Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Волкова Галина
Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

ПРОГРАММА

«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Составила: Волкова Галина Николаевна, воспитатель

Пояснительная записка

Современные условия жизни диктуют нам необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Дети с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, ходят с родителями за покупками, смотрят рекламу, участвуют и в других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Все это дает первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) ни чем не отличаются от остальных детей,им тоже интересна эта тема: кто-то спрашивает об этом, кто-то приносит в кармане монетки и собирается после садика пойти в магазин с кем-то из взрослых и купить что-нибудь вкусное, не всегда понимая, что монетки для этого мало.

Финансы, экономика и ребенок-дошкольник с ограниченными возможностями здоровья лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Если раньше реализация задач по финансовой грамотности дошкольников происходит спонтанно, отсутствовала целенаправленная систематическая образовательная работа, то сейчас существует много программ и пособий, разработок по этой теме. Они помогают освоить дошкольникам основы финансовой грамотности и расширять в дальнейшем свои знания.

Общие особенности детей с ограниченными возможностями здоровья: ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, недостаточный уровень познавательной активности, замедленное восприятие, недостатки в развитии моторики, недостатки в развитии речи, недостатки в развитии личности, характеризующимися повышенной зависимостью от окружающих, не всегда адекватной оценкой окружающих и самооценкой, эгоистическими тенденциями, недостатки в регуляции и саморегуляции поведения затрудняют освоение основ финансовой грамотности, это происходит медленнее или требует повторения.

Понимаемая, как область «разумного ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения они могут быть преподнесены детям в формеэлементарных сведений:

-научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

-с помощью игр, упражнений ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

-объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – «бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость» – с другой;

-научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

-вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Согласно Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, выпускник дошкольного учреждения при поступлении в школу должен не столько уметь читать, считать, писать, сколько обладать определенным набором качеств,среди которых можно выделить: уверенность в собственных силах, любознательность, способность к волевым усилиям, самостоятельность, инициативность, готовность отвечать за свои поступки, доброжелательность, уважительное отношение к семье и социуму.

Основной идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, формирование и развитие восприятия, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ - игровая составляющая, развивающая восприятие. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.

Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребенка и создает прочный фундамент для развития познавательной и личной сферы, необходимой для успешного освоения программы и социальной адаптации в детском коллективе. Л. С. Выгодский придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что у ребенка не может развиваться речь без развития восприятия, ребенок может говорить и мыслить только воспринимая. Развитие восприятия различной модальности создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь. А позже речь в свою очередь начинает оказывать существенное влияние на развитие процессов восприятия, уточняя и обобщая их. Незавершенность в развитии процесса восприятия может задержать развитие других познавательных процессов.

Цель программы: поэтапное формирование процесса восприятия с учетом возрастных особенностей детей, формирование начальных основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

-формирование и развитие восприятия (форма, цвет);

-формирование и развитие игровых действий;

-формирование начальных основ финансовой грамотности;

-развитие положительных представлений о себе, доброжелательное отношение к сверстникам.

Данная программа создана для профилактического воздействия, направлена на формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Количество занятий определяется педагогом с учетом возрастных особенностей детей. Работа проводиться по подгруппам.

Направление программы: психопрофилактическое и развивающее.

Программа состоит из разделов:

1. Восприятие свойств предметов и явлений;

2. Восприятие сложных явлений окружающего мира;

3. Формирование основ финансовой грамотности.

Адресат: дети 5-7 лет имеющие недостаточный уровень сформированности восприятия, перцептивных действий.

Продолжительность курса: до 30 занятий (возможно повторение).

Тематический план занятий

№ Тема Содержание

1. Вводное. Знакомство, что мы умеем, правила поведения на занятии.

2. Разнообразие форм.

2.1. Научить ребенка различать геометрические фигуры по форме, освоение практических действий, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование. Игры на группировку предметов по форме, игры наложения, комбинирование разных форм и на узнавание знакомых форм на рисунках.

2.2. Научить ребенка различать монеты, банкноты по форме.

3. В мире цвета.

3.1. Научить ребенка различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов.

Игры на подбор нужного цвета, на сравнение предметов по цвету, на сочетание цветов.

3.2. Научить ребенка различать деньги по цвету, на сочетание цветов.

4. Что такое величина.

4.1. Научить различать предметы по величине, длине, высоте, ширине, толщине.Игры на восприятие: параметра величины (восприятие больших и маленьких предметов, больших и маленьких плоских фигур, маленьких и больших предметов на картинке); параметра высоты (восприятие высоких и низких предметов, высоких и низких фигур, высоты предметов на картинках); параметра длины (восприятия длинных и коротких предметов, длины с плоскими фигурами, длины предметов на картинках); параметра ширины (восприятие ширины предметов, с широкими и узкими плоскими фигурами, ширины на картинках); параметра толщины (восприятие толстых и тонких предметов, толщины строительных кубиков, толщины на картинках); параметра величины.

4.2. Совершенствование восприятия величины на примере монет, товаров в магазине.

5. Путешествие в пространстве.

5.1. Научить ребенка воспринимать такие характеристики пространства,как: далеко, близко, здесь, там, глубокий, мелкий, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне, юг, север, восток, запад. Игры на восприятие расстояния, направления.

5.2.Научить ребенка воспринимать характеристики пространства: где находится магазин, банк, как до него дойти.

6. Машина времени внутри нас.

6.1. Научить воспринимать такие характеристики времени, как время суток (утро, день, вечер, ночь, времени года (весна, лето, осень, зима, изменение времени (часы, минута, секунда, течение времени (быстро, долго, часто, редко, давно, недавно, вчера, сегодня, завтра). Игры на восприятие времени суток, времени года, на чувство времени, на определение времени по часам, на последовательность событий, на длительность и частоту событий.

6.2. Какие деньги были раньше (камешки, кости и т. д., потом и сейчас (монеты, банкноты, современный вид денег-пластиковая карта.

7. Язык движений.

7.1. Научить ребенка воспринимать позы и движения тела, конечностей, голов (упражнения, позы, движения, сделай по рисунку и замри).

7.2. Знакомим с профессиями в сфере экономики, финансов. («Моя мама – бухгалтер»).

8. Пробуем на вкус и запах.

8.1. Научить ребенка воспринимать свойства предметов с помощью других органов чувств, кроме зрения (осязание, вкусовые, обонятельные, слуховые). Игры на восприятие температуры, поверхности, тяжести, вкуса, запаха, звука).

8.2.Проведение занятия по теме: «Экономим воду» (если дома или в саду нет воды).

9. Предметы вокруг нас.

9.1. Научить ребенка узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям. Игры на конструирование, узнавание, на общее и различное, узнай по описанию).

9.2. «Самостоятельная покупка».

10. Живые картинки.

10.1. Научить ребенка воспринимать иллюстрации как целостный сюжет, в котором заложен смысл (рассматривание картинки, беседа, сюжетная игра, живая картинка; угадай, какая это сказка, расскажи эти сказки; покажи эти сказку, какую картинку ты нарисуешь сам, творческие работы).

10.2. «Придумываем рекламу сами».

11. Вместе с героями сказок.

11.1.Научить ребенка воспринимать литературные произведения: сюжет, героев, события, характеры героев, и нравственный и эстетический смысл произведения (чтение сказки, рассказа, стихотворения, беседа о прочитанном, игра-беседа с героями, кукольный театр, игра с картинками, инсценировка, драматизация, творческая деятельность).

11.2. «Не просто бумажки».

12. Умение сопереживать.

12.1. Научить ребенка понимать взаимоотношения людей по поступкам, жестам, позам и мимике (игры на восприятие отношений по внешним признакам, чувств по поведению, настроения по ситуации, характера; покажи движения, что ты чувствуешь и что ты хочешь).

12.2. Какие бывают потребности (потребности у человека).

13. Заключительное. Игровое.

Прогнозируемые результаты:

На этапе завершения реализации программы ребенок с ограниченными возможностями здоровья может:

-применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации занятий (деньги, монеты банкноты, товар, и пр.);

-понимать, что сначала зарабатываем –затем расходуем: в соответствии с этим, чем больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможность приобрести;

-осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

-следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества;

-формирование и развитие перцептивных действий способствует усвоению основ финансовой грамотности.

Приложение 1

Диагностические материалы.

1.1. Мониторинг образовательного процесса проводится один раз в год в конце мая.

Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников.

Уровень освоения программы:

Первый- ребёнок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представление о деятельности людей некоторых профессий. Отсутствует творческий потенциал. Ребёнок не имеет представление, что такое семейный бюджет. Не ориентируется в экономических понятиях и терминах. Отсутствует системное видение окружающего мира.

Второй – ребёнок ориентируется и имеет представление с помощью воспитателя о профессиях и содержании их труда, о семейном бюджете. С помощью воспитателя разбирается в экономических понятиях и терминах.

Третий – ребёнок активно использует знания о профессиях их связях и отношениях, чётко выделяет, что такое семейный бюджет. Имеет чёткое представление о труде людей, о продукте и товаре. С уважением относится к труду людей. Проявляет творческий потенциал.

1.2. Психолого-педагогическое обследование восприятия проводится по запросу от родителей по правилам проведения диагностики.

Приложение 2

Методические рекомендации по использованию элементов предметно – развивающей среды при организации работы по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

При формировании основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста необходимо использовать возможности развивающей предметно пространственной среды.

Актуальной остаётся задача знакомства детей с профессиями как с источником получения заработной платы. Решать данную задачу можно, используя плакаты или коллажи о предприятиях, работающих на данной территории. Такие плакаты может создавать педагог и презентовать их детям, их могут создавать сами дети совместно с педагогом, родители совместно с детьми. Также реализовать данную задачу знакомства с профессиями можно через создание тематических альбомов, просмотр, чтение и обсуждение книг по теме, создание презентаций по теме в различных форматах педагогом и совместное создание Google-презентаций по теме родителями с дальнейшим просмотром и обсуждением с детьми.

Используются для формирования основ финансовой грамотности дидактические игры, разработанные и созданные педагогом для решения конкретной педагогической задачи.

Одна из задач ранней финансовой грамотности - знакомство дошкольников с деньгами. Решать эту задачу можно, внося в среду тематические альбомы, рабочие тетради, коллекции денег.

При знакомстве с деньгами и профессиями, организации сюжетно-ролевых игр можно использовать макеты объектов, предметов, связанных с темой финансовой грамотности, например, банкомата, станка для печати денег, зданий банков.

Для организации сюжетно-ролевых игр в группы помимо тематического игрового оборудования (атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, деньги, пластиковые платёжные и дисконтные карты, кошелёк, банкомат и т. п.) необходимо внести алгоритмы развития игры, альбомы с вариантами моделирование и конструирование игрового пространства. Сюжеты игр развиваются в зависимости от возрастной группы детей, например, «Магазин овощи и фрукты», «Супермаркет», «Мебельная фабрика», «Банк».

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Таким образом, образовательная деятельность по направлению финансовая грамотность может разворачиваться не только в форме непосредственной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.

Варианты объектов развивающей предметно - пространственной среды по формированию основ финансовой грамотности

• Деньги, нарисованные детьми

• Картотека загадок

• Книги художественные и научно-популярные, комиксы

• Аудиотека

• Альбом пословицы и поговорки в картинках

• Медиатека из презентаций

• Медиатека интерактивных игр

• Медиатека мультфильмов

• Альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях

• Карточки о профессиях

• Дидактические игры

• Кроссворды

• Ребусы

• Лабиринты тематические

• Игры-путешествия

• Банковские карты

• Ненастоящие деньги

• Банкомат

• Металлические устаревшие деньги

• Альбом «Эволюция денег»

• Атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

Список литературы:

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей (форма, цвет, звук). Ярославль,1997.

2. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб. ,2001.

3. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».№4,

2006-80с.

4. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления «Иматон»/ СПб. ,1997.

5. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками.

М., 2000.

6. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников). Калининград, 2013.

7.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.

8. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М., 2015.

9. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006 – 88 с.

10. сайт https://vk.com/findou «Современная сюжетно-ролевая игра, как средство формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» (автор Фоминых Д. В.).

Публикации по теме:

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Опубликовано: 19 октября 2020 в 21:15
+224Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 декабря. День Неизвестного Солдата

Сегодняшний тематический день — дань уважения и памяти российским и советским воинам, погибшим в боевых действиях на территории страны и за ее пределами. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы...

3 декабря. День печенья на МААМ

Печенье любят, пожалуй, все люди – и дети, и взрослые. Особенно – если оно домашнее. Очередной тематический день мы предлагаем посвятить этой теме: знакомству с печеньем и способами его изготовления.

Сценарий мероприятия в подготовительной к школе группе «Час памяти» — «Имя твоё...
Сценарий мероприятия в подготовительной к школе группе «Час памяти "Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен"» Автор: Бойко М. В. Цель:...
Разучивание стихотворения В. Степанова «Продавец» с использованием мнемотаблицы
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на...
Фотоотчет «День рождения Деда Мороза» старшая логопедическая группа
Одним и любимых праздников детей и взрослых – День Рождения. Кто же не любит принимать подарки и тёплые пожелания в свой самый важный день в году? Вот и...