Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС

Олеся Володченкова
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС

«Любовь к родному краю,

родной культуре, родной речи

начинается с малого – с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине,

её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» К. Д. Ушинский

В настоящее время, в эпоху стремительно изменяющегося мира, в период, когда былые духовные ценности теряют свою актуальность, и все больше в наше сознание проникает «инородная» культура, стираются понятия «добра и зла»,и происходит подмена человеческих качеств: доброты, уважения, терпимости, соучастия. Как вместить все эти понятия в маленького человека с несформировавшейся психикой, как донести до него что такое «нравственность», «духовность», «патриотизм».Как сформировать у него основные жизненные и человеческие понятия как: не укради, не лги, будь добрым и отзывчивым, уважай старших, заботься о слабых, береги то, что имеешь и т. д. Как воспитать личность, будущего защитника, патриота своей страны.

Это вопрос, который должен тревожить нас сейчас, тех, кто может повлиять на формирующуюся личность ребенка, что бы заложить основу, фундамент, на базе которого он сможет в дальнейшем возводить свой «храм» души, состоящей из таких кирпичиков, как «нравственность, духовность и патриотизм».

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются духовно - нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот благодатный возраст – он имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Которое формируется через привитие любви к Родине, к родному городу, к семье, к традициям своего народа, его культуре.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Значит, одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении, в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно - исторический опыт своего народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, ребенок, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык, и происходит наилучшее проникновение в его сознание.

К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

- познание и прививание православной культуры и традиций;

-раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;

- гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;

- формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;

- одухотворение жизненного пространства ребенка;

- защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

Духовно – нравственного и гражданско - патриотическое воспитание дошкольниковв ДОО необходимо начинать уже с первого года обучения:

- через воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

-формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Третий год обучения добавляются:

-воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

У детей четвёртого года обучения:

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

Пятый год обучения:

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Духовно-нравственное и гражданско - патриотическое воспитание дошкольниковосуществляется через следующие виды деятельности:

-продуктивная деятельность (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков);

-театральная игровая деятельность (смоделированные сценки и спектакли духовной тематики);

-познавательная деятельность (чтение исторической и православной литературы, сказок, жития святых);

-творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы);

-нравственная деятельность (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями);

- совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы).

Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собою величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Необходимо пробудить в ребенке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения мудрости и силы…

Таков дух национального воспитания, необходимый русскому и каждому здоровому народу. Задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа, и притом в формах возрастающей одухотворенности, национального благородства и международной справедливости. Только на этом пути человечеству удастся соблюсти священное начало родины.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы ДОУ)Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы ДОУ) Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Духовно-нравсивенное воспитание дошкольников Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед.

Консультация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию дошкольников. Задачи: - изучить.

Методическое объединение 2015–2016 г. по теме «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» В нашем саду регулярно проводится методическое объединение воспитателей. Вот уже второй год мы выбираем тему "Патриотическое воспитание.

Обобщение опыта работы ДОУ «Духовно-нравственное воспитание в системе дошкольного образования в контексте ФГОС» Слайд 2 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому.

Отчет «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей посредством взаимодействия ДОУ, семьи, социума» Тема: «Формирование духовно-нравственного развития и патриотического воспитания детей через взаимодействие ДОУ, семьи, социума.» Этап.

Педсовет «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Слайд 2. Тема педсовета «Условия для духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста, через построение целостного педагогического.

Программа семинара РМО «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Участники: Пантелеева Е. Г. – специалист УОиМП Червякова О. П. - помощник настоятеля храма в честь Нерукотворного Образа Спасителя Городецкого.

Эссе «Духовно-нравственное воспитание дошкольника в условиях ФГОС» Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС
Опубликовано: 9 февраля 2016 в 13:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
23 января. День ручного письма

День почерка или день ручного письма — красивому почерку посвящен этот праздник. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, помогающих подготовить детскую руку к письму и научить красиво...

23 января. День морозных узоров на МААМ

Всю страну сейчас радуют и заставляют одеваться потеплее Крещенские морозы (19-25 января). Самое время поговорить с детьми о чудесном творении природы – морозных узорах, а также организовать для ребят...

Конспект НОД по конструированию в технике бумагопластика «Зайка беленький» в младшей...
Программные задачи Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги — сминание бумаги. Закреплять знания и представления о диких животных – зайце....
Групповой творческий конкурс «Макет по сказке «Морозко»
Зима – одновременно суровое и прекрасное время года. Как только на землю опускаются первые снежинки, природа погружается в зимнюю сказку. Белоснежный...
Мастер-класс изготовления ёлочных украшений «Пряники»
Мастер-класс изготовления ёлочных украшений "Пряники" Добрый вечер, уважаемые коллеги, педагоги, друзья и просто гости моей странички! Очень хочу...