Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника

Марина Шепель
Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника

Шепель М. В., Смирнова О. М.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одним из главных направлений развития дошкольника является социально-коммуникативное развитие, которое включает в себя формирование навыков культуры поведения [1].

Культура поведения — это единство внешней и внутренней культуры человека. Внешняя культура проявляется в его поступках и словах, внутренняя – в нравственности и духовном богатстве [2].

Если у младшего дошкольника недостаточно развиты навыки культурного поведения: умение благодарить, выражать просьбу, соблюдать элементарные правила поведения, то эти проблемы становятся серьёзными недостатками в старшем дошкольном и школьном возрасте и иногда приходится корректировать в дальнейшем неправильно сформированные навыки и привычки поведения [3].

В формировании навыков культурного поведения у детей важную роль играет совместные действия педагогов и родителей.

В связи с этим было проведено исследование, в котором предполагалось выяснить отношение к проблеме воспитания культуры поведения у младших дошкольников. Предполагалось получить информацию об основных навыках культурного поведения, которыми, в первую очередь, должен овладеть дошкольник, являются ли родители примером культурного поведения для своего ребёнка, а также, что является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер.

В исследовании участвовали мамы младших дошкольников, посещающих детский сад, в количестве 52 человека.

Исследование проводилось в форме анкеты. Родителям предлагалось ответить на шесть вопросов, в двух из которых предполагалось вписать собственные суждения.

Анкета содержала следующие вопросы:

1) Считают ли родители важным воспитывать у ребёнка культуру поведения? а) да; б) нет.

2) Бывает ли родителям стыдно за поведение своего ребёнка? а) иногда; б) часто; в) никогда.

3) Считают ли родители, что ребёнка нужно учить всегда давать сдачу? а) иногда; б) никогда.

4) Часто ли сами родители попадают в конфликтные ситуации? а) иногда; б) никогда.

5) Написать наиболее приоритетные навыки культурного поведения, которые родители хотели бы воспитать у своего ребёнка.

6) Отметить, что является главным в воспитании хороших манер и культурного поведения.

В ходе анкетирования были получены следующие ответы:

На первый вопрос анкеты все родители ответили, что считают важным воспитывать культуру поведения у ребёнка.

На второй вопрос – 44 мамы (84,6%) отметили, что иногда им бывает стыдно за поведение своего ребёнка; 6 мам (11,6%) ответили, что часто стыдятся, и двум мамам (3,8%) - никогда не было стыдно за поведение ребёнка.

На третий вопрос - 40 родителей (80%) отметили, что иногда ребёнок должен давать сдачу, и лишь 12 человек (20%) – считают, что ребёнок никогда не должен давать сдачу.

Четвёртый вопрос позволил выявить, что 42 мамы (80,8%) стараются не попадать в конфликтные ситуации, тогда как 10 из 52 опрошенных (19,2%) – иногда оказываются в таких ситуациях.

На вопрос о привычках культурного поведения, которые мамы хотели бы в первую очередь видеть у своего ребёнка, были получены такие ответы: знание этикета – 26 человек, уважение к старшим – 21, вежливость – 18, опрятность – 13, культура поведения за столом – 13, послушание – 10, терпение – 8, не капризничать – 8, не перебивать – 5, не кричать – 5, дружелюбность – 5, не драться – 5.

В количестве одного варианта ответа на вопрос предлагались следующие: отзывчивость, умение спокойно ждать, не бросать мусор, умение причёсываться, умываться, чистить зубы, вытирать рот, убирать игрушки, толерантность, желание учиться.

На последний вопрос, что является главным в воспитании навыков культурного поведения, 47 мам отметили пример взрослых, причём, только 23 мамы конкретно выделили родителей или семью; 20 человек назвали пример взрослых, окружающих ребёнка, 5 – объяснения, 3 – уважение и 3 – желание.

Результаты исследования показали, что 100% опрошенных считают воспитание важным элементом в культуре поведения дошкольников. Однако, 10 мам (19,2%, отметившие, что иногда попадают в конфликтные ситуации, выбирают главным в воспитании навыков культурного поведения – пример для подражания, а в качестве привычки культурного поведения – уважение. 40,4% опрошенных (21 мама) к навыкам культурного поведения в первую очередь относят культурно - гигиенические навыки и ставят их на первое место.

20% (12 родителей), которые считают, что ребёнок никогда не должен давать сдачу, стараются не попадать в конфликтную ситуацию и считают, что главным в воспитании навыков культурного поведения является личный пример родителей, а также отмечают желаемые привычки культурного поведения своего ребёнка как уважение к старшим и вежливость.

Три опрошенные (5,8%) выделили такую привычку, которую они хотели бы видеть у своего ребёнка, как толерантность, тем не менее, одна считает, что ребёнок иногда должен давать сдачу, и в то же время, ей часто бывает стыдно за поведение своего ребёнка. Главным же в воспитании навыков культурного поведения у ребёнка, она считает культуру взрослых, которые окружают ребёнка.

Пять мам (9,6%) считают, что культуру поведения можно воспитывать путём объяснений, что явно подлежит сомнению, а на первое место ставят такую привычку культурного поведения, как терпение.

В результате проведённого исследования удалось выявить положительное отношение родителей, в данном случае мам, к воспитанию культурного поведения у ребёнка младшего дошкольного возраста.

Большинство родителей считают, что воспитание вежливости, уважения к старшим и выработка культурно-гигиенических навыков является приоритетной. Хочется отметить, что ни одна мама не считает, что её ребёнок всегда должен давать сдачу.

Также было выявлено, что половина родителей в воспитании культуры поведения ребёнка берёт ответственность на себя, треть - разделяет с ближайшим окружением, но никто не сваливает полную ответственность на дошкольное учреждение.

В связи с полученными результатами, была намечена дальнейшая работа с родителями в виде консультаций, а также индивидуальных бесед.

Для формирования представлений о правилах и нормах поведения у детей и лучшего усвоения были использованы различные методы: беседы по сюжетным картинкам, показ кукольного театра, инсценировок с помощью игрушек и кукол бибабо во время умывания, завтрака, обеда и других ситуаций повседневной жизни в группе.

Совместно с детьми обыгрывались проблемные ситуации: «Назови хорошие поступки», «Какие хорошие слова ты знаешь…», а также читали художественную литературу: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Л. Воронкова. «Маша-растеряша», С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»).

В результате проведенной работы воспитателей совместно с родителями были отмечены следующие результаты: дети в большей степени овладели навыками самообслуживания; в общении между собой и в совместных играх стали более дружелюбными, проявлять заботу о других детях, мальчики не обижать девочек, а защищать, чаще стали употреблять вежливые слова.

Список используемой литературы:

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Серия "Стандарты второго поколения"). Редактор И. А. Сафронова Издательство "Просвещение",2016.

2. Петерина С. В., Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М. – 1986

3. Бархатова В. В. Воспитание культуры поведения// Дошкольное воспитание - 1991

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей.

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения в окружающем мире Великая ценность каждого человека – здоровье. Поэтому в своей педагогической деятельности приоритетным направлением считаю обеспечение безопасности.

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №83 «Светлячок» общеразвивающего вида ПРОЕКТ "Формирование.

Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста. «Везде, где есть жизнь, есть и опасность» Эмерсон Безопасность.

Формирование навыков культуры поведения дошкольников в общественных местах Презентация по Формированию навыков культуры поведения у старших дошкольников раскрывает особенности работы воспитателя по данному направлению.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно.

Круглый стол: «Воспитание культуры поведения дошкольника» Цель: Привлечение вниманияродителейк вопросу воспитания культуры поведения у дошкольников. Задачи: 1).

Сообщение на методическое объединение «Организация и система коррекционной работы по формированию навыков культуры поведения» ГБОУ с. Малый Толкай Сообщение на методическое объединение: «Организация и система коррекционной работы по формированию навыков.

Формирования культуры поведения и культурно-гигиенические навыков детей дошкольного возраста Статья. Формирования культуры поведения и культурно-гигиенические навыков детей дошкольного возраста. Воспитатель создаёт в группе атмосферу.

Статья: «Воспитание культуры поведения дошкольника» «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Безопасность детей
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 19:30
+135Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

11 апреля. День оптических приборов на МААМ

В преддверии Дня космонавтики предлагаем поговорить с детьми об оптических приборах. Ведь самые мощные из них – телескопы – с давних пор помогают людям изучать звёздное небо, узнавать больше о звёздах,...

Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за ивой весной»
Цель: Познакомить детей с ивой ( особенности роста и значение для человека и животного мира. Учить детей понимать образность загадок и поговорок....
Выставка творческих работ детей по теме «Космос. Вселенная»
В течении всей тематической недели, посвященной Дню Космонавтики, мы с детьми старшей группе, вели беседы о космосе, планетах, представляли себя в роли...
Фотоотчёт о проведении тематической недели «Взрослые и дети» в первой младшей группе
Цель: Расширение знаний детей о самих себе ( своих имени, фамилии и возрасте, представлений о здоровье и здоровом образе жизни Задачи: Познакомить детей с...