Ксения Леонтьева
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве.
Без чтения душно и душа голодает.
святой Феофан Затворник
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ. В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с художественной литературой» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях.
Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.
Роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на православных культурных ценностях. ДОУ – один из резервов возрождения, восстановления многолетних православных традиций.
Приобщение дошкольников к православным традициям предполагает становление представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений (формирование отношения к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству, а также знакомство с православными праздниками.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, духовно-нравственного воспитания детей. Художественную литературу по ознакомлению детей с православными традициями можно условно разделить на:
• народные и авторские сказки, рассказы;
• пословицы и поговорки;
• художественную литературу на церковные темы (стихотворения о церковных праздниках)
Народная сказка, а также авторские сказки и рассказы Алексея Николаевича Толстого, Александра Сергеевича Пушкина, Константина Дмитриевича Ушинского, Валентина Катаева, рассказы Николая Носова, Валентины Осеевой и многих других детских писателей, как никак лучше раскрывают читателю понятия о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Если сказки и рассказы заставляют детей погрузиться в мир поступков и взаимоотношений, насладиться красотой художественного слова, задуматься о мотивах поступков героев, то пословицы и поговорки, созданные самой народной мудростью, содержат в себе краткое наставление, не предполагающее сомнений и возражений. Пословица – истина, которую необходимо придерживаться. Пословицы уникальны еще и тем, что читать их можно:
• В ходе образовательной деятельности;
• В ходе режимных моментов;
• В процессе совместной деятельности педагога с детьми;
• При организации самостоятельной детской деятельности.
С целью приобщения детей дошкольного возраста к православным традициям посредством художественной литературы, мы используем следующие формы работы:
• Чтение художественных произведений;
• Этическая беседа по прочитанному;
• Повторное чтение;
• Дискуссия по прочитанному;
• Решение проблемных ситуаций;
• Выставки (книг, творческих работ, рисунков к прочитанному);
• Придумывание рассказов, сказок.
Перед прочтением художественного произведения мы продумываем, какой аспект будет раскрыт перед детьми, в соответствии с этим подбираем вопросы для этической беседы. Не нужно ставить перед детьми слишком много вопросов, вопросы должны побуждать у ребенка интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру. При повторном чтении, перед детьми более полно раскрывается сюжет произведения, мотивы поступков героев, у ребенка формируется отношение к происходящим в произведении событиям. И мы можем провести дискуссию по прочитанному, выслушав различные мнения. Можем погрузиться в проблемную ситуацию и поразмышлять, как бы мы поступили в той или иной ситуации. Также мы можем придумать совершенно новый рассказ или сказку, используя начало художественного произведения как основу.
Нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери, т. к. сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям.
21 ноября Церковь отмечает праздник Введение в Храм Богородицы, последнее воскресенье ноября – официальный праздник День матери. Любовь к матери мы воспитываем посредством чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка, эти сказки учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней.
Любовь и преданность Отчизне раскрывают былины о богатырях, в которых воспевается сила духа, неприятие зла и милосердие.
Понятия о милосердии и сострадании раскрываются в произведении Валентина Катаева «Цветик-семицветик».
Примеры о необходимости послушания описываются в сказках К. Д. Ушинского «Умей обождать», «Козлятки и волк», пословице «Слушай мудрых людей, на путь наведут».
Правдолюбие, честность, неприятие лжи описываются в рассказах Н. Носова «Карасик», «Огурцы», В. Осеева «Что легче?», А. Толстого.
Стремление к добру, неприятие зла показано во всех народных сказка, сказках А. С. Пушкина, рассказах В. Осеева «Хорошее», «Плохо», пословицах: Мир не без добрых людей; Доброе дело во век не забудется.
Уважение к родителям, старшим отражено в белорусской сказке «Старый отец», татарской сказке «Мудрый старик и глупый царь», пословицах: От совета старых людей голова не болит; Молодой красив, старый умен.
Бережное отношение к живому, к природе раскрыто в рассказах Василия Сухомлинского «Он только живой красивый», «Брошенный котенок», «Ласточка с перебитым крылом»
О трудолюбии рассказывается в сказке К. Д. Ушинского «Два плуга», сказке «Золушка» Шарля Перро, русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка», сказке Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик», пословицах Землю красит солнце, а человека труд, Без труда, не выловишь и рыбку из пруда, Делу время, потехе час.
О православных праздниках повествуют нам стихотворения:
• «Есть очень добрый праздник на Руси…» о Покрове;
• «Рождественский ангел» Агаповой Натальи;
• «Масленица угощает» Ираиды Мордвиной;
• «Вербочки» о Вербном Воскресенье Александра Блока;
• «Как солнце блещет ярко …» о Пасхе Алексея Плещеева;
• «Святая Троица» Людмилы Громовой.
Каждое из этих стихотворений образно, но в то же время доступно и просто доносит до детской души суть праздника, воспевает святыни, передавая благоговейное отношение к происходящему событию.
Конечно же, при выборе художественных произведений мы, в первую очередь, обращаем внимание на возрастные и индивидуальные особенности наших воспитанников.
На основе вышесказанного можно сказать, что целенаправленная работа по приобщению детей к православным традициям на основе знакомства с художественной литературой будет способствовать:
• Усвоению ребенком добродетели, направленности и открытости его к добру
• Позитивному отношению ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе
• Иерархичности отношений со взрослыми и сверстниками
• Созданию оптимистической картины мира
• Потребности и готовности проявлять совместное сострадание и радость
• Воспитанию чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении во благо Отечества
• Приобщению к опыту православной культуры, знакомству с формами традиционного семейного уклада
• Пониманию своего места в семье, посильных домашних делах
• Деятельному отношению к труду
• Ответственности за свои дела и поступки