Марина
Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей и те и другие считают доброту и отзывчивость. Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений: дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости».
Публикация «Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)» размещена в разделах
Воспитатели вынуждены больше времени уделять заботе о дисциплине в группе. «Проблемные», беспокойные дети, которые мешают другим играть (могут ударить, обозвать сверстника, их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране, в семье. Для таких детей всё труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других детей. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдалённые последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребёнку преодолеть их – важнейшая задача педагогов и психологов. Такая педагогическая помощь должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей.
С помощью диагностических методов: Объективных (социометрия, метод наблюдения, метод проблемных ситуаций) и Субъективных, педагог может выявить истоки конфликтных форм поведения детей, которые всегда связаны с внутренними, личностными проблемами ребёнка. Внутренние причины, вызывающие устойчивый и часто воспроизводящий конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, к чувству одиночества, которое является одним из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека.
Типичные для дошкольников варианты конфликтных отношений ребёнка к сверстникам: повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность поведения.
Агрессивность – целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику, и главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками. Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы: физическая (направлена на нанесение какого – либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия) и вербальная (направлена на обвинение и угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях: жалобы, демонстративные угрозы, оскорбления и унижения другого). Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определённой цели.
Обидчивость – в основе повышенной обидчивости лежит напряжённо болезненное отношение ребёнка к себе и оценке себя. Характерной особенностью обидчивых детей является яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя. Ему необходимо непрерывное подтверждение собственной значимости, ценности, любимости. В то же время он приписывает окружающим пренебрежение и неуважение к себе, что даёт ему мнимые основания для обиды и обвинения других. Ребёнок постоянно смотрит на себя глазами других и оценивает себя этими глазами, находясь как бы в системе зеркал. Эти «зеркала» позволяют видеть только самого себя, закрывая окружающий мир и других людей. Всё это приносит ребёнку острые болезненные переживания и препятствует нормальному развитию личности.
Застенчивость является одной из самых распространённых и самых сложных проблем межличностных отношений: проблема познакомиться с новыми людьми, отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неумелое представление себя, скованность в присутствии других людей и пр. Застенчивый ребёнок – это такой ребёнок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к людям, стремиться к общению с ними, с другой стороны – не решается проявлять в нём себя и свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Причина таких нарушений кроется в особом характере отношения застенчивого ребёнка к самому себе. С одной стороны, ребёнок имеет высокую общую самооценку, считает себя самым лучшим, а с другой – сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия и на оценке себя. Мучительное переживание своего Я, своей уязвимости сковывает ребёнка, не даёт ему возможности проявить свои, подчас очень хорошие способности, выразить свои переживания.
Демонстративные дети стремятся привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако в большинстве случаев дети, обращаясь к партнёру, не испытывают к нему реального интереса. Преимущественно они говорят о себе, показывают свои игрушки, используют ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых и сверстников. Отношения для таких детей являются не целью, а средством самоутверждения и привлечения внимания. Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. В просоциальном поведении демонстративных детей наблюдается ярко выраженный формализм. Для них гораздо важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем реально проявить помощь сверстнику.
«Проблемные» дети существенно различаются по характеру своего поведения и по степени трудностей, которые они создают для воспитателя. Одни из них постоянно дерутся, и приходится всё время призывать их к порядку, другие спокойно сидят в стороне, третьи всеми силами стремятся привлечь к себе внимание, четвёртые прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов.
Однако, несмотря на эти очевидные различия в поведении детей, в основе почти всех межличностных проблем лежат сходные внутриличностные основания. Суть этих психологических проблем можно определить как фиксацию ребёнка на своих предметных качествах, на оценке себя или как гипертрофированную самооценку. Главной причиной конфликтов ребёнка с собой и с другими является доминанта на собственной ценности и связанная с ней сосредоточенность на том, «что я значу для других». Такой ребёнок постоянно думает о том, как к нему относится или как его оценивают окружающие, и остроаффективно переживает их отношение. Его Я находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя через отношение окружающих. Самоутверждение, демонстрация своих достоинств или сокрытие своих недостатков остаётся главным мотивом этих детей, при этом другие люди сами по себе вовсе не интересуют их. Но развитие межличностных отношений и самосознания ребёнка в старшем дошкольном возрасте ещё интенсивно продолжаются. На этом этапе ещё возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребёнку полностью прожить разные этапы возрастного развития.
Разработана "Коррекционная программа игр и занятий для детей". Главной задачей программы является привлечение внимания ребёнка к окружающим и его различным проявлениям : внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам, а через это улучшение отношений между детьми в группе. Авторы программы исходили из того, что хотя к середине дошкольного возраста уже складываются основные личностные качества ребёнка, выявленные индивидуальные особенности нельзя считать окончательно завершёнными и закрытыми для изменений. Основной стратегией этого формирования было снятие фиксации на собственном «Я» за счёт развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике, в частности, отказ от оценок, от совместной предметной деятельности и игрушек на первых этапах работы.
Коррекционная программа межличностных отношений детей в группе детского сада базируется на Принципах:
1. Безоценочность - любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребёнка на собственных положительных и отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Всё это порождает желание «угодить» взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками.
2. Отказ от реальных игрушек и предметов – появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, взаимодействия, в сверстнике ребёнок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнёра. Дети начинают общаться «по поводу» чего – то, и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.
3. Отсутствие соревновательного начала в играх – конкурсы, игры – соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребёнка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстративность, конкурентность, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге – разобщённость со сверстниками.
4. Минимизация речевого взаимодействия – поводом для ссор и конфликтов детей является словесная агрессия (всевозможные «дразнилки», «обзывалки» и пр.). Если положительные эмоции ребёнок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция и т. д., то самым обычным и простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (жалобы, ругательства и т. д.). Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику и пр.
5. Исключение принуждения – любое принуждение может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости.
Отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что могут обидеть, обозвать, не принять в игру.
Главным методом коррекционной программы предлогаются игры, в которых дети должны переживать общность и сопричастность в реальном взаимодействии.