МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с художественной литературой

Ксения Леонтьева
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с художественной литературой

Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве.

Без чтения душно и душа голодает.

святой Феофан Затворник

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ. В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с художественной литературой» размещена в разделах

Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях.

Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.

Роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на православных культурных ценностях. ДОУ – один из резервов возрождения, восстановления многолетних православных традиций.

Приобщение дошкольников к православным традициям предполагает становление представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений (формирование отношения к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству, а также знакомство с православными праздниками.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, духовно-нравственного воспитания детей. Художественную литературу по ознакомлению детей с православными традициями можно условно разделить на:

• народные и авторские сказки, рассказы;

• пословицы и поговорки;

• художественную литературу на церковные темы (стихотворения о церковных праздниках)

Народная сказка, а также авторские сказки и рассказы Алексея Николаевича Толстого, Александра Сергеевича Пушкина, Константина Дмитриевича Ушинского, Валентина Катаева, рассказы Николая Носова, Валентины Осеевой и многих других детских писателей, как никак лучше раскрывают читателю понятия о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Если сказки и рассказы заставляют детей погрузиться в мир поступков и взаимоотношений, насладиться красотой художественного слова, задуматься о мотивах поступков героев, то пословицы и поговорки, созданные самой народной мудростью, содержат в себе краткое наставление, не предполагающее сомнений и возражений. Пословица – истина, которую необходимо придерживаться. Пословицы уникальны еще и тем, что читать их можно:

• В ходе образовательной деятельности;

• В ходе режимных моментов;

• В процессе совместной деятельности педагога с детьми;

• При организации самостоятельной детской деятельности.

С целью приобщения детей дошкольного возраста к православным традициям посредством художественной литературы, мы используем следующие формы работы:

• Чтение художественных произведений;

• Этическая беседа по прочитанному;

• Повторное чтение;

• Дискуссия по прочитанному;

• Решение проблемных ситуаций;

• Выставки (книг, творческих работ, рисунков к прочитанному);

• Придумывание рассказов, сказок.

Перед прочтением художественного произведения мы продумываем, какой аспект будет раскрыт перед детьми, в соответствии с этим подбираем вопросы для этической беседы. Не нужно ставить перед детьми слишком много вопросов, вопросы должны побуждать у ребенка интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру. При повторном чтении, перед детьми более полно раскрывается сюжет произведения, мотивы поступков героев, у ребенка формируется отношение к происходящим в произведении событиям. И мы можем провести дискуссию по прочитанному, выслушав различные мнения. Можем погрузиться в проблемную ситуацию и поразмышлять, как бы мы поступили в той или иной ситуации. Также мы можем придумать совершенно новый рассказ или сказку, используя начало художественного произведения как основу.

Нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери, т. к. сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям.

21 ноября Церковь отмечает праздник Введение в Храм Богородицы, последнее воскресенье ноября – официальный праздник День матери. Любовь к матери мы воспитываем посредством чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка, эти сказки учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней.

Любовь и преданность Отчизне раскрывают былины о богатырях, в которых воспевается сила духа, неприятие зла и милосердие.

Понятия о милосердии и сострадании раскрываются в произведении Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Примеры о необходимости послушания описываются в сказках К. Д. Ушинского «Умей обождать», «Козлятки и волк», пословице «Слушай мудрых людей, на путь наведут».

Правдолюбие, честность, неприятие лжи описываются в рассказах Н. Носова «Карасик», «Огурцы», В. Осеева «Что легче?», А. Толстого.

Стремление к добру, неприятие зла показано во всех народных сказка, сказках А. С. Пушкина, рассказах В. Осеева «Хорошее», «Плохо», пословицах: Мир не без добрых людей; Доброе дело во век не забудется.

Уважение к родителям, старшим отражено в белорусской сказке «Старый отец», татарской сказке «Мудрый старик и глупый царь», пословицах: От совета старых людей голова не болит; Молодой красив, старый умен.

Бережное отношение к живому, к природе раскрыто в рассказах Василия Сухомлинского «Он только живой красивый», «Брошенный котенок», «Ласточка с перебитым крылом»

О трудолюбии рассказывается в сказке К. Д. Ушинского «Два плуга», сказке «Золушка» Шарля Перро, русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка», сказке Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик», пословицах Землю красит солнце, а человека труд, Без труда, не выловишь и рыбку из пруда, Делу время, потехе час.

О православных праздниках повествуют нам стихотворения:

• «Есть очень добрый праздник на Руси…» о Покрове;

• «Рождественский ангел» Агаповой Натальи;

• «Масленица угощает» Ираиды Мордвиной;

• «Вербочки» о Вербном Воскресенье Александра Блока;

• «Как солнце блещет ярко …» о Пасхе Алексея Плещеева;

• «Святая Троица» Людмилы Громовой.

Каждое из этих стихотворений образно, но в то же время доступно и просто доносит до детской души суть праздника, воспевает святыни, передавая благоговейное отношение к происходящему событию.

Конечно же, при выборе художественных произведений мы, в первую очередь, обращаем внимание на возрастные и индивидуальные особенности наших воспитанников.

На основе вышесказанного можно сказать, что целенаправленная работа по приобщению детей к православным традициям на основе знакомства с художественной литературой будет способствовать:

• Усвоению ребенком добродетели, направленности и открытости его к добру

• Позитивному отношению ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе

• Иерархичности отношений со взрослыми и сверстниками

• Созданию оптимистической картины мира

• Потребности и готовности проявлять совместное сострадание и радость

• Воспитанию чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении во благо Отечества

• Приобщению к опыту православной культуры, знакомству с формами традиционного семейного уклада

• Пониманию своего места в семье, посильных домашних делах

• Деятельному отношению к труду

• Ответственности за свои дела и поступки

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста В настоящее время в России происходят кардинальные преобразования в системе.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (СЛАЙД 1) С точки зрения государственной политики в области образования, на современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста Юламанова С. Т., воспитатель МАДОУ «Солнышко» села Бурибай МР Хайбуллинский.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в разновозрастной группе «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится.

Индивидуальная программа саморазвития «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»        Индивидуальная программа развития самообразования.   Воспитателя МБДОУ "Пушкинский детский сад"  Казанцевой Марины Александровны на.

Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей старшего дошкольного возраста» .

Описание опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Описание опыта работы по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Проект «Светлая Пасха» с детьми средней.

Опыт работы «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с художественной литературой
Опубликовано: 14 марта 2017 в 09:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД