Дарья Князева
Формирование ценностных ориентаций патриотизма средствами физической культуры и спорта
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста может реализовываться в процессе использования различных форм и методов работы : на занятиях по физической культуре и плаванию, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и
досугов. Наиболее значительный воспитательный эффектом, имеют спортивные праздники и развлечения, так как их проведение не только способствует физическому развитию детей, но и позволяет закрепить и обобщить знания детей в рамках определенной темы, формировать определенные нравственные качества.
Публикация «Формирование ценностных ориентаций патриотизма средствами физической культуры и спорта» размещена в разделах
Согласно методике работы по патриотическому воспитанию, возможно проведение спортивных праздников «Малые олимпийские игры», «А ну-ка, мальчики», «Папа может…». В их подготовке и осуществлении могут принимать участие не только педагоги, но и дети совместно с родителями. Благодаря воздействию на эмоциональную сферу дошкольника воспитательный эффект от подобных мероприятий достаточно высок. Кроме того, знания, которые получает ребенок на тематических спортивно-развлекательных мероприятиях, позволяют подвести его к пониманию неповторимости культуры своего народа.
Необходимо учитывать интерес детей к армии. Мы знакомим детей с названиями разных видов войск нашей армии, их внешними отличиями, а в дальнейшем и с их родом деятельности. Такой порядок изучения связан с тем, что детей сначала привлекает красочность военной формы, динамика военных ритуалов, но постепенно от внешних моментов дошкольники приходят к пониманию патриотизма воинов, их готовности защищать Родину. Это достигается проведением тематических бесед, соревнований, праздников, игр. Например, можно организовать игры в «военных» или сюжетные занятия из серии «Разведчики». Такая форма проведения занятий способствует не только физическому развитию детей, но и воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Подобные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу. В процессе их проведения у детей формируются такие волевые качества, как выносливость, смелость, ловкость, дисциплинированность, то есть те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины.
Достаточно большим потенциалом обладает проектная деятельность, как средство патриотического воспитания дошкольников. В качестве примера в нашем детском саду представлен проект «Детям
о Великой Отечественной Войне», целью которого было воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно – патриотические качества и чувства гордости за свою Родину. В рамках проекта педагоги знакомили воспитанников с литературными и художественными произведениями на военную тему; разучивали песни и стихи военных лет, проводили эстафеты, развивающие ловкость, быстроту, смекалку. Заключительным мероприятием проекта стала военно-патриотическая игра «Зарничка», проведение которой подразумевало работу в командах, у каждой из которых был свой командир. Игра включала такие этапы, как «Помоги раненому бойцу», «Доставь секретный пакет в штаб», «Разминируй поле», «Пройди болото» и другие.
К одним из эффективных средств формирования начал патриотизма авторы относят игровую деятельность. Подвижная игра можно рассматривать как ценнейшее средство всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него важных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Неотъемлемой частью нравственно- патриотического воспитания дошкольников являются народные игры,
которые передаются из поколения в поколение. Их история органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. В комплексе с другими воспитательными средствами народные игры представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Народные игры способствуют формированию у дошкольников начал патриотизма, чувства гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
В старшем дошкольном возрасте игры могут быть более сложными, требующими выполнения более сложных движений, например,
«Платочек», «Горелки», «Баба-яга», «Пятнашки». Некоторые более активные дошкольники в старшем возрасте могут сами выступать в роли ведущего и проводить народные игры с небольшой подгруппой детей, без помощи взрослого.
Методика работы по патриотическому воспитанию требует создания в ДОО особой развивающей предметно-пространственной среды и включения в нее некоторых необходимых элементов. Так, авторы рекомендуют оборудовать в ДОО стационарное помещение фильмотеки с набором кино- и видеофильмов, а также подобрать специальные пособия книги, репродукции, картины, альбомы по развитию истории Родины.
Возможно создание экологической комнаты, где дошкольники получают возможность познакомиться с природой родного края. Организация в ДОО мини-планетария позволяет решать задачи ознакомления дошкольников с темами «Космос», «Солнечная система», «Герои – покорители космоса», способствует более наглядному и интересному проведению тематических игр-занятий в соответствии с возрастными возможностями ребенка, возникновению и развитию у него чувства гордости за освоение космического пространства нашими соотечественниками. Благодаря организации подобных мероприятий решаются задачи и патриотического, и физического воспитания, которое в данном контексте логично сочетается с такими формами работы, как познавательные тематические беседы, игры- беседы или развлечения.
Совместная работа детей и родителей предполагает использование таких приемов, как составление семейных альбомов, стенгазет о своих родственниках, их участии в жизни страны, спорта. Темы альбомов или стенгазет могут быть следующими: «Спортивные выходные нашей семьи»,
«Активный отдых семьи летом, зимой» и др. Использование перечисленных методов позволит сформировать предпосылки гражданственных и патриотических чувств у детей дошкольного возраста, а затем станет основой личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Также авторы обращают особое внимание на то, что эффективно
использование спортивных игр и развлечений как средства достижения положительных результатов в формировании личности ребенка требует от педагогов выполнения следующих задач:
1) способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;
2) обеспечивать возможности для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, развивать у детей терпение и выносливость;
3) создавать условия для проявления положительных эмоций. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», «разведчиков». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми прийти на помощь товарищу.
Таким образом, методика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры и спорта способствует формированию у них чувства патриотизма, гордости за свою страну и людей, проживающих в ней. Задачи, которые решаются педагогами в процессе патриотического воспитания, связаны с воспитанием у детей нравственных чувств, таких, как отзывчивость, решительность, сопереживание, а также волевых качеств (терпение, настойчивость). Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у
дошкольников является использование различных методов, средств и форм, совместное участие родителей вместе с детьми в мероприятиях и праздниках, их посильная помощь педагогам в этой работе.
Нужно помнить о том, что работа по физическому воспитанию, подразумевающая организацию спортивных праздников, мероприятий и
развлечений, может дополняться и сочетаться с такими формами работы, как познавательные тематические беседы, игры-беседы или развлечения. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.