Лучший педагог года

Характеристика диагностической программы для развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития

Наталья Дмитриева
Характеристика диагностической программы для развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития

В целях подробного исследования проблемы развития памяти у детей младшего подросткового возраста с задержкой психического развития в психологии нами были изучены многочисленные диагностические методики, позволяющие определить уровень развития памяти ребенка.

Публикация «Характеристика диагностической программы для развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития» размещена в разделах

На основе анализа этих методик нами была составлена диагностическая программа, направленная на выявление особенностей развития памяти у детей младшего подросткового возраста с задержкой психического развития. В состав программы вошли следующие методики:

1) «Оценка оперативной зрительной памяти»

2) «Оценка оперативной слуховой памяти»

3) «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурии

4) «Память на числа»

5) «Память на образы»

Кратка характеристика программы :

1. «Оценка оперативной зрительной памяти» определяет насколько долго подросток может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения

2. «Оценка оперативной слуховой памяти» направлена на исследование оперативной слуховой памяти

3. «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурии направлена на исследование состояния памяти испытуемых : процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения

4. «Память на числа» направлена на исследование кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности

5. «Память на образы» направлена на исследование изучения образной памяти.

Рассмотрим эти методики подробнее.

Методика №1. «Оценка оперативной зрительной памяти»

Цель: выяснить, насколько долго подросток может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения.

Возраст: предлагается для детей от 6 до 16 лет.

Форма проведения: индивидуальная.

Стимульный материал: карточки-задания, в виде шести по-разному изображенных треугольников, матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и треугольники из карточек.

Инструкция: «Внимательно рассмотри карточку, а затем отыщи и правильно укажи в матрице все 6 треугольников».

Анализ результатов методики:

Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное от деления времени решения задачи в минуту на число ошибок, допускаемых в процессе решения, плюс единица.

Ошибками считается неправильно указанные в матрице треугольниками или те из них, которые ребёнок не смог по какой либо причине найти.

По всем четырём карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это есть число правильно указанных треугольников. Данное число вычитается из 6-ти. Полученный результат есть среднее количество ошибок. Далее определяется среднее время работы, путём деления общего времени работы ребёнка над всеми 4 карточками на 4.

Момент окончания времени работы испытуемого над подсчё том треугольников в общей матрице определяется при помощи вопроса: «Ты уже всё нашёл, что увидел». После утвердительного ответа можно прекратить поиск треугольников в матрице. Деление среднего времени работы над поиском на матрице 6-и треугольников и количество допущенных ошибок позволяет получить искомый показатель.

Оценка результатов:

10 баллов – получает испытуемый, имеющий объём кратковременной памяти равный 8-и и более единицам.

Аналогическое количество баллов-10 –получают дети от 6 до 9 лет, если объём их памяти составляет 7-8 единиц.

8 баллов – оценивается объём кратковременной памяти ребёнка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам.

Такое же количество баллов получает ребёнок в возрасте от 12 и старше лет, имеющие объём кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

4 балла – получает испытуемый имеющий объём кратковременной памяти, составляющий 4-5 единиц.

2 балла – ставится в том случае если объём кратковременной памяти составляет 1-3 единицы.

0 баллов – объём кратковременной памяти равняется 0-1 единиц.

Выводы по уровням развития.

10 баллов – хорошая развитая по объему кратковременная память.

8 баллов – среднеразвитая по объёму кратковременная память.

4 балла – не вполне достаточный по объёму уровень кратковременной памяти.

2 балла – низкий уровень кратковременной памяти.

0 баллов – очень низкий объём кратковременной памяти.

Методика №2 «Оценка оперативной слуховой памяти»

Цель: исследование оперативной слуховой памяти.

Возраст: 11-13 лет.

Форма проведения: индивидуальная.

Стимульный материал: отсутсвует

Инструкция: «Внимательно прослушай слова, которые я буду называть. После прослушивания малого набора слов тебе дается 5 секунд, после чего я начну читать большой набор. Тебе нужно на слух обнаружить в последнем - большом прочитанном наборе те слова, которые только что были представлены в малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова «да» а его отсутствие – высказыванием «нет».

Проведение методики:

Испытуемому с интервалом в 1 сек. поочерёдно зачитывается набор слов.

После прослушивания каждого из наборов слов испытуемому примерно через 5 сек после окончания чтения набора начинают не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалами в 5 сек между отдельными словами.

В этом наборе из 36 слов в случайном порядке располагаются воспринятые на слух слова из всех четырех прослушанных наборов, отмеченных выше римскими цифрами. Для их лучшей идентификации они подчеркнуты различными способами, причем каждому набору из 6 слов соответствует свой способ подчеркивания. Так, слова из первого малого набора подчеркнуты сплошной одинарной чертой, слова из второго набора — сплошной двойной чертой, слова из третьего набора — пунктирной одинарной чертой и, наконец, слова из четвертого набора — двойной пунктирной чертой.

Ребенок должен на слух обнаружить в длинном наборе те слова, которые ему только что были представлены в соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова высказыванием «да», а его отсутствие — высказыванием «нет». На поиск каждого слова в большом наборе ребенку отводится 5 сек. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.

Оценка результатов:

Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребенка над заданием делится на 4, на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица.

Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, которые ребенок не смог за отведенное время найти, т. е. пропустил.

Замечание. Эта методика не имеет стандартизированных показателей, поэтому выводы об уровне развития памяти ребенка на ее основе, равно как и на основе аналогичной методики для оценки зрительной оперативной памяти, которая была описана ранее, не делаются. Показатели по этим методикам можно только сравнивать у разных детей и у одних и тех же детей при их повторном обследовании, делая относительные выводы о том, как память одного ребенка отличается от памяти другого ребенка, или о том, какие изменения со временем произошли в памяти данного ребенка.

Методика №3 «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурии

Цель: исследование состояния памяти испытуемых : процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.

Возраст: школьный возраст и старше.

Форма проведения: индивидуальная.

Стимульный материал: лист бумаги, на котором в одну строчку записан ряд коротких (односложных и двухсложных) слов.

Инструкция № 1: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?».

Инструкция № 2: «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили,— все вместе, в любом порядке».

Проведение методики:

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привыкает к какому-либо одному ряду слов, но желательно пользоваться не одним, а несколькими наборами, чтобы испытуемые не могли их друг от друга услышать.

Первое объяснение. "Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?"

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами (см. форму протокола). Затем он продолжает инструкцию (второй этап).

Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили,— все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

В случае, если исследуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют, — ставит и под ними крестики.

В случае, если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания). Пример протокола опыта приведен в Приложении 3.

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания», пример которой так же представлен в Приложении 3. Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер : 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т. д., т. е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10.

Методика №4 «Память на числа»

Цель: исследование кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Возраст: школьный возраст и старше.

Форма проведения: групповая.

Стимульный материал: таблица с двенадцатью двухзначными числами, бланк методики.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек., запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

Проведение методики: испытуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с двенадцатью двухзначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке. Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше.

Методика №5 «Память на образы»

Цель: исследование изучения образной памяти.

Возраст: школьный возраст и старше.

Форма проведения: индивидуальная.

Стимульный материал: таблица с 16 образами, бланк методики.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 с. запомнить как можно больше образов. Через 20с. уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили».

Проведение методики: испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 с. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минут воспроизвести на бланке. Таблица с образами представлена в Приложении 5.

Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше.

Публикации по теме:

Индивидуальная образовательная программа развития ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Введение. Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических.

Петербург как среда воспитания старших дошкольников с задержкой психического развития «Для нас прекрасней нет предназначенья, Чем знания свои всем детям передать. Когда увидим в их глазах Мы Петербурга отраженье, То значит.

Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013) одной из приоритетных областей личностного.

Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность Что же такое задержка психического развития? Эти три зловещие буквы не что иное, как отклонение в психическом развитии. Основные трудности,.

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Внимание – это сосредоточенность сознания.

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с задержкой психического развития Тема: «Пряничный домик» Задачи: продолжать работу по насыщению связной речи детей качественными и относительными прилагательными; развивать.

Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития Цель исследования – провести диагностику уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития Нами были.

ООД по развитию речи в группе детей с задержкой психического развития «Приключения Колобка» Цель. Развить связную и интонационную выразительность речи у детей с ЗПР, их эмоционально-волевую сферу. Задачи: Образовательные: Знакомство.

Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развитияРазвитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Здравствуйте уважаемые коллеги, родители. Как педагог я хотела бы с вами поделиться опытом по развитию цветововосприятия детей с ЗПР дошкольного.

Развитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторикиРазвитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторики «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В. А. Сухомлинский Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика диагностической программы для развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития
Опубликовано: 26 апреля 2016 в 17:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД