Папки-передвижки

Формирование основ экологической культуры как необходимое условие воспитания дошкольников. Часть 2

Семукова Татьяна
Формирование основ экологической культуры как необходимое условие воспитания дошкольников. Часть 2

2.3 Формирование начал экологической культуры у дошкольников как необходимое условие воспитания личности

Задачи экологического воспитания — это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Об этом говорят в своих работах Моисеева, Л. В., Никитина Ю. Г. Работа сводится к следующему:

Публикация «Формирование основ экологической культуры как необходимое условие воспитания дошкольников, Часть 2» размещена в разделах

1. создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;

2. создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;

3. систематическое повышение квалификации педагогического персонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

4. осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;

5. выявление уровня экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, с предметами, людьми и оценках себя.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Педагоги совместно с родителями могут превратить территорию детского сада в прекрасный сказочный мир. (Приложение 1).

В процессе воспитания основ экологической культуры могут иметь место следующие виды деятельности :

– сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

– практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе, а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.);

– создание изопродукции на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

– общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и животного мира — комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные односторонние суждения, любование, ласкание, действия по уходу, приручение и дрессировку (животных);

экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;

– речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова);

– наблюдение — самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;

– просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания — деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Наблюдение за самостоятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.

Основными задачами воспитания основ экологической культуры дошкольников являются :

1. Развитие у детей представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.

3. Осознание собственного «Я» как части природы, развития «Я- концепции» у каждого ребенка.

4. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Вывод

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

Задача воспитателей и родителей - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу - задача и долг взрослых: родителей, педагогов, - пишет Л. А Каменева. Она так же утверждает, что ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада.

Глава 3 Педагогические условия формирования основ экологической культуры дошкольников

3.1 «Эколого-развивающая среда» и её роль в формировании экологической культуры дошкольников

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

Эколого-развивающая среда - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста видел красоту, учился соприкасаться с ней.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:

– познавательному развитию ребенка;

эколого-эстетическому развитию;

– оздоровлению ребенка;

формированию нравственных качеств;

формированию экологически грамотного поведения;

экологизации различных видов детской деятельности.

Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность. Так, осенью группу необходимо украшать букетами осенних цветов и листьями, на подносах выставлять собранный урожай; зимой окна украшаются снежинками, украшенной елкой, силуэтами сказочных героев, сделанных из бумаги детьми, педагогами и родителями.

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды. Интеграция образовательных областей, отмена занятий как основной формы работы с детьми, деятельностный подход, приоритет игры, ориентация на интегративные качества требуют новых подходов к формированию предметно-развивающей среды ДОУ, а, следовательно, и формирования основ экологической культуры дошкольников.

Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды.

Исследователь Н. А. Рыжова выделяет следующие такие элементы и их функциональную роль (таблица 1.) :

Таблица 1

Элементы эколого-развивающей среды

Элементы эколого-развивающей среды Функциональная роль

Экологическая комната Обучающая, релаксационная

Лаборатория Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие.

Живой уголок Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам.

Зимний сад Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами.

Библиотека Познавательная, формирование интереса к чтению.

Экологическая тропинка Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой.

Огород, сад Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения.

Территория детского сада (ландшафтные архитектурные объекты) Познавательная, эстетическая, развитие эмоциональной сферы.

Музей, картинная галерея Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая.

Изостудия (художественная студия, дизайн-студия Эколого-эстетическая, эмоциональная.

Театральная студия Эстетическая, развитие фантазии, речи, актёрских данных через участие в экологических постановках.

Музыкальный зал Эколого-эстетическая

Физкультурный зал Оздоровление, развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие.

Бассейн Оздоровительная, игровая, познавательная

Коридоры, холлы Познавательная, развивающая, эстетическая

Компьютерный класс (или отдельные компьютеры) Развитие интеллектуальных способностей, навыки работы на компьютерах, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач.

Уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные) Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы.

Фитобар Оздоровительная, познавательная, релаксационная.

Все описанные в таблице элементы, по мнению автора, могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения и выполняют одну и ту же роль – повышают эффективность экологического образования. Организация предметно – пространственной среды в детском саду:

– уголки в группах (экспериментальные, природы, выставочные, огород на окне);

экологическая комната или «музей природы» (комнатные растения и картотека к ним, карты звездного неба, зона коллекций, макеты, фитобар, природный материал, оборудование для ухода за живыми объектами);

– минилаборатория (материалы для детского экспериментирования, микроскоп, природный материал);

– библиотека (познавательная литература о природе, литература по уходу за животными, подборка картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы, картотека экологических игр, экологических сказок, экологические плакаты);

экологический театр (костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок, аудиозаписи);

– галерея (тематические выставки детских работ). Мини-музей «на дне морском»

– Огород на окне;

– Фитобар.

Рассмотрим подробнее отдельные элементы экологического комплекса, наиболее распространенные в детском дошкольном учреждении. Одним из условий, обеспечивающих знакомство детей с природой, является организация в детском саду уголков природы. Уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по формированию основ экологического воспитания детей. Он дает большую возможность для ознакомления дошкольников с природой родного края. (Приложение 1).

Если обратиться к истории вопроса, то необходимо отметить, что впервые уголки природы в образовательные учреждения были введены в ХIХ столетии. Прогрессивные педагоги прошлого отмечали, что уголок природы поможет малышу «войти» в мир природы, удовлетворит его потребность во взаимодействии с ним. И сегодня необходимо помнить, что уголок природы – это место постоянного общения малыша с растениями и животными, которое вносит разнообразие в жизнь детей. В уголке природы дети могут проводить интересные наблюдения за природными объектами, заботиться о них. В результате у детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается бережное, заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них. Постоянные обитатели уголков природы в детском саду - комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны. Комнатные растения требуют различного ухода [разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д. ] Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет вои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения - ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы (1,электронный ресурс).

Итак, ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.

Содержание объектов и материалов уголка природы:

– комнатные растения;

– декоративные животные;

– календарь погоды и природы;

– альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;

– художественная литература о природе;

– дидактические игры природоведческого содержания;

– различные природные материалы;

– оборудование для организации труда в природе;

– оборудование для организации опытнической деятельности;

– модели, отображающие предметы и явления природы.

Все объекты, предметы, материалы уголка природы должны быть яркими, красочными, эмоционально привлекательными, доступными детям (и содержательно, и физически). Материалы, объекты и оборудование должны стимулировать детей к организации экологически-ориентированного общения в процессе реализации различных видов и форм детской деятельности (наблюдения, игр, труда, экспериментирования и пр.).

Исходя из этого, содержанием объектов и материалов должны стать не только разнообразные комнатные растения и декоративные животные, но и календари природы и погоды, альбомы, гербарии, художественная литература и дидактические игры экологического содержания, различные природные материалы (семена, камешки, кусочки коры и пр., оборудование для труда в природе, модельный материал. Украшением группы и прекрасным материалом для воспитания у детей любви к природе могут стать поделки, изготовленные родителями из материалов природного происхождения (Приложение 1).

Большое значение в познавательном развитии детей, воспитании экологической культуры, правильного поведения в природе имеет выращивание растений на окне – «Огород на окне». Здесь дети могут получать первые навыки выращивания растений своими руками, уход за ними, узнают об условиях произрастания различных растений. Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, способен развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. Выращивание с воспитанниками детского сада мини-огородов на подоконниках помогает легко, удачно и в занимательной форме моделировать познавательные, эстетические и экологические навыки. (Приложение 1). Малыши приобретают новые знания и умения, у них формируются мелкая моторика и дисциплина. Дети учатся быть внимательными и заботливыми, замечать красоту в обыденных вещах.

Создать в любом ДОУ миниатюрные оазисы свежих витаминов совсем не сложно. Забота о зеленых питомцах под соответствующим направлением воспитателей приносит обильные плоды: обогащается активный словарный запас и развивается речь; усовершенствуется память, ведь дети учат стихи, поговорки и загадки, где упоминаются знакомые овощные культуры; накапливаются математические занятия, когда примеры составляются на основе количества растений; расширяется кругозор воспитанников; приобретается опыт по обмену информацией. В процессе выращивания растений их ждут невероятные открытия и радостные впечатления. Энергия детей направляется на развитие воображения, когда они узнают этапы роста проклюнувшихся семян, украшают свой ящичек различными стикерами, делятся между собой потрясающими наблюдениями за своими «питомцами». Маленькие огородники надолго запомнят увлекательную и полезную деятельность.

Создание развивающей экологической среды в ДОУ имеет большое значение для экологического образования дошкольников, а именно для формирования представлений, знаний и умений, развития психологических процессов, привычек и поступков, так как создает условия для рационального использования различных методов при организации процесса взаимодействия ребенка с окружающей его природой. Дает возможность получения информации всеми органами чувств, что накладывает положительный отпечаток на сознание ребенка о наблюдаемом.

Публикации по теме:

«На помощь жителям цветочного городка». Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ и экологической культуры у дошкольников Цель: Формировать понятие здорового образа жизни через бережное отношение к природе Задачи: 1. дать детям элементарные представления об.

Презентация «Формирование основ экологической культуры и природоохранного сознания дошкольников» Тема по самообразованию. Конкурс "Воспитатель года - 2017" Формирование основ экологической культуры и природоохранного сознания дошкольников.

Формирование у дошкольников экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окруж. среде Дерево, трава,.

Формирование у дошкольников 4–5 лет основ экологической культуры «Волшебница — Вода» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей.

Формирование экологической культуры у старших дошкольников .

Формирование нравственно-волевой сферы как важное условие всестороннего воспитания личности ребенка Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности,.

Формирование основ экологической культуры у дошкольников Наш девиз: «Природу любим, познаем, вместе дружно бережем!» Одна из основных задач дошкольного воспитания - формирование основ экологической.

Педсовет с родителями «Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания» Педсовет №3 (совместно с родителями) Методы и формы раннего формирования основ культуры дошкольников, культуры семейного воспитания, толерантное.

Презентация «Воспитание экологической культуры дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию: "Воспитание экологической культуры дошкольников", в которой делюсь своим опытом,.

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Первоочередной задачей дошкольного образовательного учреждения является укрепление здоровья ребенка. Поэтому очень важна оздоровительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ экологической культуры как необходимое условие воспитания дошкольников. Часть 2
Опубликовано: 31 октября 2018 в 20:37
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД