Равза Измайлова
Духовно — нравственное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию ребенка-дошкольника
(выступление на городском методическом объединении)
Основы духовно-нравственной культуры личности формируются в дошкольном детстве, когда ребенок взаимодействует с окружающим миром на основе естественной потребности в прочувствовании, познании, оценивании, осмыслении. В его представлениях преоб-ладают эмпирические, эмоционально-чувственные, даже интуи-тивные данные.
Публикация «Духовно — нравственное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности» размещена в разделах
Любознательность детей, их вопросы обо всех сторонах жизни спо-собствуют становлению уникальной картины мира, которая может ха-рактеризоваться как целостностью, так и фрагментарностью в зависи-мости от качества предоставленной ему информации. Стремление к целостному пониманию объектов и явлений выражается в огромном количестве вопросов, раскрывающих мир с разных точек зрения. До-школьника учат отличать доброе от злого, хорошее от плохого, приви-вают социально приемлемое поведение и отучают от порицаемых об-ществом поступков. Причиной, почему он должен поступать в соот-ветствии с этими правилами, нормами является их принятие и одобре-ние значимыми людьми – воспитателем, родственниками, другими значимыми взрослыми. Личностный смысл действий ребенка опреде-ляется их оценкой и находится, таким образом, за пределами поступка, который совершается, чтобы получить награду и избежать наказания. В сегодняшнем нестабильном мире происходит переоценка ценностей, изменение их иерархии в аксиосфере культуры, которая представляет собой не просто совокупность тех или иных ценностей в жизни человека, а интегральную систему ценностных связей и отношений к Мирозданию. В дошкольном детстве формируются идеалы, которые должны быть концентрированным выражением возвышенных духовных ценностей. Такие идеалы представлены в образах положительных героев сказок, мультфильмов, компьютерных игр. Специфика возраста состоит в том, что на протяжении всего нескольких лет идеалы ребенка могут меняться. Он «примеряет» образы, сохраняя в себе определенные черты героя, и переходит к следующему. Мир ценностей ребенка отражает область смысложизненных ориентиров, определяющих характер его поведения. К старшему дошкольному возрасту типичными мотивами поведения становятся стремление быть как взрослый, установить положительные отношения со взрослыми сверстниками, мотивы самолюбия и самоутверждения и познавательные мотивы. Ценностно-смысловая картина мира, как основа духовно-нравственной культуры человека, наполнена осмысленными, прочув-ствованными, четко определенными ценностями и личностными смыс-лами поведения и жизнедеятельности. Разнообразные источники ин-формации структурируют картину мира ребенка, в которой формиру-ется ценностно-смысловое ядро. Именно ценности, смыслы жизни со-здают неповторимость, уникальность каждого человека, характеризу-ющие его духовно-нравственную культуру.
Ведущей категорией-ценностью, которая является системообра-зующей в ценностно-смысловой картине мира ребенка-дошкольника, по нашему мнению, являются категории достоинства, ответственности, устойчивости. Категория достоинства характеризует человека со сто-роны ценности для семьи, группы сверстников, общества. Позиция личности, в отличие от позы, представляет собой цельное, исполненное смысла, выражение открытости и принятие ответственности.
Воспитание у ребенка ответственности как духовно-нравственного качества человека основывается на одном из важней-ших новообразований дошкольного детства – возникновение произ-вольного поведения.
Поведение ребенка из импульсивного и непосредственного стано-вится опосредованным нормами и правилами поведения. Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми, осо-знает не только свои действия, но и свои внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения и пр.
Духовно-нравственное воспитание ребенка предполагает ста-новление его ценностно-смысловой картины мира, которая будет раз-виваться в его будущей взрослой жизни. В этом процессе рациональ-ный подход, не затрагивающий эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приоб-рести и позже, но основа самого лучшего в человеке закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
В теории дошкольной педагогики сформировались представления об основных средствах воспитания, которые могут быть использованы и в духовно-нравственном воспитании детей. Основными назовем иг-ру, сказку и диалог. Игра – это такая символическая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми. Ее про-странство – это мир знаков и символов. В играх ребенок символически моделирует определенную реальность, принимает на себя роль, пробует пережить различные человеческие страсти и чувства, ценности и смыслы жизни.
В играх детей проявляется их духовно-нравственная культура, по-этому можно проследить зарождение и эволюцию ценностно-смысловой картины мира в сюжетно-ролевых, дидактических, спор-тивных играх, играх-драматизациях и др.
Творческий, целостный взгляд на мир побуждает ребенка к освое-нию его всеми способами, которые предлагает современность. Он вла-деет компьютером, мобильным телефоном и другими техническими устройствами, готов к освоению новых технологий, новых источников информации, одним из которых являются компьютерные игры для де-тей дошкольного возраста. Эти игры соответствуют ведущей деятель-ности ребенка, поэтому в определенной мере решают проблему разви-тия его любознательности и воспитания основ духовно-нравственной культуры.
В игре заложен огромный потенциал, она вызывает массу эмоций, удовольствия, азарта, позволяет устранить комплексы, способствует проявлению спонтанности, и создает бескрайнее творческое пространство. От того, каким игровым опытом обладает ребенок, зависит его способность ориентироваться в тексте игры, а, значит, и в «тексте жизни».
Игра позволяет ребенку схватывать целое раньше части, перено-сить свойства одного образа на другой, выражать в символической форме обобщенные связи и закономерности объективного мира, ду-ховно-нравственные принципы, например: принцип дарения (больше давая другим, еще больше получаешь для себя, принцип позитивных мыслей (в один временной отрезок можно думать о чем-то одном – или о хорошем, или о плохом; выбирая хорошее – выбираешь гармоничную жизнь; проблемные мысли создают проблемы в жизни, движения (все течет –все изменяется, день сменяет ночь и т. д., эха (как аукнется, так и откликнется, зло вернется злом, а любовь – любовью; посеешь ветер пожнешь бурю; хочешь добра – твори добро; Пусти свой хлеб по реке, и он вернется к тебе с маслом).
Наряду с игрой, рассмотрим сказку, которая является мощным ре-зервом приобщения ребенка к духовно-нравственной культуре челове-чества. Искусство, как и игра, создает то пространство, которое проти-востоит бездуховности средств массовой информации, которые созда-ют миф о возможностях ребенка исключительно как потребителя про-дуктов деятельности другого человека. У современного дошкольника возникает иллюзия быстрого получения товаров, удовлетворения своих материальных потребностей. Ценностно-смысловая картина мира ребенка наполняется значимостью потребления, получения прибыли и разнообразных удовольствий. В принципе, эти ценности нельзя назвать негативными, но они оказываются преувеличенными, гипертрофированными. И дополнить их необходимо любовью, красотой, истинной, которые ярко и образно представлены в сказках.
Сказки, как носители ментальности, позволяют ребенку иденти-фицировать себя со взрослым и присваивать базовые ценности любви, доброжелательности, смелости и т. д. Семиотическое пространство сказки имеет значение в создании собственной ценностно-смысловой картины мира. В процессе постижения культуры ребенок в сотрудни-честве, общении, сорадости и сопереживании, диалоге с носителями культуры – взрослыми – в силу своей активности, свободы, креатив-ности преодолевает некоторые ограничения, созданные правилами и нормами взрослых. Он формулирует собственные правила жизни, ко-торым с удовольствием следует. И если его правила жизни соотносятся с теми, которые сформированы в культуре, можно говорить о том, что процесс духовно-нравственного развития организован педагогически грамотно и эффективно.
Мы избрали диалог как средство духовно-нравственного воспита-ния ребенка в связи с тем, что диалог представляет собой не только во-просно-ответную форму мышления, но и само реальное бытие культу-ры, ее сущность. В диалоге проявляются откровения, искренние, за-душевные, ценностно-ориентированные мысли, идеи, основания и пра-вила жизни. Характеристиками диалога являются: присутствие, включенность, подлинное и откровенное общение, признание, под-тверждение. В процессе диалога происходит взаимный обмен резуль-татами деятельности, чувствами, идеями, что позволяет субъекту ко-ординировать свое поведение в социуме.
Диалогичность становится особым качеством культуры личности, обеспечивающим механизм саморазвития и способность воспринимать чужие аргументы, чужой опыт, соблюдать баланс, компромисс в коммуникациях. Процессы взаимодействия культур более сложные, чем наивно когда-то считали, что идет простая «перекачка» достиже-ний высокоразвитой культуры в менее развитую, что в свою очередь логично подводило к выводам о взаимодействии культур как источни-ке прогресса.
Обобщая вышесказанное, подчеркнем: сказка отражает мир символикой, а игра – это определенный путь к постижению знаков и символов, формированию духовно-нравственных жизненных ориен-тиров в диалоге с самим собой, другими людьми и миром. Игра со-здает поле значений и позволяет усвоить систему отношений, отра-женную в сказке. Сказка, игра, фантазия и диалог создают некоторую сферу психической реальности, в которую погружается ребенок. В процессе мирочувствования и миропонимания возникают тайные ду-ховные нити «сопричастия» и сопереживания, что формирует целост-ную картину мира, создает культуру восприятия этого мира и поведе-ния в нем. Ребенок познает мир чувствами и чувственное восприятие форм культуры в детстве проникает во внутреннюю жизнь ребенка, в его внутренний мир и оно «работает» на протяжении всей жизни чело-века, формируя познавательные и духовные способности, нравствен-ные понятия и собственные, уникальные нормы поведения, основан-ные на ценностях и смыслах жизни. Все это создает определенную творческую среду, в которой ребенок и создает себя.
Игра, сказка и диалог являются определенной культурной тради-ций, создающей в процессе воспитания ценностно-смысловой фон, ко-торый определяет приоритеты будущей жизнедеятельности. Эта куль-турная традиция должна представлять, на наш взгляд, единую линию, взаимосвязь, так как они и игра, и сказка говорят о месте человека в мире, о вере и знаниях, о смысле жизни, о способах существования в мире. Они пробуждают архетипы ребенка, способствуют становлению его культурной идентичности. В них содержатся прошлое, настоящее и будущее, где особым образом звучат ценности справедливости, норм взаимоотношений с самим собой, другими людьми, природой и культурой.