Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Ольга Мельникова
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста

В настоящее время в России происходят кардинальные преобразования в системе дошкольного образования, связанные с обновлением содержания и повышением качества дошкольного образования. Стратегией развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы предусматривается реализация моделей духовно-нравственного воспитания дошкольников, основанных на региональных приоритетах (православная культура, гражданское, патриотическое воспитание). Кроме того, обозначается задача становления духовно – нравственных ценностей у подрастающего поколения как одна из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Детство – время развития всех сил человека, как духовных, так и физических, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения. Сегодня на ребят с самого рождения обрушивается огромный пласт информации: СМИ, детский сад, кино, интернет – все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас, взрослых людей, очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания ребенка. Именно сегодня, материальные ценности возвышаются над духовными, в связи с этим у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации не способствует духовному развитию маленького человека, где накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Подготовка ребё нка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: сначала в дошкольном учреждении и в школе, затем в студенческом коллективе, на работе. Все родители в будущем хотят счастья своему ребёнку, но не каждый задумывается над тем, что оно во многом зависит от способности человека утвердить себя в обществе. Как он станет относиться к окружающим, к своим обязанностям, как начнёт строить отношения с людьми, этим определяется, будет сын или дочь хорошим человеком. Родители призваны воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, приучать к порядку, дисциплине, показывать детям пример во всём. Хороший пример - величайший помощник в духовно-нравственном воспитании ребёнка. Подражая, он пополняет свой жизненный опыт, обогащает речь, развивает вкус, приобретает умения. Взаимное влияние семейного и дошкольного воспитания - необходимое условие в воспитании духовности и нравственности в наших детях.

Нравственные чувства закладываются в уме и сердце ребёнка в дошкольные годы. Важную роль в духовно – нравственном воспитании ребенка играет детский сад. Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. Именно здесь закладывается фундамент духовности и происходит активное накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни.

В МБДОУ детском саду общеразвивающего вида № 56 «Солнышко» уделяется особое внимание проблеме духовно - нравственного воспитания дошкольников. Накоплен достаточно богатый опыт по воспитанию у детей таких качеств как, культура поведения, гуманные отношения между детьми и взрослыми, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям, воспитание любви к Родине. Деятельность педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников нашего дошкольного образовательного учреждения осуществляется комплексно. В своей практике мы опираемся на программу «Добрый мир», автор и составитель которой доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета, действительный член Международной педагогической академии, член Союза писателей России Л. Л. Шевченко. Содержание данной программы нацелено на развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Цель программы:

- духовно-нравственное развитие и воспитание детей через приобщение к традиционным духовным ценностям России;

- понимание значимости нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;

- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей;

- создание условий творческого развития;

- воспитание любви к Родине, семье.

На основе основной программы МБДОУ и программы «Добрый мир» в нашем детском саду составлена рабочая программа, которая включает в себя пять разделов:

1) Устроение мира. Наш красивый добрый мир.

2) Устроение отношений в мире. Хорошо - плохо.

3) Отношения в нашей жизни.

4) Ценности жизни христиан. Православные праздники.

5) Благодарение. Нравственный выбор.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Программа строится на соответствующих возрасту видах деятельности и формах работы с дошкольниками и направлена на взаимодействие с семьёй в целях осуществления духовно-нравственного развития ребёнка.

В рамках программы, взаимодействуя с субъектами образовательных отношении – родителями в детском саду проводятся родительские собрания, на которых воспитатели знакомят родителей с содержанием рабочей программы составленной на основе «Доброго мира», ядро которой – духовная культура. Духовная культура - добрый, красивый мир материальных и идеальных объектов и отношений, в которых разумно организованы отношения заботы, любви, милосердия.

В программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольников формы совместной со взрослыми (воспитателями и родителями, групповой и самостоятельной работы: ролевые, сюжетные игры, драматизация, беседа, наблюдение, экспериментирование, обсуждение проблемных ситуаций, конструирование, художественное творчество, музицирование и др. в условиях предметно-развивающей среды (прогулки-путешествия, выставки, спектакли, концерты и т. п.).

В основу программы положено блочно-тематическое построение содержания, которое представлено в различных видах деятельности. Это позволяет осваивать материал программы на уровне многократного концентрического повторения.

Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игровая деятельность, содержание рабочей программы организовано как тематическая игра – путешествие, которое начинается в старшей группе и завершается в подготовительной на празднике прощания с детским садом, как «Окончание путешествия. Благодарение».

Современные дети должны знать и чувствовать, как относиться к Родине, к природе, животным - меньшим друзьям, кто научил людей быть добрыми, что такое совесть, для чего люди ходят в храм и чему радуются, какие праздники празднуют. Какими бы не были социально-экономические прогнозы, жизнь все равно должна приносить радость и удовлетворение. Различные виды деятельности (общение, игра, познавательно – исследовательская – как сквозные механизмы развития ребенка) отличаются специфическими особенностями, которые создают возможность для наиболее успешной реализации той или иной задачи. Например, в игре, при проведении праздников – формирование положительных взаимоотношений, нравственных чувств. В труде – трудолюбия, уважения к труду взрослых, а также организованности, ответственности, чувства долга. В непосредственно образовательной деятельности – интерес к самопознанию, представлениям о явлениях общественной жизни, патриотических чувств.

На этапе завершения дошкольного образования ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного образования. При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Список литературы.

1. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре Попова Т. Д. «Мозаика-Синтез», 2010г. (Библиотека воспитателя).

2. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Ахтян А. Г. «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет» - М., «Айрис Пресс», 2009 г.

3. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. Под ред. Л. Л. Шевченко. -М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2011.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста». 1. Введение. 2. Основные цели и задачи духовно-нравственного развития.

Духовно-нравственное и физическое воспитание детей дошкольного возраста в системе работы инструктора по физической культуре В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением.

Духовно-нравственное воспитание детейДуховно-нравственное воспитание детей Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством.

Духовно-нравственное воспитание детей с помощью художественного слова Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. .

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного.

Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» .

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» МАДОУ «Детский сад «Непоседы» Воспитатель: Воронова Т. А. «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Духовно-нравственное.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 2 слайд «Любовь к родному краю, родной культуре,.

Влияние народного декоративно-прикладного искусства на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста «…Детский рисунок, процесс рисования- это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3 октября 2016 в 18:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД