Айнур Аскерова
Формирование готовности педагогов к введению ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование готовности педагогов к введению ФГОС».
(теоретическая часть)
Развитие готовности к инновационной деятельности, без которой невозможна успешная педагогическая деятельность - это одна из задач практического психолога образовательного учреждения. Инновации, как правило, приводят к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияют на степень их уверенности в своих силах.
Публикация «Формирование готовности педагогов к введению ФГОС» размещена в разделах
Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагогов к инновационной деятельности. Важной задачей педагога-психолога становится содействие в создании условий для того, чтобы педагоги захотели что-то изменять в своей работе.
Задачи проекта:
• определение степени готовности педагогов к введению ФГОС;
• выявление причин неготовности педагогов к введению ФГОС;
• составление перечня изменений, которые следует провести в системе научно-методического и психологического сопровождения педагогов дошкольного учреждения в связи с введением ФГОС;
• разработка программы научно-методического и психологического сопровождения процесса введения ФГОС.
Компоненты готовности
Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива учреждения, а также его способности выявлять актуальные проблемы обучения воспитанников, находить и реализовывать эффективные способы их решения.
• Первая составляющая готовности педагога к инновационной деятельности - наличие мотива включения в эту деятельность.
• Вторая составляющая - комплекс знаний о современных требованиях к результатам образования, инновационных моделях и технологиях образования, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики.
• Третий компонент - совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, то есть компетентность в области педагогических инноваций. Готовность к инновационной деятельности в современных условиях - важнейшее качество профессионального педагога, без которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.
Под психологической готовностью педагога к инновационной деятельности понимается сформированность рефлексивно-аналитических и деятельностно-практических навыков и умений. Психологическая готовность к инновационной деятельности - целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знание инноваций, способов их применения и пр., аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и деятельностного компонентов.
Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности является креативность, высокая ответственность и творческая активность.
Обсуждение с педагогами основных аспектов ФГОС, которые касаются дошкольного образования.
Деятельностный подход в современном образовании:
Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.
Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.
Что же представляет собой учение как деятельность?
Термин «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» определяет любую активность, любую работу человека.
Осмысленная и целенаправленная деятельность ребенка по овладению знаниями определяется как учебная деятельность.
Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить и, как всякая деятельность, учение выполняется на основе определённой процедуры.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого педагога так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника.
Ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Расшифруем так:
ИСКАТЬ – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;
ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;
СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.