Возрастные особенности формирования основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы

Жанна Котлярова
Возрастные особенности формирования основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы

Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. У детеймогут наблюдаться следующие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения, покачивания и т. д.

На физиологическое состояние детей дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от ментальных установок. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни дошкольников:

- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;

- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм.

В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.

Младшие дошкольники в этом возрасте еще не могут охарактеризовать болезнь, описать, что это такое, они лишь знают, что человек может болеть. Поэтому никакого отношения к болезни у детей второй младшей группы нет, они не думают о том, что можно заболеть вследствие каких-либо причин. Болезнь не вызывает у них страх.

При наводящих вопросах дети могут рассказать о том, как болели когда-то, но, в общем, объяснить сто такое здоровье, они не могут.

При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется.

3. Методы формирования основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы

Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым,энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем.

Особоевнимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

занятия физкультурой,

прогулки.

рациональное питание,

соблюдение правил личной гигиены:

закаливание,

создание условий для полноценного сна

Здоровье ребенка находится в прямой зависимости от имеющихся знаний у него о своем организме, от сформированности осознанного отношения к себе, своему телу.

Поэтому работу по формированию основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы следует строить на идеях педагогической валеологии.

Основнойцелью педагогической деятельности является: развитие представлений детей о своем теле, воспитание бережного и осознанного отношения к своему организму.

Для осуществления поставленной цели решается ряд задач:

1) Создать и обогатить развивающую среду в группе;

2) Разработать систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

3) Способствовать развитию у детей определенного круга знаний и представлений о своем теле, развивать элементарные базовые знания по валеологии.

4) Сформировать у детей практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.

Для начала следует обустроить предметно-развивающую среду, которая соответствует возрасту. Для этого оборудован уголок здоровья, где есть мячи, скакалки, кегли, различные мишени, сухой аквариум (для снятия напряжения, усталости, расслабления мышц спины, плачевого пояса).

Для укрепления дыхательной мускулатуры и профилактики застойных явлений в легких следует использовать игры и пособия для надувания: это снежинки, красочные бабочки, трубочки для бульканья. Для массажа и укрепления мышц нижних конечностей изготовила из подсобного материала ортопедические коврики.

.Большое значение имеют сюжетно-ролевые игры на современную тематику: «Центр здоровья» (для расширения знаний о труде медицинских работников, формирования знаний и навыков по оказанию первой медицинской помощи, «Фитобар», где дети знакомятся с лекарственными травами и узнают об их пользе для организма,дидактические игры: «Собери человека», «Здоровая пища», «Витамины - полезные продукты», «Съедобное - несъедобное», «Веселые овощи», «Одень по погоде».

Формы организации формирования основ здорового образа жизни:

-- занятии (фронтальные, групповые, комплексные);

-- часы общения, беседы;

-- проблемно-игровые ситуации, логические задачи;

-- дидактические и сюжетно-ролевые игры;

-- экскурсии, наблюдения;

-- экспериментирование;

-- встречи с медработниками.

Каждый из нас хочет прожить свою жизнь в здравии и счастливо. И никто не хочет постоянно болеть и иметь плохое самочувствие. Здоровый образ жизни помогает содержать здоровье в крепкой форме. Ведь здоровье человека бесценно.

По мнению специалистов, здоровый образ жизни - это активный отдых, сбалансированное и правильное питание, психическое равновесие и т. д.

Здоровое питание играет огромную роль в формировании здорового образа жизни. Пища не должна содержать никаких консервантов, а в лучшем случае она должна быть растительного происхождения.

Занятия спортом так же играют большую роль в жизни ребенка. Регулярные физические нагрузки улучшат состояние здоровья ребенка. Ежедневная утренняя зарядка поможет надолго сохранить бодрость и силу.

Крепкий и здоровый сон -- еще один из способов здорового образа жизни. Сон так же укрепляет иммунную систему ребенка и телу отдохнуть и расслабиться за весь день.

Каждая мама мечтает только об одном: чтобы у нее был здоровый и счастливый ребенок. Если второе зависит от многих факторов, то первое - в большей степени именно от родителей и педагогов. Ведь именно здоровье, а вернее всё, что его формирует, закладывается с самых ранних лет. Конечно, и спокойная беременность, и кормление грудью, и полноценная семья, и экология, и многое-многое другое влияет на здоровье вашего малыша. Но есть один очень простой, но в то же время очень обязательный момент - это физическое развитие ребёнка. Даже с соблюдением всех выше перечисленных условий, малютка никогда не будет совершенен без физического укрепления своего тела. Да что там говорить, и дух укрепляется, и характер формируется при наличии каждодневных «тренировок» для детей. Различные махи руками и ногами, пресс укрепляющие движения, приседания, прыжки и т. д. Главное - сначала научиться правильно дышать (вдох при отдыхе, выдох при сокращении мышц) - аэробная нагрузка, затем разогреть мышцы (бег, прыжки) - кардионагрузка, подготовить суставы (различные разминания, ну а уж после - «покачать мышцы». Музыка, улыбки, смех, незатейливые игры, типа «покажи разных животных» - и вы поможете своему малышу стать не только здоровым, но и счастливым!

Публикации по теме:

Формирование основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы №1 «Гномики» Формирование основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы Здоровый образ жизни, или сокращенно ЗОЖ -- это система жизни человека,.

Картотека бесед по формированию здорового образа жизни у детей второй младшей группы Сентябрь Беседа «Изучаем свое тело» Цель: Учить называть органы чувств; рассказывать об их роли в организме и о том, как их беречь; учить.

Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни» Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 1 часть Для детей. • Формировать предпосылки здорового образа жизни. • Продолжать развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки. •.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 частьПерспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 часть Полезные продукты. Задачи. Уточнить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов и овощей для здоровья человека. Закрепить.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 3 часть Чтобы зубки не болели. Задачи. Дать элементарные знания о строении зубов и о профилактике их заболеваний. Научить детей заботиться о своих.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 4 часть Вот, Я какой. Задачи. Различать и называть части тела. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. Дидактические.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во 2 младшей группе. 5 часть Здоровье в движении. Задачи. Расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Поддерживать интерес к.

Создание условий для формирования основ здорового образа жизни дошкольников В условиях современной российской действительности одной из актуальных является проблема сохранения здоровья детей. Остро назрела необходимость.

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Первоочередной задачей дошкольного образовательного учреждения является укрепление здоровья ребенка. Поэтому очень важна оздоровительная.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Возрастные особенности формирования основ здорового образа жизни у детей второй младшей группы
Опубликовано: 6 января 2019 в 13:23
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

Фото отчёт о совместном творчестве детей с педагогами к 8 Марта
Ежегодно 8 Марта отмечается замечательный праздник весны – Международный женский день. В преддверии Международного женского дня 8 Марта с приходом...
Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Мы сажали огород» (Возраст детей...
г. Заволжск Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Мы сажали огород» Проект реализуется с детьми 3 лет. Направленность: экологическое...
Мастер-класс по изготовлению открытки к 8 марта «Цветочная восьмёрочка»
Мастер-класс по изготовлению открытки ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕМА «МАМИН ПРАЗДНИК» Тема: Подарок маме. Форма образовательной деятельности: НОД. Вид занятия:...