Валентина Ширманова
ФГОС ДОи ФГОС НОО, проблемы преемственности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Мясоедовская общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области
Выступление на тему:
«ФГОС ДО и ФГОС НОО, проблемы преемственности»
Подготовила воспитатель
МОУ «Мясоедовская ООШ Белгородского района Белгородской области»
Ширманова Валентина Сергеевна
Белгород 2015 год
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Публикация «ФГОС до и ФГОС ноо, проблемы преемственности» размещена в разделах
Л. С. Выготский:
Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, который приходит на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.
Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.
Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.
В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает - воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Главное предназначение ФГОС ДО и ФГОС НОО - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы взаимосвязанных требований: к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ.
Прежде всего, следует обратить внимание на анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО.
Преемственность ФГОСов дошкольного и начального общего общего образования:
1. единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований к:
• условиям реализации стандарта
• структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы
• образовательным результатам
2. единый психолого-педагогический методологический подход:
• ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»
• опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка
• понятие об универсальных учебных действиях
• ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей
3. принцип организации инклюзивного образования:
• минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов
• разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ
• опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных условий для детей-инвалидов)
4. направленность основных образовательных программ ДО и НОО:
• формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей
• процесс успешной социализации ребёнка
• развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования
• сохранение и укрепление здоровья детей
Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы. Пять образовательных областей, обозначенных в проекте ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.
Результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей
Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке, метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)
Освоение Программы в ДОУ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:
- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.
Это:
- Отсутствие преемственных программ дошкольного и начального образования.
- Подготовка детей, не охваченных дошкольным образованием.
- Большое многообразие видов и типов учреждений, где используют самые различные программы, и реализация данных программ не требует жестких стандартов.
- Отсутствие в программах сносок, ссылок на регион.
Очень важно, чтобы преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены в ФГОС дошкольного и начального общего образования.
Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Чтобы решить проблему преемственности необходимо разработать Программу сотрудничества начальной школы и детского сада.
Цель данной Программы: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.
Формы осуществления преемственности :
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:
• обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
• гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
• комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Список использованной литературы
1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. / Давыдов В. В. М. : Академия, 2004.
2. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
3. Воронцова А. Б. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе: Пособ. Для учителя 1 кл. / под ред. А. Б. Воронцова. / - М. : ВИТА – ПРЕСС, 2011 – с. 45
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
4. https://edu.tatar.ru/sovetcki/page86051.htm/page1689522.htm
5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/02/21/tekst-vystupleniya-k- prezentatsii-fgos-do-i-fgos-noo-problemy