Tatyana
Формирование и сохранение психологического здоровья ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение эмоционального здоровья является одним из важных условий в сохранении и укреплении психологического здоровья детей.
В процессе работы с детьми педагоги довольно часто сталкиваются с такой проблемой как неумение современных детей адекватно выражать свои чувства, они стали менее отзывчивыми к чувствам других. Это говорит о том, что развитию эмоциональной сферы и сохранению эмоционального здоровья ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А так как эмоции и чувства включены во все психические процессы и состояния человека, необходимо с дошкольного возраста знакомить детей с положительными и негативными эмоциями, учить адекватно проявлять и контролировать их, учить управлять своим эмоциональным состоянием. Одной из основных проблем эмоционального здоровья детей дошкольного возраста является проблема агрессивности. У детей не умеющих в социально приемлемой форме выражать свои чувства раздражения, гнева, обиды снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Такие дети приносят массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Поэтому возрастает необходимость работы по обучению детей адекватным способам выражения собственных чувств, чему и посвящено данное занятие.
Публикация «Формирование и сохранение психологического здоровья ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Цель занятий по формированию и сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста — психологическая поддержка и развитие эмоционально-личностной сферы.
Задачи:
1. Способствовать самопознанию детей, осознанию своих характерных особенностей.
2. Обучать детей положительному самоотношению и принятию других людей.
3. Развивать у детей навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.
4. Обучать детей рефлексивным умениям.
5. Формировать потребность в саморазвитии.
6. Способствовать гармонизации эмоционального состояния детей.
Создание положительной психоэмоциональной обстановки в группе, способствующей самораскрытию каждого из ее участников. Развитие навыка самоконтроля эмоциональных и поведенческих реакций. Обучение детей социально приемлемым способам выражения негативных эмоций.
Психоэмоциональное здоровье – это здоровье всего тела и психических процессов в целом. Психоэмоциональное здоровье детей дошкольного возраста в первую очередь зависит от внутреннего состояния ребенка. В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка.
Взрослым, желающим вырастить здоровую и адаптированную личность, рекомендуется:
• Быть доброжелательным к ребенку;
• Уважать его чувства и желания;
• Подавать пример собственным поведением;
• Чаще уделять ребенку внимание, играть с ним, при этом поощряя его обособленную игру;
• Правильно организовывать режим дня;
• Поддерживать успехи ребенка.
Основные признаки стрессового состояния у детей:
- плохой сон;
- рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе;
- расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания;
- кривляние и упрямство;
- иногда ребенок постоянно жует или сосет что- либо;
- дрожание рук, качание головой, подергивание плеч, ночное и даже дневное недержание мочи.
Способы снятия нервнопсихического напряжения :
1. Спортивные занятия.
2. Скомкать бумагу.
3. Порвать бумагу на мелкие кусочки.
4. Слепить из бумаги или пластилина свое настроение.
5. Громко спеть любимую песню.
6. Покричать то громко, то тихо.
7. Погулять.
Психоэмоционально здоровый ребенок – это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии. Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс». В силах педагогов помочь детям достичь «баланса» и «гармонии».
Библиографический список:
1. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников, СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008.
2. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М: Просвещение, 2005.
3. Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М: ТЦ Сфера, 2007.
4. Маханева М. Д., Рещикова С. В. Мы с друзьями – целый мир. М: ТЦ Сфера, 2007.
5. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
6. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации / Под редакцией А. В. Можейко. – М: ТЦ Сфера, 2009.
7. Семенака С. И. Уроки добра. М: АРКТИ, 2002.