Наталья Бакшеева
Физкультурно-оздоровительные мероприятия как вид здоровьесберегающей технологии в ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетным направлений государственной политики. Более того, сохранение, укрепление здоровья ребёнка является первоосновной его полноценного развития. Ситуация усложняется тем, что состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается.
Публикация «Физкультурно-оздоровительные мероприятия как вид здоровьесберегающей технологии в ДОУ,» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Поскольку большинство матерей вынуждены работать для удовлетворения элементарных потребностей молодой семьи, отдавая своих детей в детские сады, огромная ответственность за здоровье малышей ложится на дошкольные образовательные учреждения.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребёнка дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых не мыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе в ДОУ и что ими считать – до сих пор остаётся загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в этих понятиях.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.
Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, используя технологии развития и воспитания и способствующего усвоения детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Физическое воспитание в этом направлении играет одну из главенствующих ролей.
Исходя из этого цель оздоровительных мероприятий в моей работе : оздоровление, обеспечение разностороннего физического развития ребёнка. Работа по данному направлению для достижении цели предполагает реализацию следующих задач:
• создать условия для укрепления и охраны здоровья детей;
• формировать у детей знания о том, как сохранить своё здоровье;
• воспитывать потребность в занятиях физической культурой, закаливании.
Наш детский сад имеет определённые условия, которые позволяет в полной мере заниматься оздоровлением дошкольников. Это закаливающие процедуры в группах, дыхательная гимнастика, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения, Дни здоровья, кружок корригирующей гимнастики.
Всем известно, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т. д.). В последнее время в детском саду увеличилось количество детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата. Я считаю, что главное назначение физической культуры – движение и активный отдых, которые должны помочь детям избавиться от синдрома гиподинамии.
В моей группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, но в основном – нестандартное, изготовленное педагогами и родителями. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, мягкие мишени, разноцветные ленты, султанчики и многое другое.
Так же совместно с инструктором по физическому воспитанию нами был разработан комплекс занятий с применением нестандартного спортивного оборудования. Основой этих физических занятий служил материал программы, используемый в педагогической практике, но изменены способы их выполнения с целью более акцентированного воздействия на развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и «ручной усталости». Во всех занятиях использовалось музыкальное сопровождение, чтобы помочь детям эмоционально и физически раскрепоститься. На занятиях и гимнастике через движение, дыхание, образы, касаясь эмоционального состояния, давали ребёнку возможность получить удовлетворение от выполненных упражнений, приобретая при этом двигательные навыки. Особое внимание уделяли развитию физических качеств: выносливости, мышечной силы, быстроты, гибкости, ловкости, работе над стопами ног и кистей рук (именно на них располагается система высокоактивных точек в соответствии всем органам и участкам тела, стимуляция которых оказывает профилактическое и развивающее действие. При массаже стоп и рук использовали вспомогательные средства – это самые простые, доступные, но в тоже время, эффективные массажё ры: грецкие орехи, деревянные дощечки с ребристой поверхностью, мешочки, наполненные камешками, массажные коврики (жёсткие и мягкие).
Система двигательной активности так же включает в себя приём детей на улице, подвижные динамические игры, профилактические гимнастики (дыхательная, звуковая, физкультурные досуги, элементы спортивных игр. Ежедневные утренние гимнастики, содержание которых подбирались с учётом двигательных умений и навыков.
Для успешного выполнения оздоровительных задач в работе с детьми использовались разные формы закаливания, их сочетания, интенсивность и продолжительность воздействия. Система закаливания, кроме традиционных мероприятий (прогулка и приём на свежем воздухе, включает следующее: ходьба в спальне до и после сна по солевым дорожкам, по ребристой поверхности, используя нестандартное оборудование, обливание рук холодной водой, обширное умывание, дыхательная гимнастика. Все мероприятия по закаливанию снижению заболеваемости зависят от сезона и температурного режима.
Два раза в месяц во второй половине дня проводилась игротека физических игр и упражнений. Цель данного мероприятия – закрепление полученных детьми представлений, знаний, умений на игровом материале.
Но, как подтверждает практика, даже самая лучшая оздоровительная программа не может дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй. В беседах о проблемах здоровья мы придерживаемся мнения, что родители являются активными участниками воспитательного процесса. От того, как они будут воспитывать ребёнка будет, зависит многое в нашей работе с ними. Поэтому с родителями организуются совместные праздники, дни здоровья, развлечения, досуги.
Приведём пример нескольких вариантов занимательных игр, упражнений и физкультурного досуга для малышей.
Игровое упражнение «Разноцветные колобки» (ватные мячи, помогут при обучении основным видам движения:
• перешагивание через мячи;
• бросание мяча вдаль из-за головы двумя руками;
• подбрасывание вверх, ловить двумя руками;
• ходьба змейкой между мячами;
• перепрыгивание мяча на двух ногах.
Занимательная игра «По ровненькой дорожке».
Дети строятся в колонну и идут гулять. Воспитатель ритмично, в определё нном темпе произносит следующий текст:
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Шагают наши ножки. Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам, по камешкам, по камешкам…
В яму – бух!
При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам» - они прыгают на двух ногах на массажную дорожку (изготовленную из камешек, пробок и пуговиц, слегка продвигаясь вперёд. На слова «В яму – бух!» спрыгивают с массажной дорожки и присаживаются на корточки. «Вылези из ямы», - говорит воспитатель, и дети поднимаются. Воспитатель снова повторяет стихотворение. После нескольких повторений воспитатель произносит другой текст:
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Устали наши ножки, устали наши ножки.
Вот наш дом – здесь мы живём.
По окончании текста малыши бегут в дом, заранее обозначенный флажком.
Указание. Воспитатель произвольно удлиняет или укорачивает двигательное задание, повторяя каждую строчку стихотворение большее или меньшее количество раз.
Физкультурный досуг для детей младшего возраста.
Дети под музыку входят в зал, держась за длинную разноцветную гусеницу, изготовленную из разноцветных киндер-яиц.
Воспитатель. Ребята вы любите путешествовать?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда мы сейчас с вами совершим путешествие в сказочный лес. А поможет нам наша волшебная гусеница. (Дети берутся за гусеницу и идут за воспитателем).
Воспитатель. А теперь пошли за мной на носочках всей гурьбой (Ходьба на носочках). Походили на носочках, вот какие молодцы. И на пяточках пошли (ходьба на пятках). Хочу теперь я посмотреть, как идёт лесной медведь (ходьба на внешней стороне ступни). Хорошо устали ножки, застучали по дорожке (стучат попеременно ступнями по полу). А сейчас по волшебной дорожке походим немножко (ходьба по насыпной дорожке из каштанов). Мостик сделан на пути, нужно речку перейти (ходьба по ребристой деревянной доске). Ну, вот мы с вами и пришли в сказочный лес. Посмотрите, дети наша большая гусеница превратилась в разноцветные маленькие гусенички. Воспитатель делит большую гусеницу на маленькие. Каждый ребёнок получает по маленькой цветной гусенице, и строятся в круг.
Общеразвивающие упражнения.
1. И. п. : ноги слегка расставлены, руки опущены («гусеничка» в руках). Поднять «гусеничку» вперёд, вверх, посмотреть на неё, вперёд, опустить.
2. И. п. : ноги слегка расставлены, руки опущены. Повернуться вправо, вытянуть руки с «гусеничкой» вперёд, вернуться в и. п., тоже выполнить в левою
3. И. п. : ноги слегка расставлены, «гусеничка» в руках внизу. Присесть, положить «гусеничку» перед собой, встать, снова присесть, взять «гусеничку» вернуться в и. п.
4. И. п. стоя, руки опущены. Положить «гусеничку» на пол, перепрыгнуть через неё, снова повернуться лицом к «гусеничке», снова перепрыгнуть.
Воспитатель. Молодцы детки, а теперь давайте поиграем.
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Играющие изображают зайцев, кто-то из детей - волк. На одной стороне зала зайцы отмечают себе домики «гусеничками» (соеденяют концы «гусеничек» между собой в кольцо). Волк прячется на противоположной стороне - в овраге.
Воспитатель произносит:
Зайки скачут скок, скок, скок
На зеленый на лужок,
Травку щиплют, слушают,
Не идет ли волк.
В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только воспитатель произнесет слово "волк", волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить. Пойманных зверюшек волк уводит к себе в овраг. Игра возобновляется. В зависимости от предварительной договоренности, после того как волк поймает 2-3 зайца, на роль волка выбирается другой ребенок. Игра повторяется 3-4- раза.
Указания. Каждый заяц занимает только свой домик.
Воспитатель. Ребята, вам понравилось в сказочном лесу.
Дети. Да.
Воспитатель. Хорошо, но нам пора собираться в обратный путь. И поможет нам в этом наша волшебная гусеница. (Дети вместе с воспитателям собирают гусеницу из своих маленьких «гусеничек»).
Дети берутся за гусеницу и возвращаются в группу.