Папки-передвижки

Фольклор как нетрадиционный метод в работе с родителями по социально-личностному развитию детей (4 фото)

Ирина Белая
Фольклор как нетрадиционный метод в работе с родителями по социально-личностному развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы

«Фольклор как нетрадиционный метод в работе с родителями по социально - личностному развитию детей»

(Из опыта работы)

Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определённом этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Публикация «Фольклор как нетрадиционный метод в работе с родителями по социально-личностному развитию детей» размещена в разделах

В нашем дошкольном учреждении данную проблему я рассматриваю на материале праздничной культуры, т. е. знакомлю детей с традициями русских народных праздников. Почему я обратилась именно к праздникам? Праздник - это день, когда все объединяются. Особое значение имеет праздник для ребёнка. К. Д. Ушинский отмечал, что праздник для ребёнка, совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал, что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои года от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника!

С 2009 года я работаю над темой «Детский фольклор». В процессе работы я выяснила, что детям фольклор близок и интересен. А мы, педагоги, должны им помочь. Приобщаясь к фольклору, играть и играть, набираться ума- разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться, а заодно, с помощью детского фольклора приобщать детей к русской национальной культуре, что так важно на сегодняшний день.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. На всех наших мероприятиях для детей мы рады всегда видеть родителей, бабушек, дедушек, не только в качестве зрителей, но и активными участниками.

Наметила цели в работе с родителями :

1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2. Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.

3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

3. Получение и обобщение родительского опыта.

4. Вызвать положительные эмоции от общения с детьми.

Для начала вместе с родителями составили план работы, обсудили, на каких занятиях они бы приняли участие. Я использую активные формы и методы работы с родителями :

1. Общие и групповые собрания.

2. Родительский уголок.

3. Консультации.

4. Занятия с участием родителей.

5. Беседы с родителями и детьми.

6. Анкетирование.

7. Оформление стендов, папок- передвижек.

8. Дни общения.

9. Участие родителей в подготовке и проведение праздников, досугов.

10. Дни добрых дел.

Оформила тематическую выставку, на которой особой популярностью пользуется раздел «Детский фольклор». Чтобы держать родителей в курсе событий завела папку «Учите и играйте вместе с детьми». В неё записываю потешки, поговорки, считалки, игры и родители дома могли повторить этот материал со своим ребёнком.

Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребовательным, полезным.

По традиции ежегодно провожу фольклорные праздники вместе с родителями : «Осенины», «Рождество», «Масленица», «Пасха» и другие. От каждой новой встречи с родителями дети получают радость и удовольствие. Сколько радости было, когда родители напекли блинов на Масленицу и все вместе на улице пили чай с блинами, играли в игры, водили хороводы. На занятии «Пасха в гости к нам пришла» родители вместе с детьми раскрашивали «пасхальные яйца», сделали красивые поделки.

Много работы проведено по привлечению старшего поколения к более активной совместной работе семьи и детского сада. С каким интересом дети слушали бабушку Владика С. (Нину Николаевну, когда она рассказывала и показывала красивые платки. А бабушка Славы А. (Мария Ивановна) рассказывала об утюге, керосиновой лампе, лаптях. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. У многих родителей открылись таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать или играть самим.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую - то работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей.

Родители - самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется с ними вместе танцевать, петь песни, играть.

Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они всегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

Я не останавливаюсь на достигнутом. Продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.

Воспитатель ДОУ № 25 «Светлячок»

пос. Чульман Нерюнгринский район

Республика Саха (Якутия)

Белая Ирина Владимировна

Конспект развлечения (народные посиделки)

для детей старшего дошкольного возраста

«Пасха в гости к нам пришла»

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками.

2. Формировать познавательный интерес и уважение к культуре и традициям родной страны.

3. Развивать желание делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.

4. Воспитывать духовно нравственные качества, любовь и почтение к своей стране, ее народу.

5. Воспитывать уважение к труду, интерес к фольклору.

6. Создавать радостное настроение, желание активно участвовать в играх, забавах.

Предварительная работа :

1. Беседа о праздновании Пасхи.

2. Разучивание пословиц, песен, потешек, стихов, частушек о Пасхе, народных танцев.

3. Рассматривание иллюстраций с расписными яйцами.

4. Знакомство с русской печью.

5. Роспись картонных яиц.

6. Конкурс для детей и родителей поделок на тему «Пасха».

Атрибуты:

Оформление музыкального зала под русскую избу: окошко со шторами, часы с кукушкой, старинная полочка с посудой, рушники, лампадка, свечи, чугунный утюг, ухват, горшки, чугунки, самотканые дорожки, самовар на дровах, коромысло, ведра.

Игрушка курочка Ряба.

Русские костюмы для детей и взрослых.

Веточки вербы.

4 нарисованных под роспись самовара.

Аудиозапись: «Пасхальный звон», «Веснянка», танец с вербами, танец «Самовар», частушки о Пасхе.

Шоколадные яйца по количеству детей.

Куличи, чай, конфеты.

Для игр:

Лоток с росписью 2 шт., диски для игры с яйцами 2 шт. ; 2 деревянные ложки; пластмассовые яйца по количеству детей.

Ход посиделок

Гости (взрослые) заходят в зал

Хозяйка: проходите, гости дорогие, милости просим. Для дорогих гостей и двери настежь. Присаживайтесь, на убранство поглядите.

Горница моя небольшая, да красивая какая! Целый день по дому хлопочу, детки ко мне должны прийти. Ой, всё ли у меня готово: Пасху сделала, куличи испекла, яйца накрасила. Сама нарядилась (смотрит в зеркало).

Гости рассаживаются. Звучит хороводная музыка «Веснянка» муз. А. Филиппенко.

Под музыку входят дети, идут хороводным шагом, змейкой, образуя круг. Поют песню и танцуют хороводный танец «Веснянка»

Ведущая: Дорогие ребята! Сегодня наши посиделки посвящены Пасхе, которая всегда приходит к нам весной. И пойдем мы в гости к хозяйке русской избы, к Эльвире Давыдовне, чтобы узнать ещё больше об этом празднике.

Дети подходят к избе. Ведущая обращается к хозяйке.

Ведущая: Здравствуйте, Эльвира Давыдовна!

Хозяйка: Здравствуйте, дорогие гости! Гость на гость Хозяину радость. Просим в избу. Красному гостю красное место. Садитесь на скамьи дубовые, будьте как дома.

Дети рассаживаются на скамейки.

Ведущая: Эльвира Давыдовна, расскажите нам, как в старину праздновали Пасху (см. фото №1).

Хозяйка: Ребята, а вы знаете, что такое Пасха?

Дети: это самый светлый праздник, он бывает всегда весной, пекут куличи, красят яйца и т. д.

Хозяйка: да, Пасха самый светлый и радостный праздник, который длится целую неделю.

Пасху называют торжество из торжеств. В этот день воскрес Христос и это самый большой праздник у христиан. В этот день звонили в колокола особенно торжественно. И этот звон зовётся «Пасхальный благовест».

Включить грамзапись «Пасхальный звон».

Стихи детей :

1 ребё нок:

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес-

Христос воскрес! Христос воскрес!

2 ребё нок:

Вот просыпается земля

И одеваются поля.

Весна идет, полна чудес-

Христос воскрес! Христос воскрес!

3 ребё нок:

Эй, люди, пробудитесь,

К нам весна идёт.

А с весной и Пасха

Радость нам несёт!

Хозяйка: Одним из символов праздника является яйцо - символ зарождающейся жизни. Посмотрите, какими символами украшались яйца и что они обозначают:

Рассказ хозяюшки сопровождается показом картинок

Сосна - долголетие и здоровье

Гребень петуха – защита от нечисти

Дубовый лист - гармония и добро

Солнце – урожай

В старину яйца не только ели, но и играли с ними. Я научу вас играть в эти игры.

Игры с яйцом

1. Катание яиц с горки (см. фото №2)

2. Чьё яйцо дальше прокрутится

3. Эстафета с яйцами

Хозяйка: (благодарит участников игр) какие вы молодцы, как вы быстро научились играть в народные игры и можете теперь научить других детей и своих родителей играть в эти игры.

Перед пасхой люди убирались в домах, пекли куличи, красили яйца. В день Пасхи зажигались все люстры и свечи. Обязательно одевались во всё светлое и белое. Это народные обычаи.

Ведущая: Ребята, давайте вспомним народные пасхальные приметы:

1. Мороз в первый день Пасхи – к обильному урожаю

2. Если будет дождь – весна дождливая будет

3. На Пасху бросать и лить за окно нельзя – Христос под окнами ходит.

Хозяйка: Дети, а вы знаете с какого дерева эти веточки? (дети отвечают) Правильно, с вербы. С давних времён существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется.

Хозяйка раздает детям веточки вербы, приговаривая «на силу, на здоровье, на красоту, на счастье и т. д.»

Ребенок:

С вербой пасху мы встречаем,

В гости дружно приглашаем!

Верба, вербочка прекрасна,

Приди весною, солнце ясно,

Тепло приводи, веселье заводи!

Дети исполняют танец «Верба» русск. н. м «Сударушка», обр. И. Каплуновой (см. фото №3).

Хозяйка: на Пасху готовили такие кушанья, которые в течение года не пробуешь. Ели их раз в году. Готовили куличи, пасхи, красили яйца. А вот рыбные блюда не ставились на стол. За столом было весело, все пели народные песни, частушки.

Дети исполняют частушки:

Пасха праздник самый светлый,

Самый лучший и большой,

Долгожданный и желанный,

Самый добрый и родной.

Праздник Пасхи мы встречаем,

С куличами чай едим

И Иисуса прославляем,

За столами все сидим.

Встретим Пасху хорошо,

Весело и светло

Пышным, славным куличом

И, конечно, же, с яйцом.

Есть яичко расписное,

Золотое тоже есть,

Есть в горошек, есть в полоску,

Есть в цветочек, есть и без.

Все вместе:

Мы вам пели и плясали,

Наши ноженьки устали.

Сядем вместе, отдохнём

С чаем куличи попьём.

Ведущая: на Пасху ходили друг к другу в гости.

Хозяйка: Пасха семейный праздник. В гости ходили христосоваться. Это обычай всеобщего целования. Брали с собой крашеные яйца и, приговаривая «Христос воскресе – воистину воскресе», люди обнимались и целовались, а затем обменивались яйцами. Принято, чтобы младшие словами «Христос воскрес» приветствовали первыми, а старшие отвечали им «Воистину воскресе».

Взрослые показывают детям.

Ведущая: Ребята, давайте похристосуемся с гостями и обменяемся с ними яйцами.

Дети берут яйца и идут к гостям, обнимаются, «бьются» яйцами, возвращаются на свои места.

Ведущая: Всех гостей мы приглашаем

Выпить чай из самовара

С пирогами, кренделями,

И, конечно, с куличами.

Девочки исполняют танец «Самовар» под русскую народную песню «Ах, Самара».

Хозяйка: Дети, для вас у меня сюрприз. У меня есть курочка. Снесла курочка яички, не простые а …

(дети отвечают хором – золотые) – нет!

Яйца есть в горошек, есть в полоску, есть в цветочек.

А ещё они бывают так забавны, так вкусны.

Потому что, потому что – шоколадные они.

Хозяйка: А ещё у меня есть скатерть не простая - самобранка!

накрывает стол один раз - ничего нет, накрывает второй раз – опять ничего нет.

Ведущая: Это скатерть, наверное, не только самобранка, а ещё и музыкальная. Нужно песню спеть, тогда она и угостит.

Все поют песню «К нам гости пришли» (музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен).

Во время песни на скатерть выкладывают пасхи, пироги.

Хозяйка: Вот какие пироги румяные да пасхи вкусные. Проходите к столу.

Ведущая: Поздравляем с наступлением святой Пасхи и приглашаем выпить чай из самовара (см. фото №4).

Дети и гости пьют чай.

Фольклор как нетрадиционный метод в работе с родителями по социально-личностному развитию детей
Фото №1 Только на основе прошлого можно понять настоящее предвидеть будущее Фото №2 А народ не передающий всё самое ценное из поколения в поколение народ без будущего Фото №3 знакомлю детей с традициями русских народных праздников
Публикации по теме:

Настроение в варежкахНастроение в варежках В работе с дошкольниками большое внимание уделяю социально-нравственному развитию детей. Одной из задач моей работы является - ознакомление.

Областной Креатив — фестивальОбластной Креатив — фестиваль В этом учебном году я принимала участие в V-ом областном Креатив – фестивале педагогов дошкольного и начального образования в номинации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как нетрадиционный метод в работе с родителями по социально-личностному развитию детей
Опубликовано: 9 июля 2012 в 12:19
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор как нетрадиционный метод в работе с родителями по социально-личностному развитию детей» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Белая (УИ 7892) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД