Елена Хохлова
Конспект занятия «Филимоновская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Филимоновская игрушка».
Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства. Воспитывать уважение к труду народных умельцев.
Ход деятельности.
1. Введение в игровую ситуацию.
Публикация «Конспект занятия „Филимоновская игрушка“» размещена в разделах
- Любите ли, вы, дети, ходить в гости? Сегодня мы отправимся в гости к русским мастерам, и именно на выставку декоративно-прикладного искусства. (Предложить детям рассмотреть выставку разных предметов декоративно-прикладного искусства.)
2. Актуализация знаний детей.
2.1. Игра «На выставке изделий русских мастеров».
- Ребята, посмотрите, какая красота! Все эти предметы сделаны руками народных умельцев, которые живут в нашей стране, в России. Наша страна велика, и каждая область славится каким-то промыслом. Там, где растут леса, из дерева делают различные предметы. Какие? Как называется этот промысел? (Городец, Хохлома.) А если есть глина, то глиняные изделия украшают каждый дом. (Это Дымково).
- Издавна наш народ славится трудолюбием и умелыми руками. О каждом промысле народ сочинял песни и стихотворения.
«Мастера их вылепили,
Мастера их вырезали,
В каждую вложили сердце,
Свою душу выразили.
К самым тонким оттенкам природы,
К самым сочным краскам земли
Прикоснулись руки народа
И секрет волшебства нашли.
Все красоты родных просторов
Чудеса мастеров таят,
В светлой музыке русских узоров
Расцветает народный талант». П. Синявский.
2.2. Игра «Расскажи о своей игрушке».
- Мы гордимся нашими русскими умельцами. Какое же изделие вам, дети, больше всего понравилось, и расскажите, почему? ( Дети рассматривают предметы народных промыслов: городец, хохлома, дымковская и филимоновская игрушка, и рассказывают о выбранном предмете).
3. Затруднение в игровой ситуации.
Игра «Загадочная игрушка».
- Дети, а вот эти игрушки (филимоновские) остались стоять на полочке, почему? Вы не знаете, что за мастера их сделали?
Русский народ сочинил про них стихотворение:
«Наша хата утехами богата,
Свистульки – петушки,
Глиняные зайчишки,
Кони вороные,
Гривы расписные!
О
- Хотите, дети, узнать, какие мастера их сделали?
4. Открытие нового знания.
Игра «Русские филимоновские игрушки».
- В деревне Филимоново раньше игрушки лепили из глины к празднику. И все – свистульки. Смешные придумывали свистульки: зверушек, птиц, коней, барышень, солдат. У всех животных сильно вытягивали шеи, так, что коровы были похожи на жирафов, а медведи – на змея горыныча одноглавого. Все фигурки обжигали и разрисовывали тонкими полосками – красными, жёлтыми, зелёными, синими. От этих полосок в глазах рябит, как от солнышка. Называются эти игрушки филимоновскими, по названию деревни, которая находится недалеко от города Тула.
Места там небогатые, лесов мало, но зато много оврагов, в них полно всякой глины – белой, красной, розовой, чёрной. Руки у мастериц ласковые, тёплые. Берёт она в руки комок глины, разминает его долго – долго, греет своими руками, вытягивает, вылепляет тело, ноги, голову, рога, уши. Игрушки получаются красивые, добрые, посмотрел на них и полюбил. Потом вылепленные игрушки су шат, ставят в печь и обжигают. После обжига игрушки медленно остывают и из чёрных они становятся бело-розовыми и твёрдыми, как камень. И тогда их начинают расписы вать. Да не кисточкой, а гусиным пером. Полоски получаются тонкими. Теперь в Филимоново делают не только свистульки, но и огромные игрушки. Ими можно украшать помещения. (Дети рассматривают филимоновские игрушки.)
- Какие игрушки вам больше нравятся? Как они называются?
5. Введение нового знания в систему знаний.
5.1. Игра «Чудо – узоры».
( Карточки с узорами разных народных промыслов: Городец, Хохлома, Дымка, Филимоново – на каждого ребёнка и большие карты с предметами народных умельцев.) Большие карты воспитатель оставляет у себя, а маленькие раздаёт поровну всем детям. Затем он берёт одну из больших карт, например, ту, на которой изображена «Дымка», и говорит: «Все узоры Дымки ко мне!» Дети должны найти среди предложенных им узоров – дымковские и принести к большой карте. И так дальше.
5.2. Игра «Распиши филимоновские игрушки».
- Ребята, малыши из младшей группы тоже хотят посмотреть на красивые филимоновские игрушки, но у меня в папке лежат раскраски с силуэтами филимоновских игрушек и все они без узоров, невесёлые. Помогите мне пожалуйста раскрасить эти игрушки. (Предложить детям выбрать силуэты игрушек : козлики, кони, птицы, хрюшки, олени.)
- Вначале деятельности детей вспомнить: какие красками рисуют филимоновские мастера (красная, синяя, жёлтая, зелёная, какие расписывают узоры (точки, полоски, снежинки, ёлочки, ломанная линия –«заборчик»). Дети внимательно рассматривают образцы, а потом самостоятельно расписывают свои «игрушки».
Разместить детские работы на большом панно и порадоваться успешной работой.
«Мы игрушки знатные, складные и ладные,
Мы повсюду славимся, мы и вам понравимся.»
6. Итог занятия.
- О чём мы сегодня говорили? С какими народными умельцами мы познакомились? Кому мы сегодня помогали расписывать «игрушки»? Справились ли вы? Конечно. Молодцы, ребята.
- Теперь, дети, вы знаете, что наш русский народ очень талантливый, потому что умеет создавать такие красивые предметы.
«Велика Россия наша, и талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах на весь мир молва идёт». И. Кадухина.
Используемая литература:
1. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова «Здравствуй, мир!»
2. А. А. Грибовская. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации.»
3. Разработка Ждановой Л. В. Игра – лото «Чудо – узоры».