Получи документы

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Любовь Огиенко
Духовно-нравственное воспитание дошкольников

В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать ребёнка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир.

Экономические, политические и социальные условия жизни нашего общества последние десятилетия резко изменились. Общество ищет новые формы управления и ведения хозяйства, экспериментирует в области образования. Так, государство основным принципом своей политики провозгласило гуманистический характер образования, поставило целью воспитать высокогуманную личность, способную адаптироваться в современных условиях жизни, раскрывать свой творческий потенциал. Общечеловеческие ценности становятся приоритетными в воспитательном процессе.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах

Так что такое духовно-нравственное воспитание детей? Это привитие детям определенных нравственных качеств, принятых в нашем обществе. Сменились ли нравственные нормы? Нет, и не сменятся никогда. И если ребенку не давать правильный устой, азы моральных качеств, то он никогда не станет полноправным членом общества.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание дошкольников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Я считаю, что очень важно заниматься духовно-нравственным воспитанием детей с раннего возраста.

Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в «хорошо» и осознать ответственность за вклад в «плохо»?

Понятие «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим, непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.

Задача детского сада - раскрыть и воспитать лучшие стороны человеческой души, дать ребенку правильные нравственные ориентиры, а это невозможно без обращения к духовно-нравственному опыту своего народа.

Учитывая социальный заказ родителей, обусловленный кризисным состоянием духовно-нравственной сферы общества и необходимостью оказания педагогической помощи семьям в приобщении детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры в нашем детском саду используется программа Л. Шевченко «Православная культура. Добрый мир».

Программа дополнительного образования детей «Добрый мир. Православная культура для малышей» способствует патриотическому, духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности через познание истории и традиций своего народа, позволяет раскрыть глубинную красоту православной культуры. Изучение народной культуры осуществляется через воспроизведение годового цикла праздников, сюжетно-ролевых, специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, через формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.

Цель программы:

Через сказки, легенды, поэзию, музыку, художественные картины, т. е. через искусство, возродить духовно - нравственное воспитание детей.

Ознакомить детей с ценностями православной культуры.

Содействовать родителям в развитии личности ребёнка на основе ценностей отечественной культуры.

Создать в коллективе атмосферу дружбы и сотрудничества.

Помочь детям:

1. Проявить нравственные качества (терпимость и терпение,

доброжелательность, любовь к Природе, к Человеку, к Богу, наблюдательность и т. д.);

2. Устремиться к Добру.

3. Увидеть прекрасное в самых обычных предметах, явлениях

природы;

4. Научиться слушать и слышать одновременно;

5. Развить воображение.

Программа «Добрый мир» ориентирована на детей 5-7-летнего возраста, что объясняется особенностями духовно-нравственного развития и возможностями использования в системе светского образования обра-зовательных программ вероучительного и культурологического типа.

Формы и способы проведения занятий:

• рассказ педагога, беседа с учащимися, диалог.

• чтение литературных сказок, притч, легенд;

• создание собственных (детских) сказок.

• рисование, пение.

Занятия сопровождаются музыкой (классической, русского народного фольклора, звуками Природы (пение птиц, журчание ручья, шум прибоя и др., а также показом репродукций картин русских и современных художников, наглядных материалов.

У обучающихся по этой программе дошкольников формируются понятия и представления о духовной культуре и морали.

Отбор содержания примерной программы произведен с соответствии с принципами:

- культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной принадлежности познакомится с традиционной духовно-нравственной культурой России;

-исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;

-систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями дошкольного и начального образования.

В результате освоения данной программы:

1. Дети должны усвоить основные положительные и

отрицательные нравственные качества человека: вежливость, доброта

верность, грубость, правдивость, скромность, совесть, уважение

честность, чуткость.

Важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, дружба, забота, обида.

Общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, подвиг, герой. Осознанно оперировать понятиями «Родина», гордиться культурой и традициями своей Родины.

2. Дети должны знать и использовать в общении элементарные

этические нормы; активно применять правила вежливого общения; правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т. д., друг с другом, в семье; быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях; демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его).

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей, конкретные факты из жизни старших членов семьи. Поэтому, для высоких результатов воспитания духовной личности, педагогами дошкольных учреждений планируется разнообразная работа с родителями: беседы, консультации, совместная подготовка и участие на детских праздниках и развлечениях и т. д.

В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного воспитания. И большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям, педагогам. Вся воспитательная работа ДОУ должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций Видео Как важно создать вокруг ребёнка чистую, духовно здоровую атмосферу для развития и воспитания личности, прикоснуться к вере, узнать и почувствовать.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Слайд№2. Свое выступление я хочу начать словами Д. А. Медведева «Духовно- нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого зависит жизнь растения.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая самобытная, неповторимая жизнь. И от того.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Духовно-нравственное воспитание - сложная и актуальная.

Духовно — нравственное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию ребенка-дошкольника (выступление на городском методическом объединении) Основы.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГТ Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной.

Духовно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольниковДуховно-нравственное воспитание в музыкальной деятельности дошкольников Не вызывает сомнения, что российское общество переживает в настоящее время не лучшие времена. Сложившееся положение является отражением.

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» 6 лет я работаю над темой «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». В настоящее время нас не может не тревожить духовное состояние.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы МКДОУ «Зеледеевский детский сад «Сказка» План работы по самообразованию 2015–2017 гг. тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Опубликовано: 24 января 2017 в 16:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД