Факторы, способствующие созданию психологического климата в классе в период адаптации

Алина
Факторы, способствующие созданию психологического климата в классе в период адаптации

Факторы, способствующие созданию психологического климата в классе в период адаптации.

У первоклассников, приходящих в школу не всегда сформированы познавательные интересы и мотивация к обучению, отсутствует навык коммуникативного взаимодействия. Более того дети опасаются проявлять инициативу. Поэтому на начальном этапе нужно с помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера помочь ребенку в успешной адаптации. Игра – важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательном воздействии и создания нормальных условий жизнерадостности. Разумное сочетание игровой занимательности и серьезности заданий поможет первокласснику освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным на уроках.

На уроках, внеклассных мероприятиях, на занятиях в кружках нужно проводить игры, которые помогают созданию социально – психологических условий для адаптации первоклассника в ситуации школьного обучения.

Игровые задания, упражнения лучше проводить в музыкальном сопровождении. Это позволит сделать занятие более эффективным и эмоциональным. Предлагаемые игры направлены на создание в классе дружеской атмосферы, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом.

С целью снижения двигательной активности, восстановления тишины в классе я предлагаю игру:

Игра «Маленький пушистый зверек»

Ход игры: ведущий говорит детям следующие слова: «Ребята, давайте закроем глаза и представим, что у каждого из нас в ладошках уютно устроился маленький пушистый зверек. У каждого он свой. Наши зверьки сладко спят. Вы, чтобы их не разбудить, можете аккуратно их потрогать. А затем так же осторожно, не нарушая их сон, положите на краешек парты. Теперь вернёмся к работе. Но помните, зверьки ещё спят и нам нужно вести себя как можно тише, чтобы их не разбудить».

С целью повышения самооценки, уверенности в себе, самовыражения индивидуальности можно предложить такие игры:

Игра «Танец» (физкультминутка)

Ход игры: ведущий предлагает детям потанцевать. Причем каждый танцует то, что сам хочет. Одно условие: ребенок должен выразить в танце какой либо образ. Лучше, если он придумает образ сам. При затруднении можно ребёнку предложить следующие темы: станцуй «бабочку», «зайчика», «лошадку», «цветок», «птичку» и т. п. Ведущий следит за тем, чтобы дети именно танцевали, то есть выполняли танцевальные движения, а не изображали чувства мимикой.

Игра «Скульптор»

Ход игры: ученики по очереди играют роль скульптора и роль глины. Дети делятся на пары (с помощью воспитателя). Воспитатель говорит: «Пусть один извам будет скульптором, а другой «глиной». Глина - это очень мягкий, послушный материал, из которого можно слепить скульптуру». Далее дети выдумывают различные позы и начинают «лепить». «Глина» слушается и повторяет, при помощи скульптора позу. В пару ставятся те ученики, у которых наблюдаются проблемы во взаимоотношениях.

Игра «Тень»

Ход игры: Один ученик выполняет роль тени, другой выступает как «образец». Игра заключается в том, что человек делает действия, а тень их повторяет. В пару ставятся те ученики, у которых наблюдаются проблемы во взаимоотношениях.

Игра «Волшебные очки».

Ход игры: взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которых можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Взрослый «одевает» очки, проходит и говорит каждому ребёнку какое-то достоинство. «А теперь пусть каждый из вас «примерит» очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть даже то, чего раньше не замечал». Дети по очереди «надевают» волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. Если кто-то затрудняется, ему можно помочь, подсказать. Повторения здесь не страшны, но желательно расширить круг хороших качеств. Главное в игре, показать, что у каждого человека есть хорошие качества.

Игра «Я солнышко»

Учащиеся представляют себя солнышком, посылающим тепло окру-жающим планетам – одноклассникам. Первоклассники называют имена тех ребят, которых хотят обогреть своим теплом. Рисуют своих товарищей.

С целью развития основных коммуникативных навыков подойдут такие игры и упражнения:

Подвижныеигры:

«Путаница»

Игра для нескольких детей. Они встают в круг, закрывают глаза и, вытянув вперед руки, сходятся в центре. Правой рукой каждый берет за руку любого другого ребенка, левая оставлена для того, чтобы за нее кто-то взялся. После этого все открывают глаза. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только один ребенок. Таким образом образуется путаница. Задача детей – распутаться, не отпуская рук. В этой игре хорошо использовать веселую, бодрящую музыку.

Игра «Ворвись в круг».

Все дети должны встать в один большой круг и крепко сцепиться руками. Один должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него.

Нужно быть осторожным, чтобы никого не травмировать.

Игра «Совушка».

Один из играющих – «Совушка». Он находится в небольшом круге («гнезде»). Остальные дети свободно бегают и прыгают, изображая жучков, бабочек, лягушек. По команде воспитателя или взрослого «Ночь наступает!» – все останавливаются. Совушка вылетает на охоту после слов «наступает». Заметив пошевелившегося игрока, Совушка берет его за руку и уводит к себе в гнездо. По команде «День!» все снова начинают двигаться.

После двух-трех повторений игры выделяется новая сова. Наиболее ловкими и осторожными считаются игроки, которые не попадались совушке.

Правила игры:

Совушка не имеет права подолгу наблюдать за одним и тем же игроком.

Вырываться от совушки нельзя.

Игру можно проводить под музыку. Бравурная, громкая музыка – «день», плавная, тихая – «ночь».

Игра «Невод».

Игровая площадка представляет собой «озеро». По нему ходят двое водящих с «неводом» (держа за концы натянутую скакалку, веревочку, шнур). Они стараются загнать в «невод» других играющих детей — «рыбок», которые стараются вырваться из «невода», перепрыгнув через него. «Рыбки», не успевшие перепрыгнуть через «невод» или задевшие его в момент прыжка, выбывают из игры, а водящие начинают новый заход с «неводом» по игровой площадке.

Правила игры:

«Невод» должен все время двигаться на одинаковой высоте.

Категорически запрещается поднимать «невод» во время прыжка, что может привести к травме.

Игра заканчивается, когда будут пойманы все «рыбки».

Игры на переменах:

Игра «Запрещенное движение».

Учитель или ведущий становится в центр зала, площадки. Дети выстраиваются в колонну друг за другом.

Перед началом игры выбирается одно «запрещенное движение», например, «прыжок» или «руки вверх», несколько раз демонстрируется детям.

Дети ходят по кругу и повторяют движения, которые им показывает ведущий. Задача детей не повторить именно «запрещенное движение». Если ребенок сделал «запрещенное движение», он становится в конец колонны.

Совет: Время от времени можно менять «запрещенное движение», таким образом, усложняя игру.

Игра «Комплимент».

Перед началом игры все участники становятся в круг. Затем первый игрок начинает с комплимента своему соседу. Тот, кто не сможет придумать комплимент своему соседу, выбывает из игры. Побеждают те, кто смог придумать или вспомнить наибольшее количество комплиментов.

Игра «Море волнуется».

Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:

- Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).

Правила игры:

Запрещается использовать дополнительные предметы для устойчивости (деревья, лавочки, стулья и так далее)

Ведущий не имеет права смешить игроков, чтобы расшевелить их. Также ему не резрешено касаться до играющих.

Примечание:

Количество участников игры не ограничено.

Можно использовать другой вариант игры, когда ведущий осматривает все фигуры и выбирает наиболее ему понравившуюся. В этом случае победителем становится игрок, наиболее ярко проявивший свою фантазию.

Игра «Про что сочиним?».

Это игра чисто словесная. Предложите детям сочинить сказку. Договоритесь о теме: можно, например, придумать сказку про зайчиков. Затем вместе обсудите, в какой роли будет выступать зайчик в сказке: он может жить в лесу и дружить со зверями, а может быть игрушкой, которую подарили мальчику. Зайчик может выступать в сказке как трусишка и, наоборот, как храбрец. А может быть, придумать сказку про то, как трудно заметить белого зайчика на снегу?

Вы с детьми говорите друг другу, про что именно будет ваша сказка. Через 2-3 минуты начинайте сочинять сказку. Каждый участник игры говорит по одному предложению. Начинает учитель, потом продолжают ученики. И по кругу, пока не закончите сказку.

Игра «Это мой нос».

Игроки садятся в круг. Ведущий начинает, говоря своему соседу слева: «Это мой нос», но в то же время касается своего подбородка. Сосед должен ему ответить «Это мой подбородок», показывая на свой нос. Получив правильный ответ, он поворачивается к своему соседу справа и говорит ему: «Это моя левая ступня», показывая ему правую ладонь. Его сосед должен ответить: «Это моя правая ладонь», указывая на свою левую ступню и так далее. Следует всегда показывать часть тела, отличную от той, о которой говорят.

Упражнение «Отгадай».

По желанию выбирается водящий. Он выходит из комнаты, и во время его отсутствия группа задумывает кого-то из числа присутствующих. Когда водящий входит в комнату, каждый член группы по очереди называет «прозвище», которое он дает задуманному группой ученику.

Например: девочка-мальчик, сегодня в красном-белом и так далее.

Задача водящего состоит в том, чтобы отгадать участника, которого задумала группа.

Упражнение «Школьник».

Дети рассаживаются по кругу, и поочередно каждый из них дает определение слова «школьник». Начало первого предложения обязательно включает такие слова: «Школьник — это…». Далее каждый заканчивает предложение так, как сочтет нужным.

При обсуждении акцентируется внимание на позитивных определениях.

Упражнение «Вдвоем».

Участникам предлагается разделиться на пары (по желанию или по ус-мотрению учителя). Парам дается задание — просидеть обнявшись (или взявшись за руки) 2-3 минуты. Проводится обмен впечатлениями.

С целью осознания учащимися понятия «дружба» могу посоветовать такие игры, как:

Упражнение «Путешествие в страну Дружбы»

Первоклассники садятся в круг и закрывают глаза. Учитель говорит о том, что приглашает в путешествие на воздушном шаре. Включается тихая спокойная музыка.

Путешествие начинается. Шар медленно поднимается в синее небо.

Учитель:

Чувствуете, как ветер освежает лицо? Мы летим над разными странами, над лесами и полями. Вот на горизонте показалась страна Дружбы. Шар медленно опускается. Может быть, вы видите там персонажей известных вам мультфильмов или фильмов, которых можно назвать настоящими друзьями, может быть, видите там своих друзей? Поприветствуйте их. Ощутите атмосферу Страны Дружбы. Она теплая и сердечная. В ней светит солнце, дует теплый ветерок.

А теперь возвращаемся в класс.

- Какой вы увидели страну Дружбы?

Игра «Рисуем Страну Дружбы»

Учитель просит нарисовать всем страну Дружбы. После выполнения задания дети рассказывают об их замыслах, о том, как удалось их воплотить в рисунке. Учитель спрашивает у первоклассников о тех чувствах. Которые они переживали во время рисования.

Упражнение «Ромашка»

Учитель говорит о том, что друзей может быть много.

- Давайте их изобразим на лепестках ромашки разных цветов. На желтом лепестке нарисуем друзей – ровесников, на розовом – друга-взрослого, на голубом – друга – животное, на белом - воображаемого друга, героев мультфильмов.

Затем первоклассники объединяют лепестки вокруг круглой серединки, внутри которой пишут свое имя.

Это упражнение помогает осознать, что друзья могут быть и взрослые, и сверстники. И животные, а также те, кого они придумали.

Для создания дружеской атмосферы также могу предложить музыкальные и речевые физминутки: игры–танцы «Буги-вуги», «Лавата», упражнения на расслабление «Сотвори в себе солнце», «Сила улыбки» и др.

Для формирования мотивации предлагаю игры:

Упражнение «Какой урок важнее»

На роль каждого из предметов, изучаемых в школе, выбираются дети.

Им необходимо рассказать остальным, чему они учат на своем уроке. Доказать, что он важнее всех.

Упражнение «Мой любимый урок»

Учитель предлагает первоклассникам нарисовать их любимый урок.

Дети объясняют, чем особенно привлекает их этот урок, каких успехов они уже добились.

Такие упражнения оказывают помощь учащимся в формировании учебной мотивации, в сплочении коллектива.

Для выявления эмоциональных переживаний детей использую рисуноч-ные тесты.

Рисунок ребенка может рассматриваться как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Отличием этого интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать.

1. «В школе»

Инструкция: Дети! Сейчас мы с вами будем рисовать рисунок на тему «В школе». Рисуйте все, что вы считаете необходимым нарисовать.

Учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов;

Ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мо-тивации;

Игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отно-шением к школе, но с преобладание игровой мотивации;

Рисование машин, игрушек, военных действий, узоров и прочее указывает на мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых моментов;

Упорный отказ рисовать на школьную тему, рисование того, что ребенок лучше всего умеет и знает, говорит о том, что у ребенка завышен уровень притязаний и есть трудности с приспособлением к школьным к требованиям;

Ничего не рисующие дети или копирующие у других детей сюжеты, не имеющие отношения к заданной теме, чаще всего имеют задержку психического развития.

2. «Дороги из дома в школу и из школы домой».

Инструкция: Достаньте красный, желтый и черный карандаши. Возь-мите их в левую руку и поднимите руку над собой, чтобы я видела, что вы готовы. Сейчас будем рисовать только этими карандашами. Я буду рисовать для вас на доске образец, а вы должны точно его перерисовывать. Первым нарисуем свой дом на левой половине листа (рисуем простой одноэтажный домик с буквой Д вместо окна). Теперь нарисуем школу на правой половине листа (рисуем такой же домик, но с буквой Ш вместо окна). А сейчас мы будем рисовать дороги. Первой дорогой у нас будет дорога из дома в школу. Выберите один из трех цветных карандашей тот, который соответствует вашему настроению (когда вы идете в школу из дома). Этим карандашом нарисуем полукруглую линию от крыши “дома” к крыше “школы” и поставим стрелку у “школы”. Теперь нарисуем дорогу из школы домой. Опять выберите тот цветной карандаш, цвет которого напоминает вам настроение с которым вы идете из школы домой. Этим карандашом нарисуем прямую линию от стены “школы” до стены “дома” и поставим стрелочку у “дома”. Ничего закрашивать нельзя!

Интерпретация:

Черная дорога – тревога, безнадежность, неприятие, протест, может действовать безрассудно, опрометчиво.

Красная дорога – желание, устремление получить результаты, воля к победе, инициатива.

Жёлтая дорога - освобождение от проблем и ограничений, несдержанная экспансивность, желание свободы и надежда на счастье. Есть конфликт, от которого надо освободиться. Сильное желание найти выход из ситуации.

Итак, используя игровые задания, упражнения, игры, направленные на создание в классе дружеской атмосферы, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом можно помочь первоклассникам адаптироваться в школе. Они охотно, с радостью идут в школу. Вполне приспособились к школьному режиму.

Учитель начальных классов - Хвесь Алина Александровна

Публикации по теме:

«Как помочь ребёнку в период адаптации» Детский сад-это новая обстановка для ребёнка, незнакомое для ребёнка окружение, где формируются его навыки и умения. Адаптация это процесс.

Биологические и психологические факторы, способствующие формированию отклоняющегося поведения ВВЕДЕНИЕ Отклоняющееся (девиантное - от позднелат. deviatio - отклонение) поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие.

Формирование благоприятного социально-психологического климата в ДОУ В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны». Первая климатическая зона - социальный климат, который.

Фотоотчет о мастер-классе по созданию птицы счастья из сенаФотоотчет о мастер-классе по созданию птицы счастья из сена Делаем птицу удачи из сена. Вместе с родителями делаем подвесную птичку удачи из сена. Плетение из сена — не только увлекательное.

Особенности адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению и факторы ее определяющие. В охране психического здоровья детей важная роль принадлежит адаптации к новым условиям среды. В возрастном развитии ребенок должен пройти.

Рекомендации педагогам по оптимизации психологического климата в детском коллективе Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе смело можно назвать одним из самых важных компонентов работы воспитателя.

Создание благоприятного психологического климата в ДОУ. КВН  «История, традиции и культура народов Приднестровья» Создание благоприятного психологического климата в ДОУ очень важная и неотъемлемая часть педагогического процесса. Психологический комфорт.

Трудности адаптации учащихся в 5 классе и как их преодолеть Пятый класс относится к одному из кризисных периодов жизни ребенка. При переходе детей из начального звена в среднее, ребята сталкиваются.

Условия, способствующие адаптации и самореализации умственно отсталых детей в обществе Условия, способствующие адаптации и самореализации умственно отсталых детей в обществе. В процессе формирования социальной адаптации умственно.

Занятия в период адаптации детей Развивающие занятия для детей в период адаптации с помощью героев сказок. Цель занятия: Всестороннее развитие ребенка в период адаптации.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лето
Автор публикации:
Факторы, способствующие созданию психологического климата в классе в период адаптации
Опубликовано: 10 марта 2018 в 17:49
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник»
Уважаемые родители, ваш ребенок еще не школьник, но нынешняя реформа школы уже скоро коснется и вашей семьи, будущего первоклассника. Ведь главная ее...
Детский мастер-класс по ручному труду «Грибы на лесной полянке»
Детский мастер – класс ребята группы выполняли в смешанных техниках – работа с природным материалом плюс аппликация. Материал для выполнения мастер –...
Наш бизиборд «Сказочный город» (часть 1)
Современные дети так же, как в прежние времена любопытны и активны в познании окружающей их действительности. Но бывает, что родители ограничивают эту...