Приложение МААМ

Формирование грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи. Путешествие в сказку «Гуси-лебеди». (6 фото)

Татьяна Васильева
Формирование грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи. Путешествие в сказку «Гуси-лебеди».
▼ Скачать + Заказать документы

Тема:. Развитие грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи.

Путешествие в сказку «Гуси - Лебеди».

Цель: развитие грамматических категорий устной речи в различных формах и видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи: - формировать умение изменять существительные по числам, родам и падежам, сочетать существительные с числительными;

Публикация «Формирование грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи, Путешествие в сказку „Гуси-лебеди“,» размещена в разделах

- развивать умение составлять новые слова с уменьшительно – ласкательным значением, и образовывать прилагательные от существительных, притяжательные прилагательные;

-закрепить умение составлять предложения по схеме с предлогами;

-развивать у детей исполнительское творчество в театрализованных миниатюрах;

-совершенствовать выразительность и эмоциональность речи у детей с речевыми нарушениями;

-развитие мелкой моторики;

-воспитывать интерес к русскому фольклору.

Ход занятия.

Оборудование: яблоня, русская печка, ткань для реки, домик Бабы Яги, сломанные игрушки, карточки с фруктами, рисунки хвостов животных, костюмы Машеньки, лебедей и лисы, игрушка Ванечка, пирожки по количеству детей, мяч, елки, нарисованные замки со схемами предлогов, предметные картинки.

1. Оргмомент

-Давайте вспомним русскую народную сказку «Гуси-лебеди», почему дети остались одни дома? (потому что родители уехали в город на рынок).

-Расскажите, почему Ванечку унесли Гуси – лебеди? (потому что Машенька оставила его одного, а сама убежала играть и за братца забыла)

Разыгрывание сюжета: Машенька посадила братца на пол, а сама уходит. Выбегают дети в костюмах лебедей и забирают Ванечку.

-Мы с вами сегодня отправимся в эту сказку и поможем Маше отыскать брата.

Шагают под музыку.

- По тропинке мы пойдем, прямо к яблоньке придем.

.Основная часть.

А) выполнение заданий около яблони

Маша: «Яблонька, подскажи, куда гуси - лебеди с моим братцем полетели?»

-какое задание выполнила Маша по просьбе Яблоньки? (стряхнула с ее веток плоды).

Упр. «Что выросло на дереве?» (сочетание существительных с количественными числительными)

На яблоне развешены карточки с разными фруктами.

-ребята, посмотрите, какая необыкновенная яблоня. Но мы в сказке, а в сказке может быть все что угодно.

-сколько на яблоне выросло яблок? Груш? Слив?.

Упр. «Какое варенье» (образование прилагательных от существительных)

-если сварить варенье из груш, какое это будет варенье? А из слив?.

-если сделать сок из винограда, какой это будет сок?.

Упр. «Чего не стало» (на развитие внимания, и образование Р. п. числительного с существительным)

Дети закрывают глаза. Убирается одна картинка с фруктами.

-чего не стало? (не стало трех груш…

-все задания вы выполнили, и яблонька показала, куда гуси унесли Иванушку.

Формирование грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи. Путешествие в сказку «Гуси-лебеди».

Б) выполнение заданий у печки.

-шла Маша, шла, и увидела печку.

Маша: «Печка, подскажи, куда Гуси-Лебеди полетели?»

-о чем попросила печка Машу? (попробовать пирожок)

Упр. «Опиши пирожок»(подбор прилагательных, (вкусный, сочный, поджаристый, ароматный, пышный, золотистый, сдобный).

Упр. «Подбери слово» (сочетание в роде)

-в печи можно не только пирожки выпекать, но и другие хлебобулочные изделия. (на печке нарисованы картинки : хлеб, булочка, рожок, ватрушка, пирожки). О чем можно сказать мой, моя,мои.

Фото «Гуси-лебеди»

- Давайте вспомним пальчиковую гимнастику, о походе в хлебный магазин.

Пальчиковая гимнастика

Мы пошли в магазин,

Там купили торт – один,

Ватрушек – две,

Плюшек – три,

А булок купили – целых четыре.

В) Лисичка.

Выбегает Лисичка и плачет.

- Лисичка, сестричка что случилось, почему ты плачешь?

Лисичка: «Злая Баба – Яга перепутала всем зверям лесным хвосты, и теперь мы сами на себя не похожи. Ребята, помогите разобраться, где чей хвост»

Упражнение «Чей хвост» (образование притяжательных прилагательных)

На наборное полотно выставляются хвосты разных животных, дети отвечают на вопрос : чей это хвост?

Лисичка: «Вот спасибо, помогли, пойду всем хвосты раздам правильно». Убегает.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дарики, дарики, летали комарики.

Летали, кружились,

Летали, кружились,

И в правое ухо вцепились.

Кусь! (Повторить несколько раз, меняя название части тела).

-По узкой тропинке от печки,

Мы доберемся до речки.

Г) Речка

Маша: «Речка, подскажи, гуда Гуси – Лебеди понесли моего братца, Иванушку?»

-что ответила речка Машеньке?

Упражнение «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами)с мячом.

Формирование грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи. Путешествие в сказку . - фото

Река – речка, вода – водичка, песок – песочек, рыба – рыбка, голубая вода – голубенькая водичка, камень – камешек, трава – травка, травушка, карась – карасик, зеленая трава – зелененькая травка.

Упражнение «Скажи наоборот» (образование антонимов)

Глубокая река – мелкая река, высокая трава – низкая трава, горячий песок – холодный песок, чистая вода – грязная вода, солнечный день – пасмурный день, большой камень – маленький камень, быстрая река – медленная река, много рыбы – мало рыбы, громко шуршит камыш – тихо шуршит камыш.

Фото №1 Речевое развитие детей Развитие грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи

Дети по тропинке идут к домику Бабы – Яги.

Д) Домик Бабы – Яги.

- посмотрите, ребята, игрушки везде разбросаны. Наверно, Ванечка играл здесь, давайте соберем (дети собирают игрушки).

Упражнение «С чем играл Ванечка» (образование существительных в творительном и родительном падежах).

-С чем играл Ванечка? (с машинкой, с лошадкой, и т. д.)

- ребята, а игрушки – то все сломанные.

- Скажите без чего машинка? (без колеса)

- Без чего лошадка? (без ноги…

Упражнение «Открой замок» (составление предложения по схеме и распространение его путем введения однородных определений и дополнений)

- На двери висит замок,

Кто его открыть бы мог?

-А замок непростой, он зашифрованный. Чтобы его расшифровать и дверь открыть, надо составить предложение по схеме.

-Что означает эта схема? (слово «на»)

- Составьте предложение по картинкам с помощью короткого слова «на».

Кот спит на диване.

-на каком диване спит кот?

Кот спит на мягком диване.

-Какой кот спит на мягком диване?

Пушистый кот спит на мягком диване.

-Какого цвета кот спит на мягком диване?

Черный пушистый кот спит на мягком диване.

Пальчиковая гимнастика

- На двери висел замок, Руки в замке

Никто открыть его не мог. Тянуть руки в разные стороны

Мы стучали, мы крутили, Движения по тексту

Разгадали и открыли.

-Машенька, скорей забирай Ванечку из домика.

-скорей отправляемся домой.

Гуси – лебеди кружатся, а дети перебегают и прячутся за речку, за печку, за яблоню.

Фото №2 Путешествие в сказку Гуси Лебеди Фото №3 Цель развитие грамматических категорий устной речи в различных формах и видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи

3. Итог занятия.

- Прибежали дети домой, а тут и родители вернулись. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи. Путешествие в сказку «Гуси-лебеди».
Опубликовано: 11 апреля 2013 в 15:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи. Путешествие в сказку «Гуси-лебеди».» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Васильева (УИ 92573) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД