Елена Мхитарян
Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия как средство профилактики дисграфии у детей
Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия как средство профилактики дисграфии у детей
Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Явление это не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст.
Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6-7-летнего возраста, проведенного Л. Г. Парамоновой, показал, что более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку.
Публикация «Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия как средство профилактики дисграфии у детей» размещена в разделах
Исследованиями сектора логопедии Института дефектологии АПН РФ установлено, что среди неуспевающих учащихся общеобразовательной школы немалую часть составляют дети, которые имеют отклонения в речи, лишающие их необходимой готовности к усвоению звукового состава слова и, следовательно, к полноценному обучению чтению и письму.
В период дошкольного детства, овладевая словарным запасом, грамматическим строем языка, навыкам правильного звукопроизношения, фонематического восприятия и звукового анализа, ребенок в то же время делает практические обобщения, относящиеся к дальнейшему усвоению грамоты и правописания. В ряде случаев к моменту поступления ребенка в школу речь его оказывается недостаточно сформированной, что нередко сопровождается отставанием в развитии у него фонематических представлений. Такие дети долго не усваивают букв, читают медленно, с большими искажениями, в письме допускают множество специфических ошибок и довольно часто попадают в ряд стойко неуспевающих учащихся.
Для успешной профилактики у дошкольников дисграфии необходимо обеспечить три предварительных условия.
Во-первых, нужно четко определить признаки, по которым можно безошибочно предсказать неизбежность появления дисграфии у детей еще до начала их школьного обучения (признаки эти и называются предпосылками дисграфии).
Во-вторых, следует предложить конкретные пути, позволяющие выявить эти предпосылки даже не специалистам.
В-третьих, надо дать в руки практических работников и родителей простые и конкретные методические приемы, позволяющие им еще до прихода ребенка в школу устранить имеющие у него предпосылки дисграфии и тем самым не допустить ее появления.
языку.
Анализируя проблему, мы предположили, что стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического слуха как фактора, предупреждающего появление дисграфии.
Объектом нашей деятельности стало формирование фонематического слуха и фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии.
Цель: определение содержания, разработка новых форм и систематизация логопедической работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии.
Задачи:
- проанализировать состояние проблемы в теории и практики логопедии;
- определить основные направления и этапы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия;
- повысить качество работы в ДОУ по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии.
Профилактика акустической формы дисграфии у детей, посещающих массовый детский сад, заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи.
В логопедическом обследовании этот раздел выделен особо.
Мы использовали диагностику сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией по Архиповой Е. Ф. Предлагаемая система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей.
Работа по развитию у детей фонематических слуха и восприятия условно разделяется на шесть этапов:
I этап – узнавание неречевых звуков.
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
III этап – различение слов, близких по звуковому составу.
IV этап – дифференциация слогов.
V этап – дифференциация фонем.
VI этап – развитие фонематического восприятия и навыков элементарного звукового анализа у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.
На каждом из этапов используются свои формы и методы логопедической работы.
Очень трудно определить время прохождения каждого этапа, так как работа строго индивидуализирована, и у каждого ребенка свой темп развития, свои возможности и ресурсы.
Готовность ребенка перейти к следующему этапу определяется логопедом.
Необходимо помнить, что использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте и что логопедическая работа тем эффективнее, чем раньше она с ребенком была начата.