МААМ-картинки

Знакомство с фольклором в детском саду

Надежда Анисимова
Знакомство с фольклором в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор».

Г. С. Виноградов

Публикация «Знакомство с фольклором в детском саду» размещена в разделах

Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народное знание», «народная мудрость». Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослые легко устанавливают с ребёнком эмоциональный контакт.

В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка своё, обусловлено возрастными психологическими особенностями видения мира.

Мы родились и живём во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколение. С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную среду, со своей системой ценностей и требований реальной жизни. И сейчас как никогда важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения, противостоять бездуховности.

Знакомство с фольклором при соблюдении традиций предполагает многовариативность, импровизационность при использовании и требует творческой активности и фантазии педагога. Репертуар фольклора огромен, выбор богатейший и главная задача специалиста – дать канву, по котокой каждый педагог вышьет свой индивидуальный рисунок, «загориться» сам и «зажжёт» своими эмоциями всех присутствующих: взрослых и детей. Фольклор для малышей – народная дидактика, школа материнства. В потешках, песнях, прибаутках отражена сущность раннего детства : видеть мир таким, каким он предстаёт перед взором малыша – без лукавства и фальши.

Что для человека главное – это общение, это речь. Часто у детей мы встречаем не совсем правильную речь. Именно в дошкольном возрасте дети начинают овладевать средством человеческого общения – речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, вещей, человеческих отношений. Именно через фольклор можно успешно овладеть правильной речью, т. к. ребёнок учиться по звукам родного языка, их мелодике, выразительности и красоте языка.

«Программа образования ребёнка – дошкольника» нацеливает нас на использование произведений народного творчества в работе по развитию речи. Я поставила перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору, воспитание гуманных чувств. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, её выразительность, образность.

Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различие.

Мир красок и звуков окружает ребёнка. Научить малыша видеть, чувствовать подлинную их красоту – значит сделать его более богатым духовно, более счастливым.

Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда, на природе, в быту. Отсюда их чёткость, ритмичность. Краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети. Играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Именно благодаря фольклору мы можем привить детям интерес к народным праздникам. Ведь не зря многие потешки, пословицы отражают временные и праздничные особенности.

Много красивых обычаев традиционно существовало на Руси. Они помогали людям не терять веры и оптимизма, наперекор всем жизненным неурядицам. Жизнь наших предков была пронизана поверьями, обрядами, приметами, а будни чередовались с праздниками. Как правило, праздник сегодня – это большая и шумная компания, музыка, танцы, алкоголь. Хотелось бы привить будущему поколению понимание праздника несколько по-другому. И это можно осуществить при помощи более ближнему знакомству детей с народными праздниками и традициями.

В народе говориться: нет дерева без корней, дома без фундамента. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времён года, и народный календарь – живое отражение этой жизни. Он складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. В связи с этим обряды, сельскохозяйственные работы были приурочены к определённым дням и находились под покровительством христианских святых.

В каждой области России праздники обрастали местными обычаями, ритуалами, церемониями.

Я хочу рассказать своим детям о народных праздниках, провести досуги, развлечения в которых вместе с современными героями участвуют персонажи легенд и сказок, тесно переплетаются народные игры и современные песни. Досуги разнообразны по содержанию и форме (игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок и т. д., что позволяет детям получить незабываемые яркие впечатления.

Хочется подчеркнуть значение комплексного подхода в ознакомлении дошкольников с народной культурой. Малые формы детского фольклора (потешки, дразнилки, поговорки и др. ,сказки, песни и народные танцы – все эти виды детской деятельности дают возможность ребёнку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. А народный праздник поможет детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В. А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребёнка, обучить его сохранять детство».

Публикации по теме:

Развитие речи дошкольников средствами драматизации различных форм фольклорного творчества Развитие речи дошкольников средствами драматизации различных форм фольклорного творчества. Автор-составитель: Красикова Елена Сергеевна,.

Музыкальный фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста Музыкальный фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста дошкольного возраста Едва ли можно найти материал более близкий,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Знакомство с фольклором в детском саду
Опубликовано: 8 октября 2014 в 11:00
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство с фольклором в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Анисимова (УИ 250870) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД