МААМ-картинки

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста с помощью театрализованных игр

Алина Чемодурова
Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста с помощью театрализованных игр
▼ Скачать + Заказать документы

Самооценка – важный компонент структуры самосознания личности. Самооценка зависит от разных условий, подвергается влиянию ряда факторов. Изменение самооценки осложняет существование личности, как в социальном, так и в пространстве своего бытия. У нее сразу возникают проблемы в поведении, деятельности, взаимоотношениях личных, деловых, социальных. В современных очень не стабильных и противоречивых социальных условиях личность с неадекватной самооценкой становятся социально неадекватной. Она требует психологической, а иногда и медицинской помощи. Поэтому изучение категории самооценки на всех возрастных этапах имеет исключительно важное значение, т. к. знания, полученные в исследованиях могут использоваться для оказания помощи конкретной личности.

Публикация «Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста с помощью театрализованных игр» размещена в разделах

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъектный характер.

Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т. е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

Предпосылка развития самосознания – отделения себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства. Но вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует, по-настоящему ничего не зная о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребенок раннего возраста не учитывает своих реальных возможностей. Это достаточно явно обнаруживается в период кризиса трех лет.

Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. В этот период оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке.

Самостоятельная оценка ребенком других людей, их поступков и качеств первоначально зависит от его отношения к этим людям. Это проявляется, в частности, в оценке поступков персонажей рассказов, сказок. Любой поступок хорошего, положительного героя оценивается как хороший,плохого – как плохой. Но постепенно оценка поступков и качеств персонажей отдаляется от общего отношения к ним, начинает строиться на понимании ситуации и того значения, которое имеют эти поступки и качества. Послушав сказку «Теремок», ребенок отвечает на вопросы: «Хорошо или плохо поступил медведь?» - «Плохо» - «Почему он плохо сделал?» - «Потому, что раздавил теремок», - «Тебе медведь нравится нет?» - «Нравится. Я люблю мишек».

По мере усвоения нормы и правила поведения становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому оказывается гораздо труднее. Осознание самого себя происходит через присвоение общезначимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. Структура человеческого самосознания составляют имя собственное, самооценка притязание на притязание, представление себя как представителя определенного пола, представление себя во времени, отношение к правилам и обязанностям. В индивидуальном сознании каждого старшего дошкольника уже есть достаточное представление о себе.

Изучив научную, учебную литературу по тему «Театрализованные игры и их значение» я предположила, что в процессе театрализованной деятельности ребенок раскрывает свой собственный внутренний мир, снимает фиксированность на своей самооценки и ребенок начинает видеть сверстников, других людей, а не отношение к себе.

Основной целью работы является изучение влияния деятельности театрализованной деятельности на развитие самосознания.

Задачами являются: изучение научной методической, педагогической литературы, по теме «Личность». Изучение влияния театрализованной деятельности на развитие самосознания.

Предметом исследования является проблема развития личности ребенка дошкольного возраста.

Объектом исследования может быть группа старшего дошкольного возраста, 5-7 лет, постоянно посещающие детский сад.

Я считаю, что с помощью театрализованной деятельности можно помочь ребенку повысить свою самооценку.

В театрализованной игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально – личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогике оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность в психо – коррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применение этого искусства в своеобразную символической форме. Ее основные функции: катарсистическая (освобождение от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно – психического напряжения, регуляции психосоматических процессов); коммуникативно – рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения);

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

- игры в кукольный театр;

-игры драматизации;

-игры-представления (спектакли);

Кроме того, следует выделить некоторые специфические принципы.

1. принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальнейшей цели.

2. принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.

3. принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

4. принцип интегративности, характеризующийся связью:

- театрализованной с другими видами деятельности.

- детского и взрослого искусств.

- театральные игры и совместная созидательная деятельность педагога и ребенка.

- ребенка и ребенка, ребенка и продуктов театральной культуры.

- специально организованной и самостоятельной деятельности.

5. принцип обучения и творчества, означающего целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, а затем использование их для решения творческих задач по этапам:

- ориентировка ребенка в новой для него театрализованной деятельности, где доминирует обучение, внесение элементов творчества.

- побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение.

- самостоятельный поиск решения творческих задач.

Психологические механизмы воздействия театрализованной деятельности.

Отметим два механизма психологической коррекции с помощью театрализованной деятельности :

- искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать негативную ситуацию, используя креативные способности ребенка.

- под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т. е. негативные чувства, превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию.

Очень велик в арттерапии креативный принцип, т. е. максимальная ориентация детей на творчество, развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности. Также учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

- снятие по возможности всех стрессообразующих факторов;

- раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

- развитие реальных мотивов;

- преобладание внутренних личностных мотивов над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

- включение во внутренние мотивы мотивации успешности, продвижение вперед;

Содержание театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность способствует развитию:

- психофизических способностей (мимики, пантомимики);

- психических процессов (восприятие, воображение, мышление, внимания, памяти);

- речи (монолог, диалог);

- творческих способностей (умение перевоплощаться);

- импровизировать (брать на себя роль);

Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей :

- разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

- владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра;

- амплификация (обогащение) театрального опыта;

- изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

Театральная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Данные игры условно можно разделить на общеразвивающие и специальные.

1. общеразвивающие игры учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активируют мыслительные процессы. Также они способствуют адаптации детей в коллективе сверстников и создают предпосылки для успешной учебы в школе – в первую очередь за счет актуализации интеллектуально – волевого и социально – психологического компонентов.

2. специальные игры развивают воображение и фантазию готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом.

Упражнения и этюды.

Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Ребенок не задумывается над тем, как он например поднимает упавший карандаш или кладет на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.

Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эти способности упражнения и этюды.

Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (ссора, обида, встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды и вежливое поведение (знакомство, просьба, благодарность, поздравление). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основании эмоции (радость, гнев, грусть, страх).

Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя и сформировывать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

Я считаю, что театрализованные игры могут научить детей более конструктивно решать конфликтные ситуации, учат уважать роль других, могут сформировать активную жизнерадостную позицию.

Театрализованные игры нужно проводить в положительном эмоциональном фоне. Детей нельзя критиковать за ошибки и неудачи, с пониманием нужно относиться ко всем детям, внушать уверенность в свои силы.

Публикации по теме:

Статья «Некоторые особенности самооценки школьников с умственной отсталостью» Самооценка в дошкольном возрасте у умственно отсталых детей не развита. Если дети и отвечают на вопросы, задаваемые с целью выяснения уровня.

Влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста Тема моего исследования носит название: «Влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста с помощью театрализованных игр
Опубликовано: 6 октября 2014 в 00:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста с помощью театрализованных игр» (включая файлы) размещена пользователем Алина Чемодурова (УИ 246077) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД