Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников

Наталья Елизарова
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно - нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости, нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний, нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Публикация «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» размещена в разделах

Дети не перестают поражать нас глубиной своих чувств, глубоким осмыслением нравственных понятий. Мы всё чаще задумываемся над тем, что не знаем возможностей детей.

В своё й группе мы проводим беседы на темы: «Твоё имя», «Семья», «Добро и зло», «Правда и ложь», «Зависть и доброжелательство», «Послушание и упрямство», «Милосердие и жестокость» и т. д. Определяя содержание каждой темы, мы стремимся выделить доступные ребёнку и в то же время требующие дополнительной внутренней духовной работы вопросы. Например, содержание темы «Зависть и доброжелательство» : различные проявления зависти в жизни. Доброжелательность – противоположность зависти. Радость добрая – доброжелательность, радость злая – злорадство. Как приучать себя не завидовать другим. и т. д. Воспитанник нашей группы Данил, обсуждая эту тему говорит: «Я знаю, что завидовать нехорошо, но я хочу рисовать так, же хорошо, как Артём, чтобы и меня хвалили». Другие дети, обсуждая вопрос о доброжелательстве, высказывали мнение, что надо уметь радоваться успехам другого человека. А если друг поступил неправильно, нужно подобрать такие слова, чтобы сказать по-доброму, от чистого сердца с добрыми чувствами.

Конечно, не всегда приходится слышать такие рассуждения от детей и видеть соответствующие поступки. Наблюдая за детьми, мы видим, что поведение детей зависит от ситуации: ребёнок, показав образец нравственного поведения в одной ситуации, в другой поступает противоположным образом.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие – в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, дух которым живут родители и педагоги – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.

На Руси отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни, благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.

Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье. Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни. Пожалуй, какие-то (зачастую нестабильные и не основанные на подлинных духовно-нравственных ценностях) обычаи, традиции, отношения, правила, распорядок есть и в жизни современной семьи. Осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире.

Мы со своей стороны делаем всё возможное, чтобы рассказать молодым семьям, сколько радости, благочестивых обычаев дарил когда-то людям праздник Рождества! Какие рождественские пожелания дарили людям, принося надежду, веру в завтрашний день и старым и малым.

Очень часто родители жалуются на то, что дети не слушаются, делают только то, что им нравится. Что делать? Мы объясняем таким родителям, что послушание – это умение слышать и понимать другого человека. Приводим такие примеры: раньше отец внушал сыну – ты мой наследник. И то, что сын примет ремесло от отца, всему от него научится, взрослея. Научить сына держать молоток, пользоваться отвёрткой, умению починить и поправить. Вовремя одобрить: «Да ты теперь на все руки мастер!» И сын тянулся к отцу, ему было интересно проводить время с отцом, многому научиться. Он уважал, почитал и слушал отца. Отец для него был – авторитет. Мать же больше времени проводила с дочерьми. Создавая атмосферу чистоты, вела беседы о целомудрии, разъясняя все моменты взросления девичьего организма. Учила дочерей шить, вышивать, вести хозяйство.

В старину старшие приучали детей уважительно относиться к нищим, обездоленным, больным. Подавать милостыню. Современные дети стараются обратить внимание на недостаток других и высмеять его. Мы стараемся помочь родителям уберечь своих детей от этого и объясняем, что только их правильное поведение поможет увидеть в их детях самое ценное – согласие с совестью, с долгом честного и чистого поведения.

Воспитатели группы работают ещё в одном очень важном направлении в воспитании духовно-нравственного человека – это народные игры.

Трудно себе представить, что на Руси существовало около трёх тысяч игр. Некоторые сохранились. Очевидно, потому, что были самыми интересными, самыми увлекательными.

Игра занимала, да и сейчас занимает очень большое место в жизни детей. В играх дети воспроизводили многое из того, что их окружало, подражали тому, что видели и к чему тянулись – ходили в «гости», пекли хлеб и доили коров, изображали семейные отношения, разыгрывали свадьбу, «превращались» в волка и гусей, зайца и капусту и т. д. Помимо познавательной и обучающей функций, помимо огромной роли в физическом развитии ребёнка, игра выполняет ещё одну очень важную задачу. Она приучает детей к нормам и способам общения.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры (“Гуси-лебеди”, “Коршун и цыплята” и др.? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т. п. По этому признаку они и называются – народными.

Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает.

В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создаёт классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин («считалка», «жеребьёвка»). Он вводит ребёнка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Не надо забывать, что, «Считалка» - это и проявление словесного детского творчества.

Мы используем в своей работе хороводные игры. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне. Песня тесно связана с народной игрой.

Народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в «Жмурки», «Кошки-мышки», «Хромая лиса», «Ворота», «Прятки» и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного возраста.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребёнка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение нравственного развития детей в дошкольном образовательном учреждении Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание ответственного, инициативного, компетентного.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях модернизации образования. От правильного воспитания зависит благосостояние всего народа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 19:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД