Лучший педагог года

Фольклор как один из нетрадиционных подходов в работе с детьми

Татьяна Якушкина
Фольклор как один из нетрадиционных подходов в работе с детьми

Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками : речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей. Конкретно утренняя гимнастика, так как она должна создать у детей хорошее настроение и поднять мышечный тонус.

Публикация «Фольклор как один из нетрадиционных подходов в работе с детьми» размещена в разделах

В настоящее время педагоги практикуют комплекс утренних гимнастик, основанных на сказках. Сказки есть в каждом доме. Они доступны и понятны детям. Сказки – это первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. Сказки дают возможность ребенку впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Сюжетная форма утренней гимнастики, позволяет разнообразить процесс физического воспитания и развития двигательной творческой инициативы детей путём нахождения новых форм. Это способствует повышению настроения во время выполнения физических упражнений.

Мотивы выполнения активных действий детей на занятиях утренней гимнастикой разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря «Сказочным» комплексам дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ также помогает качественнее выполнить основные движения. Например, ребенок идет твердым шагом – «волк идет», с гордой осанкой – «лиса – всему краса». Такая гимнастика очень нравится детям, они с удовольствием отправляются в интересное путешествие в сказку, и как актеры и герои сказки перевоплотившись в колобков, лисичек, медведей и т. д, дети стараются все выполнить правильно и с интересом ждут, что же будет дальше. И кроме хорошего настроения, такие упражнения полезны для детей, так как развивают речь, координацию движений, помогают заучивать стихи, сказки, что в свою очередь тренирует память.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм : частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе. Они направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. В быту – это пение колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Колыбельная – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним. Основное содержание колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка.

Участвуя в подготовке и проведении театрализованных праздников, инсценировках сказок, песен, старинных обрядов, ребёнок получает шанс оценить свои поступки со стороны, иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких ему людей. Исполнение детьми ярких, красочных народных песен и танцев являет собой своеобразное упражнение в изображении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи и голоса, уникальные по своему воздействию этюды по психогимнастике. Одной из наиболее важных черт для внутреннего равновесия одарённого человека является хорошо развитое чувство юмора. Изучение таких жанров детского фольклора, как потешек, небылиц, перевёртышей, помогает развитию чувства юмора, созданию своеобразного щита для тонкой психики одарённого ребёнка. Эмоционально осваивая мир взаимоотношений, развивая чувственную сферу восприятия собственного окружения, ребёнок готовится к более глубокому пониманию духовных связей в реальной жизни.

Касательно физических данных детей, множество проводимых во всём мире исследований показало, что тонкая моторная деятельность, навыки ручной работы и координации между зрительным восприятием и механическим действием связано более с возрастом ребёнка.

В этой сфере музыкальный фольклор предоставляет, пожалуй, ни с чем несравнимые возможности. На занятиях по освоению фольклорной хореографии и приобретению навыков инструментального исполнительства дети реализуют потребности в тренировке двигательных функций, координации движений и мелкой моторике. Выполнение самых разнообразных физических действий, соответствующих индивидуальным возможностям учеников, направленных на компенсацию часто проявляющихся у одарённых детей неровностей в развитии, позволяют добиться отличных результатов и избежать возможного отвращения к некоторым основным навыкам, которое может остаться у ребёнка на всю жизнь.

Таким образом, процесс освоения традиционной культуры, позволяет выявить яркие индивидуальные способности ребёнка, предоставляет возможность реализовать психосоциальные потребности одарённых детей, проявить и развить их физиологические умения и навыки. Кроме того, изучая народные песни и танцы, традиции и обряды предков, приобретая навыки игры на старинных музыкальных инструментах и знакомясь с современными интерпретациями народной музыки, ребёнок постигает на себе связь времён, ощущает собственную сопричастность с великой историей своего народа.

Список использованной литературы:

1. Иванчикова Р. Народные игры с детьми. // Дошкольное воспитание. 2005, № 4.

2. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 1994, 176 с.

Публикации по теме:

Выступление на педчасе «Использование инновационных подходов в работе с детьми по изучению ПДД» Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению на дорогах. Как правило, найти полностью разработанные.

Использование нетрадиционных форм в физкультурной оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста "Использование нетрадиционных форм в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста" Девиз-Здоровье – высшая награда Оно.

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНРИспользование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Введение «Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает». Ральф Эмерсон. В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений.

Консультация для воспитателей «Что такое фольклор и его применение в работе ДОУ» Слово «фольклор» в переводе с английского языка означает «народное знание», «народная мудрость. Проще говоря «фольклор», это всё, что создано.

Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками с ОВЗ» «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне….»..

Макет карты подходов и близлежащей территории нашего садаМакет карты подходов и близлежащей территории нашего сада Мы с детьми сделали макет карты подходов к учреждению и близлежащей территории нашего сада для наглядного ознакомления воспитанников..

Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками Без преувеличения каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым и успешным, но многие семьи с детьми дошкольного возраста.

Развитие художественного творчества детей посредством нетрадиционных художественных техник в работе с бумагой Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной.

Лэпбук как один из видов нетрадиционных форм работы с родителями.Лэпбук как один из видов нетрадиционных форм работы с родителями. "Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Это такая небольшая папка,.

Возможности использования техники «батик» в работе с работе с детьми дошкольного возраста В разделе «Изобразительное иcкуccтво и художеcтвенная деятельноcть детей» в оcновном внимание уделяетcя развитию необходимых для cюжетного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Фольклор как один из нетрадиционных подходов в работе с детьми
Опубликовано: 12 июля 2016 в 04:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД