Лучший педагог года

Формирование и развитие артикуляционных навыков у детей

алехина ольга
Формирование и развитие артикуляционных навыков у детей

Тема: «Формирование и развитие артикуляционных навыков у детей».

Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов. У ребенка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте.

Публикация «Формирование и развитие артикуляционных навыков у детей» размещена в разделах

Артикуляционную гимнастику проводит логопед. Однако перед воспитателем тоже стоит задача развивать речь детей, он должен использовать артикуляционные упражнения и на своих занятиях.

Основная цель гимнастики — это выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи.

Исходя из заданий, ориентированных на различные органы артикуляции, можно выделить ряд задач гимнастики.

Таблица: задачи артикуляционной гимнастики

Орган артикуляции Задачи гимнастики

Губы Укрепление мышц губ, развитию их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции.

Язык Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки, укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка», узким («иголочка», в форме «чашечки» и т. д.

Щёки Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться.

Нижняя челюсть Развивать подвижность нижней челюсти.

Мягкое нёбо Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба.

Все указанные органы артикуляции являются активными, играющими решающую роль в образовании звуков. От их подвижности зависит чистота и точность произношения как одного звука (фонемы, так и слов в целом.

Воспитатель, как правило, проводит групповую артикуляционную гимнастику, но он должен учитывать индивидуальные особенности детей и предлагать дополнительные упражнения тем, кто имеет в речи большое количество нарушенных звуков (дислалию) или нечёткое произношение (стертую дизартрию). Также нельзя освобождать от гимнастики детей, которые, по мнению воспитателя, говорят чисто и правильно, их лучше просить выполнять более сложные упражнения, хвалить и ставить в пример другим детям.

Артикуляционная гимнастика будет максимально эффективной, если начинать её с раннего возраста (1–3 года). В этом возрасте дети учатся произносить звуки родной речи, и артикуляционная гимнастика поможет научиться произносить некоторые фонемы правильно.

Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет, гимнастика станет отличным помощником в реабилитации.

Чем раньше будут приняты меры по коррекции звукопроизношения, тем меньше времени потребуется на достижение результата — формирование чистой и правильной речи ребенка.

Артикуляционные упражнения бывают :

• статические - целью является выработка умения принимать и удерживать артикуляторную позу;

• динамические - целью является выработка умения переключаться с одной позы на другую.

Как надо проводить артикуляционную гимнастику? Методика.

Артикуляционная гимнастика может проводиться в группах, микрогруппах или индивидуально.

Выбор упражнений зависит от того, чему нужно научить детей. Воспитатель может составить комплекс упражнений на основании советов логопеда, чтобы учесть индивидуальные особенности детей, работать над их нарушенными звуками, участвовать в автоматизации звуков и коррекции нечёткой артикуляции. Методика проведения гимнастики включает в себя знакомство детей с инструкцией выполнения каждого упражнения, образцом и самостоятельным выполнением.

Основные правила проведения артикуляционной гимнастики :

артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении, при хорошем освещении;

• продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;

• во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции и лицо взрослого, который осуществляет показ;

• проводить гимнастику эмоционально и в игровой форме;

• комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не нужно, если новые упражнения, то только 2-3;

• если дети затрудняются в выполнении какого-либо упражнения, не заставляйте их, используйте зонды или чайные ложки;

• всегда следите за правильностью и плавностью выполнения упражнений, помните, что качество важнее количества.

Очень важна многократность повторения комплекса упражнений с логопедом, воспитателем и родителями.

При отборе материла необходимо соблюдать определенную рекомендацию - нужно идти от простого к сложному.

Посмотрите, где мы выполняем упражнения после полдника каждый день.

Артикуляционную гимнастику желательно выполнять по 2 раза в день, например, утром, после зарядки, и вечером. Заниматься ей нужно регулярно: если ребенок не пошел в детский сад, гимнастику с ним должны провести родители (если он не болеет).

Требования к детям зависят от возрастной группы:

• младшая — ребятам достаточно запомнить основные упражнения и научиться их выполнять;

• средняя — при выполнении упражнений язык не дрожит, движения более чёткие;

• старшая и подготовительная — упражнения выполняются уверенно и быстро, дети хорошо справляются со статическими заданиями.

Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше показать ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься вверх»).

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.

В 1 младшей группе ещё не сформированы свистящие, шипящие и сонорные. Гимнастика в младшей группе проводится не более 5 минут. Воспитателю нужно подготовить наглядный материал и дидактические игры, потому что таким детям выполнять гимнастику очень сложно: мышцы артикуляционного аппарата ещё слабые и малоподвижные, движения плохо контролируются, статические упражнения вызывают неприятные или даже болезненные ощущения. Основная задача в младшей группе –развивать слуховое внимание, длительность выдоха, основные качества голоса (силу, высоту); уточнять произношение гласных и согласных звуков (звукоподражания му-му, ку-ку, ав-ав, бум-бум и т. д.)

Во 2-ой младшей группе детей знакомят с органами артикуляционного аппарата, с движениями органов артикуляции :

— губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперёд трубочкой.

— Нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот.

— Язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад.

Выполняются:

— упражнения для развития движений губ («Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Дудочка»);

— упражнения для языка («Лопаточка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Маляр», «Дятел», «Змейка»).

В средней группе уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами, уточняют движения губ, языка и учат делать язык широким и узким.

Чаще выполняются упражнения для правильного произношения шипящих и сонорных звуков. Повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

В старшей группе закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях. Дают понятие о спинке языка («Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язык»)

В старшей группе нужно следить за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое. Движения становятся лёгкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.

В подготовительной группе уточняют основные движения губ, языка и что умели, и повторяют, то чему научились до этого.

На этих слайдах изображены упражнения «Блинчик». Относится к статическим упражнениям. Упражнение «БЛИНЧИК» («Лопаточка»)

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении

Краткое описание упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до десяти.

Упражнение «Иголочка» Цель: Развивать умение выдвигать язык изо рта, напрягая мышцы, удерживать заданное положение. Описание: Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 сек.

Упражнение «Чашечка» Цель: Укреплять боковые мышцы языка и мышцы передней части языка, вырабатывать умение удерживать язык в форме чашечки.

Описание: Широко открыть рот. Широкий, распластанный язык положить на нижнюю губу (как описано в упражнении «Блинчик»). Передним и боковыми краями широкого языка потянуться к верхним зубам, но не дотрагиваться до них. Язык приобретает форму углубления – «чашечки». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Следить за тем, чтобы язык не дрожал.

Упражнение «Маляр» Цель: Отрабатывать движения языка вверх, вырабатывать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком широкого языка твердое небо, делая движения языком вперед назад (от горлышка к зубкам и обратно). Следить за тем, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны. Кончик языка должен доходить до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, а не высовываться изо рта. Повторить упражнение 10-15 раз.

Начинайте проводить артикуляционную гимнастику с детьми с самого раннего возраста, используйте интересные и разнообразные способы привлечения их к работе: картинки, игрушки, кубики. Не заставляйте дошкольников, если у них что-то не получается, — помогайте им. Перечисленные упражнения кажутся взрослым простыми и веселыми потому, что мы с лёгкостью можем выполнить любое упражнение, но для детей это большой труд. Не забывайте проводить гимнастику каждый день, тогда количество перерастёт в качество, и ребёнок научится выполнять всё быстро и уверенно. А качественно выполняемая артикуляционная гимнастика — это залог чистой и правильной речи.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – это необходимый комплекс ежедневных упражнений, который подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование и развитие артикуляционных навыков у детей
Опубликовано: 6 ноября 2022 в 15:10
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД