителей и у них появляется интерес к истории своего рода. Совместно с родителями осуществляются проекты «Моя родословная», «Герб нашей семьи», «Родное Приосколье», «Бабушкины посиделки», «Дом, в котором мы живем. Семейные традиции».

Музейная педагогика способствует активному приобщению детей к культурному богатству родного края, формированию эмоционально окрашенного чувства причастности дошкольников к наследию прошлого и, как следствие, развитию его духовности, нравственно – патриотического воспитания.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста». 1. Введение. 2. Основные цели и задачи духовно-нравственного развития.

Педсовет «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста путем построения целостного педагогического процесса» Тема педсовета «Духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста, через построение целостного педагогического процесса». Цель:.

Духовно-нравственное развитие детей раннего возраста Формирование духовно-нравственных норм эффективно и необходимо начинать с самого раннего детства. Нравственное воспитание в раннем дошкольном.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. .

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста В настоящее время в России происходят кардинальные преобразования в системе.

Использование музейной педагогики в формировании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданско - патриотического воспитания детей. К сожалению, приходится констатировать,.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: Россия, Родина, родной край эти слова знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова.

Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» .

Нравственно — патриотическое воспитание посредством музейной педагогики (национальный культурный компонент)Нравственно — патриотическое воспитание посредством музейной педагогики (национальный культурный компонент) У каждого народа в ходе его истории выработаны свои традиции, обряды,обычаи - собирательство, охота,рыболовство, земледелие и т. д. Мы знакомим.

Развитие познавательных процессов у дошкольников средствами музейной педагогики Одной из основных задач в старшем дошкольном возрасте, я считаю, является подготовка ребёнка к школе. Поэтому необходимо в полной мере развивать.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики
Опубликовано: 16 октября 2016 в 21:27
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Съедобные кормушки для птиц»
Зимой на деревьях часто можно увидеть кормушки для птиц. Из чего их только не делают! Мастера сколачивают из досок домики, дети вырезают из разных коробок и...
Фотоэтюд «Прелесть зимушки-зимы в рисунках детей»
Зима – это всегда праздник для детей. Это и зимние каникулы , и катание на санках, и лепка снеговиков, и игры в снежки, и, конечно же, новогодние праздники с...
Книжка-малышка для эстетического восприятия и раскрашивания «Зимующие птицы»
Цель: Создания необычной и привлекательной для детей «книжки-малышки» на тему Зимующие птицы Задачи: • Совершенствовать технику аппликации; • Закреплять...
Дидактическое пособие «Четыре времени года»
Особое место в развитии ребенка дошкольного возраста занимает дидактическая игра, она имеет большое значение для воспитания в целом. Она способствует...
НОД в младшей группе «Знакомство с насекомыми»
Муниципальное казенное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» с. Ростовановское Курского муниципального района Ставропольского края Текст к...