Ковалева Наталья Петровна
Рекомендации для инструкторов по физкультуре «Физическое воспитание в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ.
(рекомендации для инструкторов по физкультуре)
Содержание.
1. Задачи, средства физического воспитания
2. Общеразвивающие упражнения.
3. Требования к выполнению упражнений.
4. Исходные положения для туловища.
5. Исходные положения для рук.
6. Исходные положения для ног.
Публикация «Рекомендации для инструкторов по физкультуре „Физическое воспитание в детском саду“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
7. Методы обучения детей движениям.
8. Требования к показу.
9. Пособия для ОРУ.
10. Физкультурные занятия.
11. Запись в плане воспитателя физкультурного занятия.
12. Способы проведений основных движений на физкультурных занятиях.
13. Принципы планирования основных движений.
14. Утренняя гимнастика.
15. Подвижные игры и перспективное планирование игр.
16. Вопросы к анализу занятий.
17. Перечень физкультурных пособий и спортивного инвентаря.
Задачи физического воспитания в детском саду.
1. Охрана жизни, укрепление здоровья, полноценное физическое развитие организма, снижение заболеваемости.
2. Формирование правильных навыков основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).
3. Формирование физических качеств личности (сила, ловкость, выносливость и т. д.)
4. Воспитание морально-волевых качеств характера.
Средства физического воспитания. Три группы.
1. Комплекс гигиенических мероприятий, необходимых для здоровой жизни ребенка в детском саду.
2. Закаливающие мероприятия с использованием солнца, воздуха, воды.
3. Физические упражнения.
4. Физические занятия.
5. Утренняя гимнастика.
6. Подвижные игры.
7. Спортивные игры и упражнения, развлечения.
8. Экскурсии, туризм.
9. Спортивные досуги.
10. Спортивные праздники.
Общеразвивающие упражнения –
это упражнения для отдельных мышечных групп.
1. Для мышц рук и плечевого пояса.
2. Для прямых мышц спины.
3. Для косых мышц спины.
4. Для мышц брюшного пресса.
5. Для мышц ног.
Требования к выполнению упражнений.
1. Подбираем упражнения в соответствии с возрастом детей.
2. К каждому упражнению подбираем соответствующее исходное положение.
3. Выполняя наклоны вперед, повороты в стороны колени не сгибать, с места ноги не сдвигать. После наклонов, сгибаний требовать полного выпрямления туловища, рук, ног.
4. Дыхание – учим дышать через нос. При наклонах, сгибаниях – выдох, при выпрямлении – вдох.
5. Музыка в упражнениях. Под музыкальное сопровождение выполняются только хорошо знакомые упражнения. Новые упражнения всегда без музыки.
Исходные положения для туловища.
Стоя, стоя на коленях, сидя, сидя на пятках, лежа на спине, лежа на животе, лежа на боку, сидя в полуприседе, приседе.
Исходные положения для рук.
Руки вдоль туловища; руки вверх, слегка разведены в стороны; руки вперед, слегка разведены в стороны; руки за голову, кисти касаются затылка, локти до отказа отведены в стороны (кисти не соединять в замок особенно при ходьбе на пятках); руки за голову, кисти соединены в замок, локти до отказа отведены в стороны; руки к плечам – локти не выходят из одной плоскости с туловищем, руки не опускать ; руки перед грудью, пальцы не касаются друг друга (вначале развести руки в стороны, затем согнуть в локтях; руки на пояс, локти слегка разведены назад, но не выходят из одной плоскости с туловищем; руки за спину (чаще у маленьких детей).
Исходные положения для ног.
Младшая группа: ноги вместе; ноги на ширине ступни.
Средняя группа: ноги вместе; ноги на ширине ступни; ноги на длине ступни; ноги на ширине плеч.
Старшая группа: ноги вместе; ноги на ширине ступни; ноги на длине ступни; ноги на ширине плеч; ноги - пятки вместе носки – врозь. Рекомендуют реже использовать это и. п., т. к. тяжесть тела падает на внутреннюю часть стопы, что ведет к образованию плоскостопия, по этой же причине не даётся ходьба на внутренней стороне стопы.
Методы обучения детей движениям.
Метод – это система приемов.
Словесный метод: названия упражнения, указания, пояснения, уточнения.
Наглядный метод: показ, помощь, использование зрительного, слухового ориентира.
Практический метод: повторение упражнений.
Требования к показу.
1. Показ должен быть правильным. Педагог сам показывает тогда, если во время этого показа он может видеть детей, их реакцию. Если во время показа взрослый должен отвернуться, наклониться, то на показ такого упражнения надо подготовить ребенка.
2. Показ должен быть виден вам, поэтому показывающий должен стоять впереди и между рядами.
3. Упражнения показываются стоя лицом к детям, повернутые боком или спиной. Это зависит от упражнения, как лучше оно просматривается детьми, как виднее детям.
В профиль – приседания, когда фиксируется прямая спина и отрыв от пола пяток, наклоны и повороты в стороны.
Спиной – к детям показывается тогда, когда есть положение рук за спиной, положение предмета.
Младшая группа.
Упражнения выполняются в кругу, врассыпную или буквой П. При построении в круг педагог стоит в кругу рядом с детьми, не выходя в центр. Все упражнения педагог делает вместе с детьми и по ходу выполнения объясняет. Психология ребенка такова, что он не может долго ждать. Все упражнения выполняются под словесные указания (не под счет). Широко используется образ, сравнение, имитация. Дети очень подражательны и этот момент психики надо использовать. Упражнения выполняются 4-6 раз. Чем сложнее упражнение, тем меньше количество раз оно повторяется, и в более спокойном темпе выполняется упражнения для косых мышц и брюшного пресса.
Средняя группа.
Упражнения выполняются в кругу, врассыпную или буквой П, звеньями. Педагог или ребенок показывают каждое упражнение и новое и старое. В средней группе вводится счет. Широко используется имитация, образ, сравнения. Количество упражнений - 6, дозировка – 6.
Старшая и подготовительная к школе группы.
Построение в круг, звеньями, несколько кругов, парами, врассыпную. Показывают только новые упражнения педагог или ребенок. Педагог предлагает выполнить самостоятельно старые, знакомые упражнения, называет, поясняет, уточняет и дети выполняют самостоятельно. Надо детей заставлять думать, вспоминать. Упражнения выполняются под счет в бодром темпе, музыку или проговаривание. Количество упражнений 6-7 в старшей группе. Дозировка – 6-8 раз. Количество упражнений 7-8 в подготовительной к школе группе. Дозировка – 6-12 раз.
Пособия для ОРУ.
Младшая группа:
флажки, погремушки, султанчики, кубики, мешочки, платочки, упражнения на стульях, природный материал шишки, желуди, камешки, листья и т. д., массажные мячики, дудочки, ленточки, цветные шары, воздушные шарики, маленькие игрушки, кегли.
Средняя группа:
флажки, погремушки, султанчики, кубики, мешочки, платочки, упражнения на стульях, природный материал шишки, желуди, листья и т. д., массажные мячики, дудочки, ленточки, маленькие мячи цветные шары, воздушные шарики, маленькие игрушки, кегли, обручи, шнур, кольца от кольцеброса, серсо.
Старшая группа:
все то, что в средней группе. Добавляются палки, прыгалки, косички, мячи маленькие и большие, большой обруч – халохуп, длинные ленты.
Подготовительная к школе группа:
все то, что выполняется в средней и старшей группах. Добавляются набивные мячи, шест или длинные палки.
Физкультурные занятия.
Физкультурные занятия – это основная форма обучения детей движениям. Занятия проводятся в спортивной форме. Успешность зависит от знания материала, от владения движениями, каждая часть занятия оправдана целью.
Схема построения занятия.
Занятие состоит из трех частей.
1 часть: вводная длится от 2-5 минут.
Задачи: организация детей, собрать внимание, подготовить к выполнению более сложных задач, поупражнять в быстрой ориентировке в пространстве, в быстрой реакции на сигнал.
Практический материал – эта часть состоит из разновидностей ходьбы, бега, прыжки, подскоки, дыхательных упражнений. В этой части должны быть элементы построения и перестроения: парами, тройками. Может быть игра на внимание: «Найди свое место», «Найди свою пару»…
Время бега: младшая группа – 20 секунд;
средняя группа – 30 секунд,
старшая группа – 40 секунд,
подготовительная к школе группа – 60 секунд.
После бега всегда быстрая ходьба с постепенным замедлением переходом на спокойную ходьбу. В старших группах начинать вводную часть с команды. Ведущего менять почти на каждом занятии.
2 часть: основная длится от 4-20 минут.
Эта часть состоит из общеразвивающих упражнений, основных движений и подвижной игры.
Общеразвивающие упражнения
Задачи: развитие основных мышечных групп. Упражнения проводятся с предметами, пособиями и без них, из разных исходных положений, в разном построении, в разном темпе.
1 упражнение – для мышц рук и плечевого пояса,
2 упражнение – для прямых мышц спины,
3 упражнение – для косых мышц спины,
4 упражнение – для мышц брюшного пресса,
5 упражнение – для мышц ног, (прыжки,
6 упражнение – для мышц рук и плечевого пояса.
Дыхательные упражнения.
Основные движения.
Задачи:
а) формирование навыков основных движений;
б) закрепление навыков основных движений;
в) формирование физических способностей и нравственных качеств
личности.
Эта часть состоит из 2-4 упражнений в основных движениях и подвижной игры. В этой части должно быть 1/3 часть нового материала. Способы проведения основных движений: поточный, групповой, фронтальный, метод круговой тренировки.
Подвижная игра должна быть знакомой, чтобы не тратить время на объяснение и разучивание. Подвижная игра – кульминационный момент занятия, поэтому её даём, чтобы увеличить нагрузку, но лучше, если в игре те движения, которые в занятии не брали.
2 часть: заключительная.
Задачи: успокоить организм, снизить физиологическую нагрузку, привести пульс ребёнка в первоначальное состояние.
Практический материал: спокойная ходьба, ходьба с заданиями, упражнениями, игры средней и малой подвижности, хороводные игры.
Запись в плане воспитателя физкультурного занятия.
Описать кратко и самое главное: учить, продолжать закреплять, быстро реагировать на сигнал, воспитывать…
Лучше будет, если инструктор по физкультуре будет писать занятия воспитателям отдельно!
Пособия могут быть различны.
Ход занятия:
Вводная часть.
Полное описание последовательности: ходьба, бег, виды ходьбы, бега, построения, перестроения.
Основная часть.
Общеразвивающие упражнения. Описываются все упражнения.
Основные движения. 1 часть нового материала, 2/3 части повторение. Пишется способ выполнения основных движений.
Заключительная часть.
Спокойная ходьба по залу. Игра малой, средней подвижности, хороводные игры под спокойную музыку, упражнения на релаксацию.
Способы проведений основных движений на физкультурных занятиях.
Поточный – основные движения выполняются потоком, друг за другом. Когда один ребенок еще не закончил выполнение, а другой уже приступает к нему. Потоков может быть несколько 2-3. Плотность занятия при этом способе очень высокая, но контроль за качеством выполнения движения сложен. Поэтому чаще используется на повторном материале. Применяется во всех возрастных группах.
Фронтальный – это способ, при котором движение выполняется одновременно всей группой детей. Плотность занятия высокая, контроль за качеством выполнения движения сложен. Применяется во всех возрастных группах. Разнообразие выбора основных движений при этом ограничен.
Групповой способ – при котором группа детей делится на 2-3 самостоятельных подгруппы. Одна подгруппа под наблюдением инструктора по физкультуре разучивает новое движение, а две другие подгруппы по заданию самостоятельно повторяют знакомые движения. Затем подгруппы по сигналу меняются местами, таким образом, чтобы каждый ребенок поупражнялся на каждом снаряде несколько раз. Этот способ требует большой самостоятельности от детей и поэтому применяется в старшей и подготовительной к школе группах. Плотность занятия высокая, удобен контроль за качеством выполнения основных движений. Инструктор должен стоять так, чтобы дети были перед его глазами, чтобы ни одна группа не оказалась сбоку или сзади. Лучше располагать подгруппы буквой П. Или дается задание подгруппам хорошо знакомые, тогда используется метод круговой тренировки.
ПРИСУТСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ЗАНЯТИИ ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Принципы планирования основных движений.
1. Использовать программную последовательность основных движений. Для четкости планирования рекомендуется каждое основное движение проводить на определенной неделе месяца.
Например: 1 неделя – метание;
2 неделя – лазание;
3 неделя – прыжки;
4 неделя – равновесие.
2. На вторых занятиях недели планировать те же основные движения, что
и на первом этапе занятия. Основные движения как максимум проводить две недели подряд, иногда возможна замена 2, 3, 4 основных движений другими – знакомыми.
3. Последнее занятие квартала – итоговое, проверочное.
4. В течение квартала каждое основное движение должно быть проведено
не менее 4-5 раз.
Утренняя гимнастика.
Младшая группа – 6 минут;
Средняя группа – 8 минут;
Старшая группа – 10 минут;
Подготовительная к школе группа – 12 минут.
Хорошо проходит утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение.
Варианты:
1. Утренняя гимнастика игрового характера;
2. Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий;
3. Утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек;
4. Утренняя гимнастика с музыкально-ритмическими движениями;
5. Утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров.
Подвижные игры и перспективное планирование игр.
Подвижные игры – это средство для закрепления навыков основных движений в игровой ситуации. Воспитатель планирует подвижную игру 2 раза в день: утром, вечером. В плане пишется название и цель игры.
Перспективное планирование игр
1. Разучивание игры идет после разучивания основных движений игры.
2. Разучивание игры, как правило, через неделю.
3. Разученную игру повторить в течение 1-2 недель.
4. В младшей группе, средней группе на неделю воспитатель берёт 2-3 игры и повторяет их в течение недели.
5. В старшей и подготовительных к школе группах в течение недели повторяется 3-4 игры.
Вопросы к анализу занятий.
1. Подготовка воспитателя к занятию : готовность воспитателя, детей, пособий.
2. Соответствие задач занятия возрасту детей.
3. Организация занятия: своевременное начало, и конец занятия, распределение времени на отдельные части занятия, приемы размещения детей на занятии.
4. Соответствие приемов обучения возрасту детей: зрительный, словесный, наглядный.
5. Темп выполнения физических упражнений : соответствие дозировки возрасту детей, правильно ли распределена нагрузка на все группы мышц, их количество, способ выполнений, не было ли моментов ожидания, простоя.
6. Место воспитателя, умение видеть всех детей, качество выполнения основных движений. Методика проведения подвижной игры
7. Соответствовало ли содержание заключительной части, задача которой, успокоить организм детей.
Перечень физкультурных пособий и спортивного инвентаря.
Используется всё оборудование, которое есть в наличии детского сада.