МААМ-картинки

Факторы и механизмы социального развития подростков

Динара Денисова
Факторы и механизмы социального развития подростков
▼ Скачать + Заказать документы

Эволюция содержания и методов социализации неразрывно связана с изменением социально-экономической структуры и форм общественной деятельности людей. По мере усложнения и обогащения культуры объем передаваемых из поколения в поколение знаний, умений и навыков увеличивается, а сами факторы их передачи дифференцируются и специализируются. Автономизация процессов социализации от других видов общественной деятельности сопровождается изменением функций ее «естественных» агентов (родителей, родственников, братьев, сестер и др.) и появлением специализированных социальных институтов, осуществляющих воспитание и обучение детей (детские дошкольные учреждения, школы, училища и т. п., которые вступают в сложные и противоречивые отношения с семейными влияниями, причем их значимость соотносится с конкретными фазами жизненного цикла: до какого-то возраста ребенок воспитывается в семье, а затем переходит в специализированный институт.

Публикация «Факторы и механизмы социального развития подростков» размещена в разделах

Автором термина "социализация" применительно к человеку, является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887г. употребил его в значении, близком к современному - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

К середине XX века социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследования. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, специалисты по социальной работе. До середины XX века под термином социализация понимали развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.

Мир, в котором живут дети, образ жизни семей существенно изменился и продолжает интенсивно меняться. Эти изменения затрагивают социально-экономические и экологические условия, ценностные ориентации детей, родителей, специалистов по коррекционной педагогике, психологии и социальной работе, межличностные отношения детей и взрослых. Социальная динамика восприятия окружающей среды, других людей и самого себя, в конечном счете приводит к тому, что социальный мир может меняться вместе с ребенком.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями социальной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия) потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия, потребность самостоятельно решать касающиеся лично его вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление - это процесс становления человеческой индивидуальности.

В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация человека имеет особенности на различных этапах, В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека.

Человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года, раннее детство (1-3 года, дошкольное детство (3-6 лет, младший школьный возраст (6-10 лет, младший подростковый (10-12 лет, старший подростковый (12-14 лет, ранний юношеский (15-17 лет, юношеский (18-23 года, молодость (23-30 лет, старость (65-70 лет, долгожительство (свыше 70 лет).

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

1. Мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

2. Макрофакторы - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредовано двумя другими группами факторов).

3. Мезофакторы (мезо - средний, промежуточный, условия социализации больших групп людей, выделяемых; по местности и типу поседения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

4. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, религиозные и частные организации, микросоциум.

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов также входят супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится с ним взаимодействие, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур) : стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательные приобщения человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности - общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая или малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград, С помощью этих способов и мер поведения человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Рассмотрим основные механизмы социализации. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда "механизмов". По мнению А. В. Мудрика, к психологическим и социально-психологическим механизмам социализации можно отнести следующие.

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми людьми.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (стихийный) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.) Эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни, могут "всплыть" в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается, комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референты (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации.

Социализация человека, а именно детей, подростков, юношей происходит с помощью всех выше названных механизмов. Однако, у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей интровертированного типа (т. е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации.

В качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую, послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на две более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т. е. тот период, который в возрастной психологии именуется

периодом раннего детства; стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому относится, безусловно, все время обучения в школе.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы "зрелого" возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений - это весь период трудовой деятельности человека.

Послетрудовая стадия. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни - с одной стороны, определенная социальная политика государств - с другой приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место.

По Н. Смелзеру, четыре психологических механизма (имитация, идентификация и чувство стыда и вины) помогают понять, как происходит социализация детей. Имитацией называется осознанное стремление ребенка копировать поведение взрослых, которые служат для него образцами. Идентификация - это процесс усвоения детьми жизненной позиции родителей и других взрослых. Стыд и вина являются негативными механизмами, которые запрещают определенное поведение или подавляют его. Для успешной социализации, по мнению Н. Смелзера, необходимо действие трех факторов : ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям.

В контексте представленного исследования особое значение для понимания особенностей и механизмов социализации детей с отклонениями в интеллектуальном развитии имеет работа А. И. Ковалевой «Социализация личности : норма и отклонение», в которой раскрываются понятия социализационной нормы, социальной идентичности, отклоняющейся социализации. Принимая позицию автора, что социализация индивида почти всегда имеет отклонение, мы акцентируем внимание на утверждении об отклоняющейся социализации ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями и необходимости преодоления отклонений в социализации путем коррекции социализационного процесса.

Таким образом, механизмы социализации детей с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют свои особенности и определяются спецификой развития личности посредством и в ходе интеракции со средой, что конструирование норм и стандартов поведения - результат процессов интеракции и в то же время оно приводит к постоянным изменениям как в чертах индивида, так и в свойствах среды.

Следовательно, в целях анализа социализации как процесса преображения внешней действительности необходимо проводить систематическое изучение природы социальных и материальных условий жизни. Результативность социализации зависит от того, в какой мере задачи развития в данной биографической и социальной ситуации связаны с умением ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями действовать, со спецификой его образа идентичности и с представлением о себе.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития Психологическое сопровождение- это система профессиональной деятельности педагога- психолога, направленная на создание оптимальных условий.

Территории детского сада и преобразование участков как факторы развития детейТерритории детского сада и преобразование участков как факторы развития детей Характеристикой современной предметной среды в дошкольном учреждении является ее развивающая направленность. среда должна удовлетворять.

Деловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в НОДДеловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в НОД Деловая игра с элементами тренинга для педагогов ДОУ Приемы и механизмы духовно-нравственного воспитания дошкольников в НОД Подготовила:.

Формирование позитивных интересов подростков через интеграцию видов деятельности в условиях социального учреждения «Ребенок наделен великими возможностями. И если мы действительно стремимся к преображению общества, целью обучения должно стать развитие.

Характеристика диагностической программы для развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития В целях подробного исследования проблемы развития памяти у детей младшего подросткового возраста с задержкой психического развития в психологии.

Картотека тренинговых упражнений для развития доверия для подростков Упражнения для развития доверия к другому человеку, доверительности, как личностного качестваВозраст: подростковый, взрослый Назначение:.

Механизмы личностного развития дошкольников. Информация для воспитателей и родителей Важнейшей задачей дошкольного образования в настоящее время является обеспечение личностного развития ребенка. развитие – фундаментальное.

Проект «Плечом к плечу» — как фактор социального партнёрства по созданию единого пространства развития ребёнка В соответствии с концепцией модернизации российского образования стратегические цели образовательного учреждения могут быть достигнуты только.

Психологические механизмы социальной адаптации детей мигрантов В XXI веке мир продолжает сталкиваться с множеством этнических проблем. Одной из проблем является инкультурация мигрантов, то есть вхождения.

Консультация «Защитные механизмы личности в свете учения З. Фрейда» Защитные механизмы личности (учение З. Фрейда) Подготовлено по книге Мельник С. Н., Психология личности. Фрейд полагал, что ЭГО реагирует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Факторы и механизмы социального развития подростков
Опубликовано: 18 августа 2016 в 13:33
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Факторы и механизмы социального развития подростков» (включая файлы) размещена пользователем Динара Денисова (УИ 392611) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД