Кристина Клапотовская
Сущность и особенности формирования основ национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сущность и особенности формирования основ национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста
В настоящий момент, в период роста национального самосознания, вполне закономерен интерес к национальной культуре как к некой основополагающей системе, которая способствует духовному оздоровлению и гуманизации всего народа. Гуманизация в свою очередь способствует открытости культуры, что ведет к максимальному раскрытию творческого потенциала человека.
Публикация «Сущность и особенности формирования основ национальной культуры у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Благодаря изменениям в системе образования дошкольные учреждения в процессе создания собственной образовательной программы учитывают аспекты гуманизации, вопросы национального воспитания и возможность для приобщения к общекультурным условиям. Именно по этой причине следует воспитательно-образовательную работу организовать как индивидуальныйпроцесс, где учитываются личностные особенности, склонности и интересы дошкольника. [1;2;3;4]
Одним словом, культура рассматривается как основа образовательной системы, что в свою очередь диктует многообразие подходов и достаточно широкий круг проблем: национальная культура, объект культурного пространства, разнообразие региональных культур, региональная культура как модель жизни, значимые компоненты региональной культуры, возможности освоения культурного пространства, самобытность соседствующих культур и прочее.
Один из наиболее остро ощутимых вопросов – вопрос «погружения» ребенка в культурную общность на дошкольном этапе. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по этому вопросу позволяет дошкольнику познать себя, помогает наиболее прочно заложить основы культурного начала и осознать ценность своей жизни и общества в целом. Для ребенка важно не просто некое знание о культуре, а проживание традиции через вхождение в годичный праздничный круг. [5]
В. С. Мухина, Р. С. Немов, А. В. Петровский и многие другие исследователи, занимавшиеся вопросами возрастной психологии, отстаивали мысль, что именно старший дошкольный возраст наиболее важен для всего дошкольного периода в целом, так как в этот возрастной отрезок времени оптимальным является погружение ребенка в аспекты национальной культуры. [6]
Вхождение в культуру и проживание её в старшем дошкольном возрасте возможно осуществить через игровую деятельность. С игровой деятельностью связано в этот период многое: появление ролевых и реальных взаимодействий, командные и одиночные манипуляции, конструирование по замыслу, развитие изобразительной деятельности и прочее. Знакомя с игровой деятельностью, педагог знакомит и с явлениями общественной жизни, уделяя особое внимание таким темам как «Семья», «Родовое древо», «Семейный праздники и традиции», «Традиции и культура наших предков». В данный возрастной период проходит знакомство с государственными символами (герб, флаг, гимн, педагоги читают соответствующую художественную литературу, рассматривают тематические альбомы с иллюстрациями, играет в соответствующие игры, организует беседы и создает образовательные ситуации. Вполне возможно знакомство с национальными костюмами традициями и обычаями. Одним словом, поддерживает интерес к национальному вопросу. [8]
Специфика ознакомления с родной культурой детей старшего дошкольного возраста проявляется в подходах к организации образовательного процесса.
Если взять культуру за основу образовательной стратегии, то следует отметить несколько подходов:
культурологический (каждое общество создает свою культуру, «лицо», что сопровождает человека всю жизнь и передается из поколения в поколение; опирается на принцип культуросообразности, научности, личностно-ориентированный,);
антропологический (организован через целую систему принципов – природосообразности, доступности, нарастающей трудности, наглядности, ориентация на зону ближайшего развития, субъектности).[7;9]
Итак, можно отметить следующие направления в работе с детьми:
воспитание художественного вкуса путем созерцания красоты образцов изделий руских народных промыслов декоративно-прикладного искусства;
прививать чувство сопричастности к национальной культуре и истории государства через участие в народных праздниках и через соблюдение народных традиций (таким образом дети приобщаются к наблюдениям за природой в разные времена года, за поведением животных, птиц и насекомых, за трудом взрослых);
развивать двигательную активность посредством ознакомления, а дальнейшем и участия в народных играх;
через чтение и обсуждение русских народных сказок знакомить со средствами выразительности родной речи ( преимущественно с литературными тропами: метафора, эпитет, перифраз, олицетворение, сравнение, гипербола, литота, антитеза, что в свою очередь привьет любовь к образному меткому слову;
развивать связную речь, звукопроизношение и фонематический слух путем ознакомления с народными песенными жанрами: колыбельная, потешка, пестушка, прибаутки, шутки, частушки);
развивать логическое мышление и самостоятельность мысли через чтение загадок, пословиц и поговорок;
формировать умение видеть черты русского характера в фольклорном творчестве и гордиться ими (добро, трудолюбие, храбрость, патриотичность, верность, красота души, простота общения);
формировать представление о народной культуре через сюжетную игру.
1. Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – N 2. – С. 21-23.
2. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учеб. -метод. пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – 2-е изд. ,перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 1998. – 300 с.
3. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога / С. Федорова // Дошкольное образование. – 2002. – № 20 (16 - 31 октября 2002 г.).
4. Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова, Л. Дедешко // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 127-128
5. Выготский, Л. С. Собр. сочинений. В 6 т. – Т. 4: Детская психология / Л. С. Выготский / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М. : Педагогика, 1984. – С. 243-386.
6. Зеньковский, В. П. Психология детства / В. П. Зеньковский. – Екатеринбург, 1995. – 297 с.
7. Писарева, А. Е. Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника / А. Е. Писарева // Научно-практическая конференция "Патриотическое воспитание дошкольников" (реализация государственной программы Российской Федерации "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы) [Электронный ресурс] Режим доступа // https://www.portal-slovo.ru/rus/infant_education/115/4273/$print_text/?part=1
8. Богомолова, М. И. Интернациональное воспитание дошкольников : Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / М. И. Богомолова. – М. : Просвещение, 1988. – 112 с.
9. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога / С. Федорова // Дошкольное образование. – 2002. – № 20 (16 - 31 октября 2002 г.).