фатима хасанова
Сценарий физкультурно-оздоровительного праздника «Приключения Шапокляк в Простоквашино» для старших дошкольников
Аннотация: данная методическая разработка может быть использована воспитателями и инструкторами по физической культуре в дошкольной образовательной организации в досуговой деятельности, для старших дошкольников.
«Ощущаю я себя не сказочником, а скорее, воспитателем.
В каждой сказочной истории стараюсь выразить какую-то важную, с моей точки зрения, идею, мысль»
Э. Н. Успенский
Публикация «Сценарий физкультурно-оздоровительного праздника „Приключения Шапокляк в Простоквашино“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Спорт. Праздники, сценарии развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Физическое развитие, спорт. Работа инструкторов по физкультуре
- «Чебурашка», Успенский Э.
- Темочки
Дошкольный возраст представляет собой ключевой этап в формировании личности. В этот период дети получают первые знания о мире вокруг себя, у них начинают складываться отношения с окружающими, а также развиваются навыки и привычки адекватного поведения.
Одной из главных задач, с которой сталкиваются педагоги и родители дошкольников, является знакомство детей с правилами безопасности на улице и основами дорожного движения. Обеспечение безопасных условий передвижения становится все более значимойзадачей. Особенно важным является раннее и корректное обучение самых юных пешеходов – детей, которые сталкиваются с серьезными проблемами и опасностями за пределами своего дома, особенно учитывая рост автомобильного движения.
Актуальность этой темы объясняется тем, что у детей дошкольного возраста нет той защитной психической реакции на окружающую обстановку, присущей взрослым.
Следует отметить, что эффективность этой работы во многом зависит от интеграции различных образовательных направлений и системного подхода педагогов.
В этом нам может помочь творчество писателя-сказочника Э. Н. Успенского, который стремится научить детей быть добрыми и внимательными, формируя навыки безопасного поведения. Цель каждой сказочной истории Э. Н. Успенского – подарить детям ощущение хорошего, доброго и веселого мира. Всю долгую жизнь этот человек посвятил детям и способствовал сделать их счастливыми. На примере его рассказов выросло много поколений малышей, которые верят в доброту, дружбу, отвагу, честность, и поэтому способны помочь близким и родным в трудную минуту.
В результате этого, мы решили разработать физкультурный досуг «Приключения Шапокляк в Простоквашино», где будут участвовать персонажи произведений Успенского.
Цель: привлечение учащихся старшего дошкольного возраста к литературному наследию известного автора сказок Э. Н. Успенского посредством совмещения различных образовательных направлений, включая физическое развитие, познание мира и развитие речи.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с творчеством Э. Н. Успенского; формирование навыков безопасного поведения на примере сказочных героев произведений Э. Н. Успенского;
- развивать физические качества: ловкость, координацию движений, быстроту реакции;
- воспитывать доброту и дружеское взаимодействие между детьми.
Методические рекомендации:
перед проведением данного физкультурного досуга «Приключения Шапокляк в Простоквашино» следует провести предварительную работу:
с детьми: выставка и чтение произведений Э. Н. Успенского, просмотр мультфильмов по его произведениям, повторение подвижных игр по ПДД.
для педагогов: распределение ролей, работа над текстом, репетиции, подготовка костюмов, атрибутов, инвентаря и возможный подбор подвижных игр и эстафет.
для родителей: помощь в изготовлении костюмов и атрибутов для развлечения; совместный просмотр с детьми мультипликационных фильмов по мотивам произведений Э. Н. Успенского.
Форма проведения: физкультурно-оздоровительный праздник на свежем воздухе.
Предварительная работа:
• изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на улице;
• повторение подвижных игр по ПДД;
• чтение произведений Э. Н. Успенского;
• просмотр мультфильмов по произведениям Э. Н. Успенского.
Оборудование: музыкальный центр и аудиозаписи по произведениям Э. Н. Успенского; письмо Печкина и 4 воздушных шарика с загадками; два мольберта, два ватмана, два фломастера; два обруча, две стойки; макеты дорожных знаков, 6 дуг; 2 гимнастические скамейки, 2 палочки, имитирующие жезл регулировщика, два игрушечных руля.
Персонажи: ведущий, Почтальон Печкин, Кот Матроскин, Шарик, Шапокляк.
Ход физкультурно-оздоровительного праздника на свежем воздухе
Появляется Почтальон Печкин с письмом для детей.
Печкин: (тук-тук) Это, я, Почтальон Печкин, принес вам письмо из Простоквашино! От Кота Матроскина и Шарика.
Читает письмо:
«Друзья! Друзья! Праздник дорожных знаков будет! Ура! Приглашаем вас в Простоквашино! Ваш Кот Матроскин и Шарик».
Ведущий: Ребята, а кто помнит из какого произведения Почтальон Печкин, Кот Матроскин и Шарик?
Ответы детей…
Ведущий: Вы правы, ребята, Почтальон Печкин, Кот Матроскин и Шарик – это персонажи из сказочной повести «Дядя Федор, пес и кот». И автором этой повести является Эдуард Николаевич Успенский.
Печкин:
Ну, что ребята вы готовы?
Присаживайтесь поудобнее,
Места занимайте скорей
На праздник в Простоквашино
Мы приглашаем друзей.
Малоподвижная игра «Вот мы в автобусе сидим»
Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
И из окошечка глядим
Все глядим!
Глядим назад, глядим вперед
Вот так вот, вот так вот
Ну что ж автобус не везет,
Не везет?
Колеса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперед мы покатились
Вот так вот!
А щетки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик.
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, бип-бип-бип,
Мы громко – громко все гудим
Бип-бип-бип!
Пускай автобус нас трясет
Вот так вот, вот так вот.
Мы едем – едем все вперед
Вот так вот! [1]
(выполняем по тексту движения).
Появляются Кот Матроскин и Шарик с рулями, имитируя езду на автомобиле.
Печкин: Вот и добрались мы до Простоквашино.
Матроскин: Здравствуйте, дорогие ребята! К дорожным состязаниям готовы?
Шарик: Мы рады вас приветствовать в Простоквашино. Сейчас япроверю, как вы умеете внимательно следить за сигналами светофора и готовы ли вы начинать?
Подвижная игра «Автомобили».
Печкин: Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.
«ЗАГАДКИ»
В надутых шариках находятся загадки.
1. Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике – ребята,
Со всех ног бегут куда-то.
(Осторожно – дети)
2. По полоскам черно-белым
Пешеход шагает смело,
Кто из вас ребята знает,
Знак, о чем предупреждает?
Дай машине тихий ход
(Пешеходный переход)
3. Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках
(Автобус)
4. Чтоб тебе помочь дружок,
Путь пройти опасный.
День и ночь горят огни:
Зеленый, желтый, красный
(Светофор) [3]
Матроскин: А сейчас мы с вами вместе попробуем нарисовать автомобиль с закрытыми глазами.
1 эстафета «Нарисуй автомобиль с закрытыми глазами».
Две команды соревнуются. Каждый участник игры рисует по одной части.
( Как вариант: конкурс капитанов.)
Шарик: А кто здесь заказал такси? Вы уже хотите уехать?
Ответы детей…
Шарик: Ну что ж, тогда я предлагаю вам провести еще одну эстафету.
2 эстафета «Такси вызывали?» (капитаны команд, надев на себя обруч, оббегают стойку, захватывают первого игрока в обруч и вместе с ним оббегают стойку, оставляют пробежавшего и берут следующего, так пока «не перевезут» всех членов команды). [4]
Печкин: Кажется, кто-то перепутал наши дорожные знаки и вообще кто мог напакостить в Простоквашино?
Под музыку вбегает Шапокляк.
Шапокляк : Ой, здравствуйте! По-моему я заблудилась! Так-так тут праздник, веселье и без меня! Ребята, я ваш лучший друг!
Ведущий: Да нет же Шапокляк, ты, что делаешь в Простоквашино? Ты же из другой сказки?
Шапокляк : Как не из этой? Я из Простоквашино, вот, даже Лариска подтвердит. Правильно, Лариска? (достает крысу из сумочки)
Ведущий: Ребята, а из какой сказки Шапокляк?
Ответы детей…
Ведущий: Правильно из сказочной повести «Крокодил Гена и его друзья», автор этой повести Э. Н. Успенский.
Печкин: Шапокляк, ты не умеешь вести себя на дороге и показываешь плохой пример многим детям. Ты же не знаешь из какой сказки ты вышла, какие существуют правила дорожного движения и знаки. И вообще, куда ты дела дорожные знаки?
Шапокляк : Но дети тоже не знают. Разве не так?
Дети: Знаем.
Шапокляк : Вот мы сейчас и проверим. У меня в сумочке есть дорожные знаки, которые я нашла по пути к вам. Выберете те, что нужны пешеходу.
3 эстафета «Переходим улицу»
Каждый участник команды встаету знака «Пешеходный переход», кладет зеленый кружок на светофор, перед зеброй смотрит налево и направо, а затем переходит этот участок дороги. Около знака «Подземный пешеходный переход» пролезть по туннелю. Около знака «Надземный пешеходный переход» пройти по гимнастической скамейке и ждать команду на другой стороне. Побеждает команда, завершившая задания первой. [1]
Шапокляк : Да что вы все ерундой занимаетесь? Вы, хоть знаете, что важнее всего на дороге?
Ответы детей…
Шапокляк : Неправильно! Самое важное и нужное – это гвоздь, чтобы прокалывать шины у машин (достает из сумочки гвоздь, рогатка и камень, чтобы стекла в машинах бить, лопатка, чтобы делать ямы на дорогах.
Печкин: Да что ты, Шапокляк, разве можно так делать? Дети правы! Самое важное на дорогах - светофор и дорожные знаки, а еще регулировщик.
Шапокляк : Регулировщик? И без него обойдусь. Я знаю, куда и как мне идти: хочу-иду туда, хочу-иду сюда.
Печкин: А вот и неправильно. Давай спросим у детей, зачем на дороге нужен регулировщик.
Ответы детей…
4 эстафета «Регулировщик». Дети по одному оббегают стойку, передавая жезл регулировщика в качестве эстафетной палочки.
Печкин: Шапокляк, а знаешь, как называется место, гдепассажиры садятся в общественный транспорт?
Шапокляк : Нет! Зачем же мне это знать? Если нужно куда-нибудь доехать, то я прицеплюсь сзади к троллейбусу или автобусу и доеду. Ух! Красотища!
Печкин: Да ты что Шапокляк! Разве можно так делать? А если ты сорвешься и упадешь, попадешь под колесо?
Шапокляк : Ерунда! Я держусь очень крепко!
Печкин: Крепко-то крепко, а как же те ямы, которые ты роешь на дорогах своей лопаткой? Попадет колесо в эту яму, тряхнет троллейбус, и тысвалишься.
Шапокляк : Ой, правда! Да я и не подумала об этом! Наверное, больше небуду так делать.
Печкин: Ребята, какой общественный транспорт вызнаете?
Дети называют общественный транспорт.
Печкин: Тогда давайте поедем на автобусе по улицам Простоквашино.
5 эстафета «Веселый автобус». Дети каждой команды встают колоннами, положив руки на плечи впереди стоящему, у капитанов рули – водители автобусов, все остальные – пассажиры. По команде ведущей зеленый – дети двигаются колонной вперед, не разрывая цепь, красный – стоят на месте, желтый – притопывают на месте. Побеждает та команда, чей капитан первым дотронется до стойки. [3]
Печкин:
Я игру для вас затею,
Я задам для вас вопросы - отвечать на них не просто.
Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья».
Игра «Это я, это я, это все мои друзья».
- Кто из вас идет вперед, только там где пешеход?
-Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?
- Знает кто, что красный свет это значит - хода нет?
-Кто из вас в вагоне тесном, уступил старушке место?
-Кто, из вас идя домой держит путь по мостовой?
Шапокляк : Ну, никак не удается мнесбить ваших детей с толка. Похоже, пора возвращаться обратно, в свою сказку, а тобез меня заскучали мои друзья. А вы знаете кто мои друзья?
Дети называют персонажей сказки «Крокодил Гена и его друзья»
Шапокляк : Ну, я не понимаю, зачем следовать всем этим правилам. Разве вам не хочется просто веселиться, а не придерживаться каких-то знаков и светофоров?
Печкин: Шапокляк, правила нужны для безопасности! Если их никто не будет соблюдать, на дорогах начнется беспорядок. Давайте, ребята, расскажем, какие еще правила мы знаем и как мы можем помочь друг другу выполнять их.
Матроскин: Верно, Печкин! Например, переходить дорогу следует только на пешеходном переходе и внимательно смотреть по сторонам. А когда светофор горит красным, нужно ждать, пока он не станет зеленым.
Шарик: А еще важно помнить оскорости машин на дорогах. Давайте все вместе сделаем праздничный плакат с важными правилами для дорожного движения и повесим его в Простоквашино!
Ведущий: Дорогие ребята, сегодня вы узнали много нового и интересного. Правила дорожногодвижения крайне важны. Каждый взрослый и каждый ребенок должен их знать. И вы какследует, запомните их, а дома расскажите своим родным и друзьям. Нам в этом помогли наши новые друзья, герои произведений Э. Н. Успенского.
Будьте внимательны на улице, дети,
Твердо запомните правила эти.
Правила эти помни всегда
Чтоб не случилась с тобою беда.
Список литературы
1. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: книга для воспитателя детского сада — М. : Просвящение,2002.
2. Голомидова С. Е. Физкультура. Игровая деятельность. Подготовительная группа – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.
3. Соломенникова Н. М. «Организация спортивного досуга дошкольников 4-7 лет»// Волгоград: Учитель 2011.
4. Соломенникова Н. М., Машина Т. Н. Формирование двигательной сферы детей 3 – 7 лет: фитбол – гимнастика: конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2011.
5. Успенский Э. Н. «Своим детям читал книги всех хороших писателей» : [о совр, дет. литературе и о своём творчестве] / беседу вели М. Корябина, И. Безугленко // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 6.
6. Интернет – источники
• https://fishki.net/1786671-uspenskij-jeduard-nikolaevich.htmlhttps://vseskazki.su/eduard-uspenskij.html?start=40
• https://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-tvorchestvo-yaduarda-uspenskogo