Получи документы

Формирование хозяйственно-бытовых навыков труда у малышей

Момонтова Светлана Евгеньевна
Формирование хозяйственно-бытовых навыков труда у малышей
▼ Скачать + Заказать документы

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как

одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться.

Как бы ни был ребёнок заинтересован целью труда, не владея трудовыми

навыками, он никогда не достигнет результатов. Сформированные трудовые

умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьёзного

Публикация «Формирование хозяйственно-бытовых навыков труда у малышей» размещена в разделах

отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться,

включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.

Трудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей

детского организма ещё очень ограничена. Но в младшем дошкольном

возрасте у детей формируются первоначальные трудовые навыки. В первую

очередь это навыки самообслуживания. Дети этого возраста активны и

любознательны. Их интересует всё, что делают окружающие их взрослые – родители и воспитатели. Малыши не просто наблюдают за ними, но и

пытаются вмешаться в их действия. И от того, как родители и воспитатели

отнесутся к этому явлению, будет зависеть будущее отношение детей к

собственным делам и своим обязанностям, которые появятся в дошкольном,

а затем и в школьном возрасте.

Можно, конечно, сделать всё самим, пока ребёнок спит или гуляет.

Можно просто отстранить малыша от дела словами : «не мешай… иди лучше

поиграй». Если взрослый часто произносит эти слова, это говорит только об

одном: он недооценивает участие ребёнка в домашних делах и, сам того не

подозревая, исключает одно из сильнейших средств положительного

воздействия на малыша. В результате через какое-то время на просьбу

взрослого что-то сделать ребёнок ответит отказом. А сейчас он ещё всё хочет

и стремится к самостоятельности! И взрослым надо воспользоваться этим

благоприятным периодом!

Иногда создаётся впечатление, что всё, что мы делаем с детьми, касается

только нас, воспитателей, и их, малышей. А где же мамы и папы? Работают!

И придя в детский сад за ребёнком после своей работы, большинство и не

спросит, «что вы делали в группе?», «что новенького?», а быстро начинают

одевать своего ребёнка. А он начинает кричать «Я сам!», капризничает.

Иногда приходится приходить на помощь ребёнку, выходить в раздевалку и

просить не спешить, дать малышу самому одеться.

Чтобы исправить эту ситуацию, чтобы родители не перечёркивали наши

усилия по формированию у наших малышей первоначальных трудовых

навыков, я предлагаю вам познакомить их с нашей работой в этом

направлении, заинтересовать их и объединить наши усилия.

Для зтого я прежде всего провожу предварительную работу с

родителями. Провожу анкетирование. Обработав данные анкеты, предложите

вниманию родителей ширмы, папки – передвижки с материалами,

касающимися формирования первоначальных трудовых навыков у детей

младшего возраста. Организуйте консультацию по теме: «Научи меня трудиться. Одновременно проводить работу с детьми по адаптации к ДОУ,

их диагностирование «Труд по самообслуживанию».

Одной из проблем для большинства детей является пережёвывание

кусочков пищи. Дома им всё протирали. Но «терпенье и труд - всё перетрут».

Начали с самообслуживания. Работали индивидуально, чтобы была

возможность использовать совместные действия. Держа ручку ребенка с

ложкой в своей руке, кормили его и приговаривать «вот как Захар ест ложкой

кашу сам». Дети быстро учатся. Мы рады за них.

Так же своим примером и помогая каждому ребенку, неоходимо учить

их аккуратности, умыванию, раздеванию и одеванию, следить, чтобы в

процессе самообслуживания дети проявляли внимание, заботу, оказывали

помощь друг другу.

Содержание труда по самообслуживанию для детей младшего возраста – это умывание, одевание, раздевание, чтобы дети могли принять участие в

этих процессах, они должны освоить определённые действия и их

последовательность. Большую помощь в этом могут оказать стенды с

наклейками «оденемся на прогулку», «вымоем ручки». Они всегда у детей на

виду.

Трудовой навык, как и любой другой, складывается в процессе

многократного упражнения. Большие возможности для этого содержатся в

дидактических и ролевых играх, игровых упражнениях: «уложим куклу

спать», «покормим куклу», «оденем куклу на прогулку», «куколка

проснулась» и т. д. В таких играх дети довольно легко овладевают сложными

действиями, необходимыми для формирования навыков самообслуживания,

хозяйственно – бытового труда.

Для упражнения детей в застёгивании и расстёгивании пуговиц,

шнуровании и завязывании шнурков, в группе можно сделать специальные

пособия, частично изготовленные родителями, частично купленные в

магазине: «солнышко», пояс со шнурком, «лукошко», сапожок и т. д.

Научение предусматривает показ и подробное объяснение того, что

должен делать ребёнок и как надо выполнять то или иное действие. При этом

можно подсказывать последовательность действий. Очень важно детально

показать, точно объяснить малышу каждый приём работы. Хотя даже при

этом ребёнок младшего дошкольного возраста не может усвоить все приёмы

работы сразу. Задача воспитателя так организовать показ и объяснение,

чтобы ребёнок уяснил каждый приём, их последовательность.

Всякий раз, когда воспитатель намечает задачу научить малышей

какому – то действию, он должен сам хорошо его усвоить, увидеть, из каких

приёмов оно слагается, в какой последовательности их надо выполнять.

О сформированности того или иного навыка у ребёнка можно судить по

таким показателям: насколько тот самостоятелен при выполнении

порученного дела, каково качество действий. Например, если Валя, Алиса,

Ксюша одеваются и раздеваются быстро, правильно, аккуратно, значит у них

сформированы навыки самообслуживания. Однако, работая с малышами, требуйте от них только правильного

выполнения действий.

Никогда нельзя сказать, что ребёнок овладел действием в совершенстве,

очень хорошо, ибо реализация этого действия может зависеть от многих

причин: в каких условиях действие совершается, каково настроение и

самочувствие ребёнка, от кого исходит просьба (ребёнок немного приболел,

колготки очень узкие – нога не лезет, замочек у сапога заело и т. д.). В данной

ситуации мы никогда не укоряем ребёнка, а стараемся его поддержать,

помочь немного, чтобы он «сам сделал это!».

Интерес к трудовым действиям, желание выполнять их, необходимо

повышать ещё и с помощью разыгрывания игровых ситуаций. Содержание

ситуаций придумываем сами. Сюжеты повторяем, чтобы все ребята могли

принять в них участие. Например, сценка «наша Машенька проснулась…»

(одеваем Машу, «мы не ляжем рано спать, надо дочку нам купать…» (моем

куклу, вытираем полотенцем, одеваем).

Подобным образом мы упражняем малышей в разнообразных трудовых

действиях.

Положительная оценка взрослого активизирует деятельность малыша,

побуждая его к действию. Поэтому мы замечаем и хвалим ребёнка даже за

незначительные, с нашей точки зрения, достижения. Поддерживая усилия

ребёнка в овладении действием, мы говорим ему об этом: «молодец, сама

одела колготки!» и т. д. А вечером и родителям об этом расскажем…

Такая оценка и положительная и содержательная. Она даёт возможность

ребёнку узнать, какие достижения сегодня у него имеются, чему он научился,

что уже может делать сам. Мы хвалим детей и по ходу выполнения задания:

моем руки, по окончании Даша стряхивает воду в раковину. Молодец! Не

забыла! А теперь… идём вытирать руки. Это убеждает малыша, что каждую

трудовую операцию он совершает правильно, так и нужно дальше делать.

Дома дети наблюдают за трудом своих родителей. Всё увиденное они

отражают в своих играх. Например, Валерия почти месяц играла в «ремонт» - дома ремонтировали кухню, прихожую. Дети подрастают, и им хочется

помогать взрослым, работать.

Мы побеседовали с родителями о привлечении детей к домашним делам,

подчёркивая воспитательное и развивающее значение посильного труда для

малышей. Это будет необходимо в будущей продуктивной деятельности

ребят.

Часто на прогулке мы наблюдаем за работой дворника. Учим понимать

значение его работы, беречь его результат. Так же наблюдаем за трудом

детей подготовительной группы на прогулке. В своих дальнейших играх дети

воспроизводят увиденное.

Подводя итоги нашей совместной работы с родителями, мы можем

смело сказать, что наши дети растут активными, деятельными,

трудолюбивыми. Малыши рады любому общению со взрослыми, а их совместная

деятельность помогает установить контакт друг с другом, вселяет в малыша

уверенность, что всё получится.

Наши дети подрастают, изменяются, многому учатся.

Но не надо останавливаться на достигнутом. Необходимо учить их

самостоятельности, формировать предпосылки для совместной деятельности,

учить трудиться дружно, никому не мешать, проявлять сочувствие к

товарищам.

Публикации по теме:

«В гостях у повара». Открытая НОД по развитию социально-бытовых навыков«В гостях у повара». Открытая НОД по развитию социально-бытовых навыков «В гостях у повара» Образовательная область: «Социализация» Цель: расширить представления детей о профессии повара, формировать познавательную.

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Конспект хозяйственно-бытового труда. Организация коллективной трудовой деятельности в средней группе «Ремонт книг»Конспект хозяйственно-бытового труда. Организация коллективной трудовой деятельности в средней группе «Ремонт книг» Конспект хозяйственно-бытового труда. Организация коллективной трудовой деятельности в средней группе "Ремонт книг". Тема: Организация.

Конспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группеКонспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группе «Наведём порядок в группе!» Цель: Формирование у детей желание поддерживать чистоту и порядок в группе. Задачи: 1. Учить детей участвовать.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование хозяйственно-бытовых навыков труда у малышей
Опубликовано: 31 января 2023 в 10:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование хозяйственно-бытовых навыков труда у малышей» (включая файлы) размещена пользователем Момонтова Светлана Евгеньевна (УИ 2905754) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД