Лариса Шалимова
Формирование графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Абакана
"Центр развития ребенка - детский сад "Василек"
«Формирование графо-моторных навыков у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня».
Автор:
Шалимова Лариса Александровна
учитель-логопед
Абакан 2013
Формирование графо-моторных навыков у детей
Публикация «Формирование графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Проблема подготовки детей к овладению навыками построения письменной речи является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике.
При нормальном развитии ребенка процесс обучения письму осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических функций таких, как звуковой анализ и синтез, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, зрительно- пространственные восприятия и представления, наглядно-образное мышление, внимание, память, графо-моторные навыки. Недостаточный уровень развития этих психических функций может явиться причиной специфических нарушений письма.
Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно уделять особое внимание подготовке к обучению грамоте, особенно когда речь идет о детях, имеющих нарушение речи.
В результате многолетней работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, нами было выявлено следующее:
• у детей недостаточно развита координация движений;
• плохо развита мелкая моторика пальцев рук;
• недостаточен уровень развития зрительно-пространственных представлений;
• недостаточно развито чувство ритма;
• плохо координирована деятельность руки и глаза;
• недостаточно развиты операции мышления (анализ, синтез, обобщение);
• низкие параметры произвольного внимания (переключаемость, концентрация);
• недостаточно развита зрительная память;
• плохо развито умение строить деятельность по словесной инструкции;
• плохо развито умение ориентироваться в работе на образец;
• недостаточно развиты графо-моторные навыки;
Таким образом, у многих дошкольников с общим недоразвитием речи можно отметить низкий уровень готовности к овладению письмом. Выявление особенностей развития графо-моторных навыков у детей с ОНР подтверждают необходимость определения основных путей развития данного навыка.
Для того, чтобы хорошо и красиво писать, ребенку нужно овладеть элементарными графическими действиями. И в данном случае рисование является лучшим способом. Рисуя, дети приобретают и закрепляют навыки, необходимые в дальнейшем для написания букв.
Сначала дети учатся обводить предметы по контуру и по пунктиру, закрашивая рисунки сплошными, вертикальными, горизонтальными и наклонными линиями, а потом срисовывать рисунки по клеткам, рисовать самостоятельно по заданию.
Начинать работу рекомендуется с выбора инструмента. Лучше всего, если на первых этапах это будут мягкие карандаши, которые в дальнейшем будут заменены на простой мягкий карандаш. Детям предлагается обводить по контуру простые рисунки (яблоки, груши, виноград) и геометрические фигуры (круг, квадрат). Ручку использовать не рекомендуется.
Так же для развития графо-моторных навыков необходимо развивать мелкую моторику рук, для этого нами были предложены следующие упражнения:
1."Пальчиковые игры"
-"Буквы" - изобразить руками буквы О,Л,М,Т и др.
-"Необычное животное" - показать, как передвигается животное, у которого пять ног по столу (сначала левой, затем правой рукой).
-"Пила"- ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти руки (прямолинейное движение).
-"Фонарик" -основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.
2. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
-" Наложенные изображения"- назвать все изображения на картинке наложенные друг на друга.
-"Незаконченные изображения"- назвать недостающие детали на изображении и дорисовать.
3. Упражнения на развитие координированных графических движений.
- "Трудные виражи"- не отрывая руки, карандашом провести изгибистые линии, усложняя задание более сложными виражами.
- "Графический диктант" и другие упражнения.
Далее дети выполняли различные штриховые рисунки, а также обводили рисунки и узоры по пунктирным линиям, затем старались продолжить их самостоятельно.
Таким образом, описанные выше упражнения помогают сформировать графо-моторные навыки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Это поможет детям развить и сформировать навыки, помогающие правильно держать ручку, регулировать силу нажима на карандаш и не уставать при долгих письменных нагрузках.
Литература
1. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова-М. ВЛАДОС, 1999.
2. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма /Е. В. Гурьянов-М. : Издательство АПН, 1959.
3. Иншакова,О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет / О. Б. Иншакова,-М. : ВЛАДОС, 2005