Получи документы

Консультация «Фольклор, как часть национальной культуры»

Екатерина Раскидко
Консультация «Фольклор, как часть национальной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Барачатский детский сад»

Педсовет

Фольклор

часть национальной культуры

Фольклор — важнейший элемент, составляющий историю культуры, ее действующее лицо, отражающий, с одной стороны, крупнейшие события в жизни народа и государства, с другой — определенные циклы человеческой жизни; времен года, трудовых занятий.

Публикация «Консультация „Фольклор, как часть национальной культуры“» размещена в разделах

Одновременно фольклор — это самостоятельная форма духовной практики, развивающаяся по своим законам и располагающая своими возможностями и средствами влияния на историю, человека, его мысли и действия.

Понятие фольклор. Его место в системе национальных культур.

Фольклор — художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом.

В буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость, народное знание, народная словесность или народная поэзия.

Одной из важнейших специфических черт народной устного творчества является коллективность. Коллективность – это не простое соавторство, а особый длительный процесс усовершенствования песен, сказок, легенд, пословиц и поговорок. Наиболее ярко коллективность проявляется в постоянном процессе отбора и шлифовке произведений народной поэзии: их многих произведений народ выбирает и сохраняет лучшее, сходное с его мыслями и эстетическими взглядами. Коллективное начало в фольклоре не противопоставляется индивидуальному. Фольклору присуще органичное соединение коллективного и индивидуального, при этом коллективность не мешает проявлению индивидуальных способностей сочинителей и исполнителей.

Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства определенных групп, но и коллективно создается и распространяется. Однако коллективность творческого процесса в фольклоре не означает, что отдельные личности не играли никакой роли. Талантливые мастера не только совершенствовали или приспособляли уже существующие тексты к новым условиям, но иногда и создавали песни, частушки, сказки, которые в соответствии с законами устного народного творчества распространялись уже без имени автора. С общественным разделением труда возникали своеобразные профессии, связанные с созданием и исполнением поэтических, и музыкальных произведений (древнегреческие рапсоды, русские гусляры, украинские кобзари, киргизские акыны, азербайджанские ашуги, французские шансонье и пр.).

Значение фольклора в системе национальных культур.

Фольклор - неотъемлемая составляющая национальной культуры, которая в концентрированной форме представляет одновременно народную философию, этику и эстетику, создавая неповторимый, уникальный национальный образ мира».

Фольклор содержит в себе большой объем знаний о древнем мировоззрении, этике и морали, об историческом устройстве общества и его внутренних процессах. Без изучения фольклора невозможно глубокое исследование вопросов этногенеза не только общества, но и литературы. Фольклорные источники дают возможность понять психологию, способ мышления и особенности жизни разных слоев населения, их взаимодействия на протяжении определенного исторического времени. Фольклор - это «самый интересный и самый надежный способ познания моральных и интеллектуальных возможностей нации», - считал Александр Хиждеу.

Во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа».

Во-вторых, с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, школьник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки.

В-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор – многовековой народный труд, хранящий историю этноса.

В-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.

Фольклор белорусов занимает особое место в национальной культуре и выполняет следующие функции:

1. эстетическая

2. воспитательная

3. познавательная

Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.

Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо».

Познавательное значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства ребенка с окружающим миром.

Фольклор способствует творческому развитию детей и молодежи в мире сказок, былин, преданий. Находки многовековой истории духовных традиций, систематизированные в фольклоре, должны использоваться при построении современной модели воспитания.

Рассмотрим практическое применение и потенциал пословиц в национальном воспитании.

Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных институтов. Именно поэтому пословиц, восхваляющих труд и высмеивающих лень великое множество у народов всего мира.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож (русская пословица).

Велик телом, да мал делом (русская пословица)

Маленькое дело лучше большого безделья (русская пословица)

Любишь кататься – люби и саночки возить (русская пословица)

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться (русская пословица)

Гультай за работу, а мазоль за руку (белорусская пословица)

Любовь к родине, своей родной земле – важнейшая тематика в воспитании патриотизма.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Родина – мать, умей за нее постоять.

У чужой еды и вкус чужой.

Каждый кулик свое болото хвалит.

Где выросла сосна, там она и красна.

Лебедю степь ни к чему, дрофе – озеро.

В своем болоте и лягушка поет.

Дома и стены помогают.

На своей улице и собака – тигр.

Свая хатка, як родная матка.

Пословицы и поговорки в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т. е. в них содержатся педагогические идеи.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.

Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

Например, в чувашской сказке «Не почитающий старого и сам добра не увидит» рассказывается о том, что сноха, не послушавши свекрови своей, решила сварить кашу не из пшена, а из проса и не на воде, а только на масле. Что же из этого вышло? Как только она открыла крышку, просяные зерна, не варившиеся, а жарившиеся, выскочив, попали ей в глаза и навеки ослепили. Главное в сказке, конечно, моральный вывод: нужно прислушиваться к голосу старых, учитывать их житейский опыт, иначе будешь наказан. Но для детей она содержит также и познавательный материал: на масле жарят, а не варят, следовательно, нелепо кашу варить без воды, на одном масле. Детям обычно об этом не говорят, потому что в жизни никто и не делает так, но в сказке дается наставление детям, что всему свое место, что во всем должен быть порядок.

В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.

Общеизвестны: «Сорока-ворона, кашу варила…»;

«Ладушки-ладушки! Где были? –

У бабушки…».

Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.

Например:

«Ах, поет, поёт

Соловушка!

Ах, поёт, поёт

Молоденький;

Молоденький,

Хорошенький,

Пригоженькой.»

Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Например:

«Потягунючки, поростунюшки!

Роток – говорунюшки,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки.»

Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:

– Весна красна! На чём пришла?

– На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку.

Приговорки – словесные обращения к кому-либо. Например, говорят в бане:

С гоголя – вода,

С младенца – худоба!

Укатись вся.

Особое место в песенном фольклоре занимает колыбельная песня.

Основное содержание колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка.

Лисицы спят

Все по кусточкам,

Куницы спят

Все по норочкам,

Соколы спят

Все по гнездышкам,

Соболи спят,

Где им вздумалось,

Маленькие детки

В колыбелях спят.

В колыбельных песнях матери рассказывают об окружающей действительности, вслух думают о цели и смысле жизни, выговаривают свои заботы, радости и печали. В колыбельной песне мать находит выход своим чувствам, возможность до конца выговориться, высказаться и получить психическую разрядку.

Колыбельная песнь – величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок – еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.

В народных песнях радость и горе, любовь и ненависть, веселье и грусть. В песнях выявляются лучшие черты национального характера белорусов : смелость, отвага, правдивость, гуманизм, чуткость, трудолюбие.

К самым древним жанрам фольклора относят трудовые песни, которые возникли для организации ритма и включались в процесс работы как неотъемлемый ее элемент.

Трудовая деятельность человека сопровождалась календарными обрядами, которые совершались в точно установленные праздники, обусловленные сменой сезонов года: зимнего солнцестояния, наступления весны, лета, осеннего сбора урожая. Обрядовые песни представляют собой магические заклинания, обращенные к силам природы, и содержат пожелания хозяйственного благополучия крестьянину - земледельцу. Наиболее многообразными были обряды зимнего периода, связанные с задачей обеспечения будущего урожая и приплода скота (колядование, гадание об урожае и замужестве, ряженье, игры, зажигание огней как символа солнцеворота).

На рубеже зимы и весны праздновалась Масленица, ее встречали и провожали буйным весельем, песнями, блинами, катанием на санях и сжиганием на костре соломенного чучела.

Поэтичным был праздник Ивана-Купалы (в ночь с 23 на 24 июня). Имя Купалы было древним олицетворением летнего плодородия природы. В честь Купалы совершались очистительные обряды купания и прыгания через костер. После введения христианства на Купалу наложилось имя Иоанна Предтечи (Ивана Крестителя).

Осенний обрядовый цикл включал жнивные песни и обряды, которые были связаны с уборкой урожая и призваны магически обеспечить урожай будущего года.

Семейно-бытовые обряды были посвящены самым важным событиям жизни человека: рождению, созданию семьи и смерти. Родильные песни должны были обеспечить ребенку здоровье и благополучие. До нас дошли лишь отзвуки родильных песен-величаний в более поздних колыбельных песнях. Свадебный обряд возник в средние века, но в его символике нашли отражение черты более древних форм браков славянских племен, например, брака-умыкания (похищение насильственное или по предварительному согласию) или купли-продажи. Свадебный обряд представляет собой народную драматическую игру с переплетением элементов трагизма и веселья и традиционными ролями участников. Свадьбу сопровождали песни, причитания, величания, обрядовые речеговорения, пословицы, загадки, приговоры, заговоры. Основное содержание свадебной поэзии составляет образ невесты, ее переживания при переходе из родной семьи в чужую.

Фольклор как искусство слова. Фольклор является искусством слова. Народ, отражая типичное для фольклорного мышления восприятие мира по принципу повторяемости и цикличности, создает систему поэтических средств, в которой одним из основных механизмов выступает ассоциативность, то есть повторяемость на семантическом уровне. Для фольклора характерны иносказательная передача явлений, символика, поэтический вымысел и фантастика. В фольклорных произведениях раскрываются единство эстетического и морального, гармония природы и человека, выражаются вкусы народа, его поэтические воззрения. "Художественный мир" фольклора основан на традиционных "стандартах высокого качества", подкрепляемых постоянными эпитетами (если небо, то ясное, солнце — красное, поле - чистое, море - синее, дес — темный, девица — красная, молодец — добрый, руки — белые, к>ги — резвые) или идеализирующими формулами. Для разных жанров существуют свои формулы красоты. В сказках: "ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать" или "во лбу солнце, на затылке месяц, а по бокам звезды", в заговоре на красоту: "зарей умоюсь, звездами подтычусь, месяцем опояшусь". В свадебных величаниях или любовных лирических песнях признаками физической красоты, свидетельствующими о здоровье и жизненной силе героев, служат кудри (шелковые, очи (ясные, брови (черные, щеки (алые).

Таким образом можно сказать, что фольклор является неотъемлемой частью русской национальной культуры.

Публикации по теме:

Воспитание национальной культуры Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего. Черчилль. Красоту, чистоту мы у старших берем, Саги, сказки из прошлого тащим,.

Детский фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской культуры Детский фольклор, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской культуры! В последние годы в российской системе.

Формирование основ экологической культуры как необходимое условие воспитания дошкольников. Часть 2 2.3 Формирование начал экологической культуры у дошкольников как необходимое условие воспитания личности Задачи экологического воспитания.

Формирование основ экологической культуры как одна из задач воспитания дошкольников. Часть 3 3.2 Формы и методы используемые для формирования экологической культуры дошкольника Возможности дошкольного периода в становлении начал.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников путем приобщения их к истокам национальной культуры Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно.

Кабинет национальной культуры «Балаган» Кабинет национальной культуры «Балаган» В нашем детском саду воспитание и обучение ведется на основе типовой программы Российской Федерации,.

Консультация для родителей «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является основой для формирования духовного мира человека и его.

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры для познавательного и нравственного развития детей Аннотация. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, важное значение приобретает.

Конспект занятия «Роль национальной культуры в эстетическом воспитании» Программное содержание. 1. Воспитывать любовь к прекрасному. 2. Закрепить знания детей о хохломской, гжельской, городецкой и жостовской росписи.

Сущность и особенности формирования основ национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста Сущность и особенности формирования основ национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста В настоящий момент, в период роста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Фольклор, как часть национальной культуры»
Опубликовано: 12 марта 2019 в 08:34
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Фольклор, как часть национальной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Раскидко (УИ 734059) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД