Лучший педагог года

Досуг, посвященный 125-летию С. С. Прокофьева. Симфоническая сказка «Петя и Волк»

Алла Серегина
Досуг, посвященный 125-летию С. С. Прокофьева. Симфоническая сказка «Петя и Волк»

Конспект досуга, посвящённого 125- летию С. С. Прокофьева, для детей подготовительной группы на тему: «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и волк»

Задачи:

1. Познакомить с инструментами симфонического оркестра, с лейтмотивами героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».

2. Развивать звуковысотный и тембровый музыкальный слух, словарный запас для определения характера музыкального произведения.

Публикация «Досуг, посвященный 125-летию С, С, Прокофьева, Симфоническая сказка „Петя и Волк“» размещена в разделах

3. Воспитание культуры слушания симфонической музыки.

4. Совершенствовать навык игры на детских музыкальных инструментах

Оборудование:

1. ноутбук;

2. презентация;

3. Мультипликационный фильм «Петя и волк». ( Год выпуска: 1958)

Ход занятия

1. Приветствие

Музыкальное приветствие. Валеологическая распевка «Доброе утро» О. В. Арсеневской.

М. Р. : А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Угадай по голосу».

Выходит один ведущий, встает спиной к детям. Остальные ребята по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ребёнка. М. р. : Хорошо! Как же удалось ведущему, не видя вас, точно определить ваши имена?

Примерные ответы детей: по голосу.

М. р. : Правильно! А как же наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал?

Примерные ответы детей:

- Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.

- У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.

М. р. : То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр. Тембр – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА

Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?

Примерные ответы детей: Да, есть!

М. р. : Правильно! Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.

М. р. : А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под елью,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Гобой, и кларнет, и фагот,

Запрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

у сказки свои голоса :

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери - страницы,

В нее поскорей отвори.

Примерные ответы детей: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны

М. р. : Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?

М. р. : Правильно! А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд – портрет композитора). В этом году ему исполнилось со дня рождения 125 лет. (Некоторые факты из биографии) Сказку он написал уже в зрелом возрасте. Это было в 1936 году. Это сказка не обычная - это музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра. С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Каждый персонаж сказки имеет свою тему. Он хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них темы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов.

Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема – (Слайд – пионер Петя)

Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.

(Слайд – струнно-смычковые) – слушание темы.

М. р. : Как вы думаете, какой характер у Пети? Каким изобразила его музыка?

Примерные ответы детей:

- Веселым, озорным, радостным.

- Он идет, что-то напевает и попрыгивает.

М. р. : Хорошо! Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка. (Слайд – птичка, флейта). Ее лейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе. Послушайте внимательно ее тему, чтобы потом ответить на мои вопросы. Слушание темы.

- Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку? Примерные ответы детей:

- Веселое, радостное, счастливое.

- Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.

- Или как будто птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться.

А хотите послушать звучание флейты в исполнении вашего товарища?

Исполнение музыкального произведения на флейте.

М. р.

Тему следующего персонажа утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент (Слайд – утка, гобой). Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» - слушание темы.

- Какой изображает утку музыка?

Примерные ответы детей:

- Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.

М. р. : Но вот появляется кошка! Ее тему исполняет кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов. (Слайд – кошка, кларнет) – слушание темы.

- Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему?

Примерные ответы детей:

- Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.

- Иногда она останавливается.

М. р. : А давйте покажем под музыку, как кошка догоняет птичку.

Игра «Догони птичку».

Дети становятся в круг, выбирается Птичка и Кошка. Под музыку Птичка летает за кругом, затем звучит тема Кошки, кошка двигается под музыку и начинает ловить птичку. Дети поднимают руки, Птичка забегает в круг, дети опускают руки, не пускают Кошку в круг.

М. Р.

Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (Слайд – дедушка, фагот) Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Слушание темы.

- Похоже на ворчливого дедушку?

Примерные ответы детей: да!

М. р. : Еще один персонаж сказки – волк! (Слайд – волк, валторны). Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. Слушание темы.

- Что вы можете сказать о лейтмотиве этого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?

Примерные ответы детей:

-Музыка изображает Волка опасным хищником.

- Это злой Волк!

-Слышно как он воет.

М. р. : Совершенно верно! А кто из вас хочет изобразить злого Волка?

(Танцевальное творчество детей)

И, наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка (Слайд – охотники, ударные). Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. Слушание темы.

Примерные ответы детей:

-Это барабаны!

- Ударные инструменты!

М. р. : Правильно, тему охотников исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны.

Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух. А сейчас давайте все превратимся в настоящих музыкантов симфонического оркестра и даже выберем дирижёра, который будет руководить оркестром (Дети исполняют на детских музыкальных инструментах победный марш из сказки).

Давайте же сейчас посмотрим мультипликационный фильм - экранизацию одноименной симфонической сказки Сергея Прокофьева от начала до конца. И постараемся услышать все те тембры инструментов и лейтмотивы действующих лиц сказки, о которых говори сегодня. (Кукольный мультфильм. Год выпуска: 1958). Просмотр мультфильма.

М. р. А сейчас я вам предлагаю нарисовать самого запомнившегося вам героя из симфонической сказки «Петя и волк».

Дети рисуют под музыку С. С. Прокофьева.

Список использованной литературы:

1. З. Е. Осовицкая, А. С. Казаринова – Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения предмету. – М. : Музыка. – 2004 – 224 с.

2. И. Прохорова «Музыкальная литература» - М. Музыка2006.

3. М. Румер, Т. Бейдер «Музыка» - М. Музыка 2000.

Публикации по теме:

Досуг, посвященный 240-летию основания Большого театраДосуг, посвященный 240-летию основания Большого театра (28 марта 1776 год) «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души». АРИСТОТЕЛЬ. Цель. Систематизировать знания.

Концерт, посвященный 70–летию Победы Бабушка стелет скатерть на стол, в дверь на лошадке забегает внук, кричит: «Дедушка, догоняй» Внук: Останавливается и спрашивает: бабушка,.

Конспект открытой НОД по музыке «Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк» Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк»Ход занятия. Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами в нашем музыкальном.

Мастер-класс: экологически чистая игрушка своими руками «Петя, Петя-петушок»Мастер-класс: экологически чистая игрушка своими руками «Петя, Петя-петушок» Мастер класс «Петя Петя петушок» (экологически чистая игрушка своими руками) Цель мастера класса: обучение приемам изготовления оригинальной.

НОД. «Знакомство с инструментами симфонического оркестра. Симфоническая сказка С. Прокофьева Петя и волк».НОД. «Знакомство с инструментами симфонического оркестра. Симфоническая сказка С. Прокофьева Петя и волк». НОД. Тема: «Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С. Прокофьева Петя и волк». Цель: Познакомить детей с разнообразием.

Педагогический проект, посвященный 55-летию космонавтики «Космос» «Человечество не остается вечно на земле, но в погоне за светом и пространством, с начало робко проникает за пределы атмосферы, а затем.

Педагогический проект посвященный 55-летию космонавтики «Космос» «Человечество не остается вечно на земле, но в погоне за светом и пространством, с начало робко проникает за пределы атмосферы, а затем.

Праздник, посвященный 70-летию Победы 1 Воспитатель Григорова Татьяна Владимировна Моу Береговая сош гдо Ведущая: Праздник Победы – 9 Мая – Празднует в нашей стране стар и млад.

Совместный межгрупповой театрализованный досуг «Лиса и волк» Совместный межгрупповой театрализованный досуг: «Лиса и волк». Участники: дети средней 11 группы и 12 группы. Оборудование: плоскостные.

Тематическое занятие С. С. Прокофьев «Петя и волк» Конспект занятия (Прокофьев) Программное содержание: Познакомить детей с композитором С. С. Прокофьевым и его произведениями. Вызвать у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Досуг, посвященный 125-летию С. С. Прокофьева. Симфоническая сказка «Петя и Волк»
Опубликовано: 22 мая 2016 в 11:12
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД