Папки-передвижки

Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей

Алтын Альмухамбетова
Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей

Опыт работы ДОУ Альмухамбетовой А. Р.

Обоснование актуальности опыта

Духовно-нравственное воспитание детей, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе. В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Публикация «Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей» размещена в разделах

Важным документом в системе дошкольного образования является «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155, который закрепляет приоритет духовно- нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДОУ является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В истории отечественной педагогики этим задачам всегда уделялось большое внимание, а задача духовно-нравственного развития детей рассматривалась как приоритетная. Педагоги, родители были ориентированы, прежде всего, на приобщение детей к духовным ценностям общества, формирование у них нравственных ориентиров и опыта нравственного поведения. «…из всех наук, которые человек может и должен знать, — писал Л. Н. Толстой, — главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра; и из всех искусств- главнейшее есть искусство уметь избегать зла и творить добро…». Глобальный духовно-нравственный кризис общества, реальная угроза безопасности и будущему России заставляют обратиться к уникальному опыту отечественной педагогики, пересмотреть приоритеты системы дошкольного образования, роль и значение науки и искусства творить добро.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ:

поиск конструктивных форм взаимодействия между всеми участниками

образовательных отношений в решении задач ознакомления детей с родным

краем, городом, земляками, народным искусством, формирования основ

духовно-нравственных, ценностных ориентаций, воспитания патриотических

поиск конструктивных форм взаимодействия между всеми участниками

образовательных отношений в решении задач ознакомления детей с родным

краем, городом, земляками, народным искусством, формирования основ

духовно-нравственных, ценностных ориентаций, воспитания патриотических

Целью работы нашего коллектива по данному направлению является

поиск конструктивных форм взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений в решении задач ознакомления детей с родным краем, посёлком, земляками, народным искусством, формирования основ духовно-нравственных, ценностных ориентаций, воспитания патриотических качеств. В основе этой работы лежит личностно – ориентированный подход как субъективная форма общения между детьми и взрослыми.

ЗАДАЧИ:

1. Расширять представления о культуре, православных праздниках и народных традициях своего народа.

2. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране, формировать гражданское самосознание.

3. Раскрыть духовную одаренность ребенка и его личностные дарования.

4. Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей.

5. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.

6. Расширить связи с общественными организациями по данному вопросу.

Ежегодно в детском саду отмечается День матери, День пожилого человека, празднуются День защитника отечества, День Победы, День дружбы, День России, календарные праздники: «Осень» и «Веснянка». Дети старшего дошкольного возраста принимают участие в ежегодном праздновании Дня посёлка.

Проведённая работа способствовала тому, что мы условно разделили её на комплекс следующих мероприятий:

• Мероприятия, посвященные русской природе и малой родине (своему посёлку).

• Мероприятия, знакомящие детей с малыми фольклорными формами

• Мероприятия, раскрывающие особенности русского народного декоративно-прикладного искусства.

• Мероприятия, связанные с русскими народными традиционными праздниками, обычаями.

• Чтение и обсуждение литературных произведений. Авторы, которых знакомят детей с нравственными нормами, общечеловеческими ценностями (добро, красота, дружба, совесть, ответственность, долг и т. д.).

Сотрудничество с родителями

Прежде чем начать работу, мы пытались изучить отношение родителей к данной проблеме, проведя анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришли к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности. Основная часть родителей наших воспитанников считают православными людьми, однако, они плохо представляют себе православное учение. К тому же у родителей очень мало или совсем отсутствуют знания о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят: усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре, зле, о нравственных эталонах и нормах поведения и взаимоотношений.

Начав работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, мы сочли необходимым организовать работу кружка «Зёрнышки» для детей 4 -7 лет. Деятельность кружка носит просветительский характер. Это интегрированные занятия, творческие, игровые, исследовательские формы ознакомления с окружающим миром на основе ценностей православной культуры, что отражено в перспективно – тематическом плане.

Постоянная работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют. В каждой группе детского сада педагогами оформляются мобильные информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, об успехах детей, конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества. На родительских собраниях мы знакомим родителей с задачами, которые стоят перед ними и детским садом в духовно-нравственном развитии дошкольника, подчеркивая, что уже в дошкольный период детства необходимо воспитывать начала гуманизма и гуманных отношений с близкими и окружающими людьми, со сверстниками. Работа в тесном сотрудничестве с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволили нам расширить духовно-нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом. Таким образом, сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей

Технологичность представляемого педагогического опыта

Основная цель передового педагогического опыта – духовно-нравственное воспитание дошкольников - создание условий для развития личности ребёнка.

В ходе работы выдвинуты следующие педагогические задачи:

- Воспитание патриотического чувства, связывающего разные поколения;

- Воспитание духовно-нравственного чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

- Воспитание трудолюбия, уважения к труду и бережное отношение к результатам;

-Формирование привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники;

- Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей;

- Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребенка;

- Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, представлений о формах семейного уклада;

- Приучение к этическим нормам поведения и самодисциплине;

Коллектив педагогов МДОУ «Детский сад №7» в течение учебного года реализует перспективный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, а также представленные в опыте проекты. Диагностика показала, что в завершении реализации проекта была получена положительная динамика развития нравственных качеств воспитанников детского сада.

Разработан комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса возрождения традиций, духовно-нравственных ценностей, утраченных ранее. В данный момент педагогический коллектив детского сада взялись за разработку программы повышения педагогической компетентности, программы работы с родителями по данному направлению.

Разработка и реализация образовательных проектов: «Моя семья», «Путешествие по сказке «Колобок», «Мой родной край».

Разработан конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия – Родина моя!».

На уровне дошкольного учреждения:

наработан богатый практический материал (методический и иллюстративный) по теме;

оснащение предметно — развивающей среды ДОУ материалом краеведческого содержания :

-дидактические игры «Собери герб», «Собери узор», «Знатоки русской народной культуры», «Расскажи о своем посёлке»;

-альбомы: «Новоорск (архивные фотографии, «Мой Новоорск», «Новоорск– мой родной поселок», - групповые мини-музеи: «Мой родной край», «Народные промыслы», «Домашняя утварь».

Таким образом, ФГОС ДОУ даёт нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Перспектива

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности.

Но в наши дни проблема духовно - нравственного воспитания встала наиболее остро, и ее проявления разительно выделяются на фоне общих общественных проблем.

Нравственные идеалы, накопленные за века русским народом, глубоко содержательные, оберегающие человека от неверных мыслей, дурных поступков и неправильного поведения, в наши дни отошли на второй план и постепенно и неуклонно заменяются и вытесняются ценностями других культур и наций, а чаще и исчезают вовсе, оставляя место для взращивания безнравственности. Появление примеров безнравственного и аморального поведения проявляется и в литературе, и в художественных фильмах, на радио, в журналах, газетах. Более глобально проникновение западных традиций, обычаев, праздников и других культурных ценностей.

С древних времен жители Российского государства были известны своим гостеприимством, радушием, дружелюбием, душевностью, богатством нравственных качеств. Неужели все это можно безответственно заменить чужой культурой? Необходимо всеми силами оберегать и укреплять нашу нравственность, начиная не только с себя, но и с будущих взрослых и родителей - с детей, дошкольников.

По данной теме была разработана система воспитательно-образовательной работы. Предлагаемая система позволила решать следующие задачи:

1. Знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций и укладом жизни русского народа, его бытом, национальными праздниками;

2. воспитание у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку;

3. формирование интереса к народным обычаям;

4. воспитание бережное отношение к природе и ко всему живому;

5. воспитание в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды,

желание помогать нуждающимся.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Для родителей оформлен стенд, включающий информацию о народных и православных праздниках, их традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по духовно – нравственному развитию детей. Разработаны памятки на тему: «Правила уважения и почитания старших», «Правила вежливости». Совместные мероприятия детей и родителей: «День матери», «Рождество», «Пасха»

Проводилось анкетирование на тему: «Народные праздники в детском саду и дома»,

оформлен альбом «Наши праздники».

Целесообразно помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.

Анализ результативности

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, мы достигли следующих результатов:

отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Детям присущи такие качества как доброта, сострадание, внимательность, ответственность. Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям. Дети приобщаются к опыту православной культуры, знакомятся с формами традиционного семейного уклада, понимают своё место в семье и проявляют посильное участие в домашних делах.

Уже сейчас можно отметить положительную динамику в работе по просвещению родителей в вопросах духовно- нравственного воспитания дошкольников. Родители осознают, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь они, родители, главные ответственные за воспитание своих детей.

Эта работа помогла нам наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья детей, найти пути оптимизации взаимодействия детского сада и семьи.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей : милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Наши воспитанники гордятся, что участвуют в разных мероприятиях ДОУ, группы, поселка, испытывают радость от полученных результатов, и мы в свою очередь понимаем, что затраченные усилия не прошли даром.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. Примерная программа для дошкольных образовательных учреждений «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» Феоктистова Т. Г., Шитякова Н. П.

3. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст. /Под ред. Э. В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1982.

4. Бариленко Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности//Вопросы психологии. -1988.- 4

5. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. Сб. науч. тр. / Под ред. С. Г. Якобсон. - М. : Просвещение, 1976.

6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A.M. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1989.

7. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. - М. : Просвещение, 1988.

8. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста // Дошк. восп. - 2001.-10. 7. Котырло В. К. Нравственное воспитание детей // Дошк. восп. - 1977. - 4.-

9. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. М. : Просвещение, 1984.

10. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1989. .

11. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М. : Просвещение, 1987.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Фотоотчет об областном семинаре «Приемственность духовно-нравственных традиций»Фотоотчет об областном семинаре «Приемственность духовно-нравственных традиций» Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о мероприятии, которое я посетила недавно. Но базе детского сада поселка Партизанское.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей
Опубликовано: 10 декабря 2020 в 17:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД