Лучший педагог года

Консультация «Если ребёнок кусается»

Елена Кириллова
Консультация «Если ребёнок кусается»

Ребёнок кусается.

Наши детки пробуют мир на вкус. И это правда, ведь рот, язык, имеющиеся на нем рецепторы – первые инструменты малыша, с помощью которых он узнает, как устроена жизнь. Именно поэтому крохи так любят тащить в рот все, что плохо лежит – от своих игрушек до взрослых предметов - очков, ключей и даже денег. Эту стадию развития проходят все без исключения. Но у многих ребят в определенном возрасте появляется еще одна неприятная привычка — кусаться или щипать окружающих.

Почему он это делает?

Публикация «Консультация „Если ребёнок кусается“» размещена в разделах

Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.

1. Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Немногие мамы и папы знают, что процесс прорезывания зубов у деток протекает вплоть до трёхлетнего возраста. И как раз в 3 года или раньше могут пробивать себе путь через дёсны вторые нижние и верхние моляры – самые крупные зубы в челюсти. Прорезывание может доставлять сильный дискомфорт, травмировать десенные ткани.

Как и груднички, более взрослые малыши тоже могут непроизвольно помогать себе устранять неприятные ощущения – чесать дёсны. И если в полгода кроха будет для этих целей использовать специальный прорезыватель для зубов или игрушки, то трёхлетка может «пускать в ход» своих сверстников.

2. Способ выражения эмоций

В 2-3 года детки очень эмоциональны, но далеко не все знают и понимают, как именно выражать свои эмоции. И вместо жестов, мимики и слов малыши часто используют другие способы, порой неожиданные. Одни катаются по полу или бегают, другие громко кричат, третьи крушат всё вокруг, а четвёртые кусаются.

3. Поведенческие особенности. С полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.

4. Неврологические или психические отклонения

Укусы могут быть одним из проявлений неврологического заболевания или психического отклонения. И хотя выявить такие патологии в столь раннем возрасте крайне трудно, стоит насторожиться, если есть и другие признаки, например, погружение в ступор, неадекватные реакции на обычные вещи, галлюцинации.

5. Неблагоприятная обстановка в семье

Порой к негативным изменениям в поведении малыша приводит неблагоприятная обстановка в семье. Рассмотрим несколько вариантов:

• Частые скандалы, выяснения отношений, ссоры между отцом и матерью. Видя всё это, малыш может подумать, что агрессия, раздражительность, крики или даже применение физической силы – это норма.

• Агрессия родителей по отношению к ребёнку. Укусы других станут некой защитной реакцией.

• Дефицит родительского внимания. Когда на малыша не обращают внимания, он чувствует себя одиноким. Кусая других, он понимает, что за эти поступки его ругают, то есть проявляют интерес к его личности.

• Чрезмерная суета дома. Если с ребёнком проживает большое количество других людей (бабушки и дедушки, сёстры и братья, прочие родственники, то он лишён личного пространства, порой необходимой тишины, возможности оставаться наедине с собой и «переваривать» полученную за день информацию. Из-за физического или эмоционального перенапряжения ребёнок может выражать усталость или недовольство, кусая окружающих.

6. Переходный возрастной период

Переходный возраст – это не только подростковый период. На самом деле по мере роста и взросления ребёнок сталкивается с несколькими кризисами, и один из них приходится как раз на промежуток между 2 и 3 годами. В это время малыш переходит из младенчества в детство, начинает постепенно отделяться от мамы, осознавать свою обособленность, свободу. Он изучает возможности, прощупывает грани дозволенного, анализирует личное пространство, проверяет реакции на те или иные свои поступки. И такой кризисный период может проявляться по-разному, в том числе в виде укусов.

7. Смена обстановки

Когда малыш начинает посещать садик, он сталкивается с резкой сменой обстановки. Привычная домашняя атмосфера вдруг заменяется чужими стенами, многочисленными детьми, новыми взрослыми. Всё это – огромный стресс для маленького человека с несформированной психикой. И справляться с такой стрессовой ситуацией чадо может разными способами, в том числе попытками кусать всех вокруг.

8. Взаимодействие с окружающим миром

В детском саду в одной группе собирается порядка 15-20 человек, причём маленьких, несмышленых и порой не привыкших к социуму. Тут они начинают учиться общаться, распределять роли в коллективе, делить окружающих на плохих и хороших, осознавать себя в обществе.

Укусы могут быть, во-первых, способом отстаивать свои права. Если малыша ударили или лишили любимой игрушки, он вряд ли будет решать такие проблемы словами. Чадо прибегнет к доступному методу – физическому воздействию, которое может иметь формат укусов. Во-вторых, кусая, малыш может завоёвывать авторитет или доказывать лидерские позиции. В-третьих, таким способом ребёнок может просто защищаться от тех, кто ему неприятен. В-четвёртых, если малыш не обучен элементарным правилам общения, он может решить, что укусы – это проявление любви и симпатии.

9. Подражание

Дети в 2-3 года склонны повторять всё как за взрослыми людьми, так и за своими ровесниками. И если кто-то из группы детского сада вдруг укусил кого-то, то малыши, сильно подверженные чужому влиянию, могут начать повторять поведение «кусачего», делать так же. И даже один активный «кусака» может буквально «заразить» такой привычкой большую часть детского коллектива.

10. Особенности характера и темперамента

Кусать других склонны гиперактивные дети, которые не могут контролировать свои эмоции и энергию, не способны концентрировать внимание, отличаются неусидчивостью и вспыльчивостью. Также привычка может проявляться у чрезмерно эмоциональных малышей.

11. Особенности воспитания

Иногда в «кусачести» ребёнка виноваты родители. И есть два случая. Первый – вседозволенность. Если мама и папа выбрали в качестве тактики воспитания полное отсутствие запретов, то неудивительно, что дочка или сын ощутит свободу, всесилие. Чадо будет понимать, что за укусы его не ругают, поэтому можно продолжать поступать так и дальше. И воспитатель точно не сможет запретить данные действия, ведь из-за вседозволенности ребёнок не принимает авторитет взрослых.

Второй случай противоположен и предполагает чрезмерную родительскую строгость. Если отец и мать запрещают чаду буквально всё, держат его в «ежовых рукавицах», чрезмерно опекают и наказывают за детские шалости, то, во-первых, ребёнок находится в смятении, во-вторых, он протестует, в-третьих, оказываясь в детском саду, осознаёт отсутствие родителей и возможность нарушать их запреты.

Как быть, когда ребёнок кусается.

Чтобы эффективно помогать чаду меняться в лучшую сторону и избавляться от вредной привычки, важно выяснить причину поведения.

Понаблюдайте за ребёнком : в каких ситуациях у него возникает желание укусить, что он чувствует в эти моменты и после них, как ведёт себя, испытывает ли сомнения, удовлетворение, страх или иные эмоции.

Не следует кричать на ребёнка, наказывать за укусы. Это не только не подействует, но и может возыметь обратный эффект – заставить кусаться ещё больше и сильнее в знак протеста. Не следует говорить, что вы не любите такого «кусаку». Малыш должен понимать, что плохой не он сам, а лишь его привычка. Не пытайтесь кусать в ответ и применять силу. Действовать нужно планомерно, аккуратно и комплексно.

1. Проанализируйте и улучшите обстановку в семье, если это требуется. Родители не должны выяснять отношения на глазах у детей. Нельзя направлять агрессию ни на супруга, ни на ребёнка.

2. Тщательно продумайте тактику воспитания, найдите золотую середину. В 2-3 года малыш уже должен понимать слово «нет», обозначающее запрет. Пытайтесь объяснять чаду, почему кусаться нельзя. Расскажите, что это больно, негигиенично и некрасиво.

3. Если ребёнок только начал посещать садик, поддерживайте его, помогайте адаптироваться и безболезненно привыкать к новой обстановке. Обычно первое время детки остаются в группе на два часа, потом на полдня. Не стремитесь ускорить период привыкания. Если крохе пока некомфортно в детском коллективе, не оставляйте его в саду надолго. Каждый день рассказывайте, что в группе хорошо, что мама непременно придёт и заберёт своего любимого сына или дочку.

4. Обучайте ребёнка другим способам выражения эмоций, не подавляйте их. Если у малыша есть достаточный словарный запас, разговаривайте с ним, спрашивайте, что он чувствует. Просите рассказывать об эмоциях и ощущениях, проговаривайте их вместе. Демонстрируйте участие, говорите, что вы понимаете чувства.

5. Чтобы обучить малыша правилам поведения в садике, можно практиковать ролевые игры дома в спокойной обстановке. Разыграйте сценку, в которой ваш ребёнок – это он сам, а вы – другой детсадовец. Проиграйте все возможные ситуации, в которых сын или дочь может укусить сверстника. И при малейшей попытке вонзиться зубами в тело остановите ребёнка и предложите другой вариант развития событий. Так, если кроха начал кусаться в ответ на отбирание игрушки, то расскажите ему, что он может взять другую более интересную вещь или попробовать предложить совместную игру тому, кто забрал понравившуюся машинку или куклу.

6. Если вы и малыш видите, что другой ребёнок кусает кого-то, расскажите, как это плохо и невежливо. Малыш должен понять, что укусы – это не норма, а плохой поступок.

7. Уделяйте время и внимание своему чаду: вместе гуляйте, общайтесь, обсуждайте что-то, играйте, занимайтесь хобби, делайте поделки, выполняйте домашние обязанности, чаще говорите о любви, хвалите за хорошие поступки. Малыш должен ощущать себя любимым, нужным и важным.

8. Гиперактивному ребёнку нужно непременно давать выплёскивать энергию и эмоции. В течение дня больше гуляйте и играйте, позволяйте безобидные шалости.

9. Поговорите с воспитательницей, расскажите об особенностях ребёнка и о возможных причинах укусов. Вы можете предложить воспитательнице детского сада действующие на вашего сына или дочь методы влияния или же спросить совета. Воспитательница поможет выявить и решить проблему, найти подход к конкретному малышу и помочь ему справиться с вредной привычкой.

10. Наладьте режим дня и создайте благоприятную обстановку дома. Будите и укладывайте спать малыша в одно время, не допускайте переутомлений, ограничивайте просмотр мультфильмов и в таком возрасте лучше не предлагайте гаджеты.

11. Чаще бывайте на детских площадках, в игровых комнатах. Это поможет проанализировать и лучше узнать поведение малыша, ведь в детском саду это невозможно.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что делать, если ребенок кусается?»Консультация для родителей «Что делать, если ребенок кусается?» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией "Что делать, если ребенок кусается?".

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?» «Это моё!», «Отдай мне!», "Нет, не бери, это моё!" На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не участвует на утреннике в детском саду?»Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не участвует на утреннике в детском саду?» Каждый ребенок хочет радовать своих родителей, выступая на празднике в детском саду. Детские утренники – хороший повод для родителей.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо кушает»Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо кушает» Все родители желают своим детям здоровья и хотят, чтобы их ребёнок не болел, вырос красивым, сильным. Этого можно добиться, если ребёнку,.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок произносит бранные слова?»Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок произносит бранные слова?» Наверное, все родители сталкиваются с тем, что в определенный момент своей жизни их ребёнок стал использовать в своей речи бранные слова.

Консультация для родителей «Если ребёнок боится врачей»Консультация для родителей «Если ребёнок боится врачей» Очень часто встречается ситуация, когда дети боятся врачей, испытывают страх перед людьми в белых халатах. Можно понять эмоции того ребёнка,.

Консультация для родителей «Если ребёнок не слушается»Консультация для родителей «Если ребёнок не слушается» Очень часто дети не слушаются своих родителей. Они не хотят убирать игрушки, не хотят ложиться спать, не хотят выполнять требования взрослых.

Консультация для родителей «Если ребёнок вновь твердит вам: «Я хочу!» Консультация для родителей. Если ребёнок вновь твердит вам: "Я хочу!" Елена Владимирова. Да здравствует детское "хочу"! Это истошно-надрывное.

Консультация для родителей «Если ваш ребёнок кусается» Ваш ребёнок начал кусаться? Укусил вас, старшего брата, на него пожаловались в детском саду, что он укусил своего друга. Вы не знаете, что.

Консультация для родителей «Если ваш ребёнок проявляет агрессию» Ситуации, когда дети проявляют по отношению друг к другу, по отношению к родителям агрессию, не редки. Такие ситуации возникают и в семье,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Если ребёнок кусается»
Опубликовано: 27 февраля 2022 в 23:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД