Получи документы

Формирование имиджа ДОУ

Светлана Ишмуратова
Формирование имиджа ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Детский сад – это открытая социально-педагогическая система, которая активно взаимодействует с родителями воспитанников, социумом. Проблема ее внешнего представления существовала всегда, но в современных социокультурных условиях она проявляется более отчетливо. Связано это, с нашей точки зрения, во-первых, с процессами становления и развития разных видов ДОУ, имеющих различные направления деятельности, стремящихся к максимальному раскрытию личности ребенка, но работающих по разным программам дошкольного образования, реализующих свои цели различными методами и средствами в неодинаковых условиях. Во-вторых, современные исследования показывают, что цель, содержание, результаты инновационных процессов, отдельных педагогических новшеств не всегда понятны родителям, а их ожидания, сформированные на основе общего представления о ДОУ у потенциальных потребителей образовательных услуг, не всегда соотносятся с тем, что они и их дети реально получают.

Публикация «Формирование имиджа ДОУ» размещена в разделах

В связи с этим возникает необходимость формирования имиджа образовательного учреждения.

Под имиджем дошкольного образовательного учреждения мы понимаем сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду.

Целью создания имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей.

Главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему- либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, высокие оценки и уверенный выбор.

Под формированием имиджа образовательного учреждения мы понимаем процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов.

Выделили основные факторы, которые формируют имидж образовательного учреждения:

стаж и опыт работы в сфере образования;

известность в профессиональных кругах и среди общественности;

репутация руководителя МДОУ, профессионализм руководства;

перспективы профессионального развития образовательного учреждения;

востребованность выпускников школами города, уровень их достижений;

отношение сотрудников МДОУ к воспитанникам;

уровень профессионализма, известности педагогов, их требовательность;

мнение воспитанников и их родителей об организации образовательного процесса, уровне обучения и воспитания;

территориальное местонахождение, внешнее и внутренне оформление заведения;

профессионализм работы руководства со средствами массовой информации в продвижении своих услуг;

открытость и интегрированность МДОУ.

Какова же должна быть последовательность создания имиджа?

Определение реальных характеристик МДОУ – выделение всех его достоинств и недостатков.

Выделение типичного круга потребителей, то есть определенного сегмента на рынке образовательных услуг.

Выделение достоинств, важных для типичных клиентов.

Формирование социальных характеристик МДОУ, которые привносятся самой организацией в общественное мнение. В конечном счете, это приводит к формулированию миссии детского сада.

Можно выделить следующие основные этапы формирования имиджа :

- анализ внешней среды; выделение целевой группы, к которой будет обращен имидж;

- анализ внутренних ресурсов; определение задач и их классификация (содержательные, организационно-результативные и т. д.);

- мотивация участников проекта;

- ролевое распределение;

- выявление соотношения между составляющими имиджа : научный, образовательный, общественный имидж и т. д. ;

- определение принципов формирования имиджа;

- разработка технологии формирования каждой составляющей имиджа;

-анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом.

Проблема формирования имиджа детского сада относится к области управления ДОУ и, как любое управленческое нововведение, содержит мотивационно-целевой, содержательный и технологический компоненты.

Мотивационно-целевой компонент включает изучение потребностей всех субъектов педагогической практики в формировании имиджа МДОУ, как внутри, так и за ее пределами; психологическую готовность к участию в предстоящей работе; изучение имеющегося опыта; определение цели и задач данного управленческого новшества, результатов его внедрения;

Содержательный компонент раскрывает сущность понятия "имидж образовательного учреждения", его структурные элементы, их характеристику, критерии отбора содержания информационных материалов и их оформления;

Технологический компонент предполагает последовательность этапов реализации данного новшества, технологическую готовность субъектов деятельности, выработку рекомендаций по его использованию.

Построение имиджа образовательного учреждения – как эмоционально окрашенного образа МДОУ, часто сознательно сформированного, обладающего целенаправленно заданными характеристиками и призванного оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума предполагает решение ряда задач:

- изучение общественного мнения внутри детского сада с целью выяснения удовлетворенности дошкольным образовательным учреждением со стороны воспитателей, воспитанников, их родителей;

- распространение новостей, связанных с развитием инновационных процессов – процессов разработки, внедрения и использования педагогических новшеств. При этом представление инновационных процессов может выступать как характеристика жизнедеятельности ДОУ и, при сравнительном анализе, как преимущество данного ДОУ перед другими;

- обеспечение освещения событий деятельности детского сада - установление эффективной обратной связи с внешней средой. Решение данной задачи есть реализация одного из постулатов формирования общественного мнения: "мнение больше определяется событиями", чем словами;

- разработка информационного материала, который должен быть доступен, понятен, отражать позитивные перемены в жизни МДОУ, демонстрировать достижения, полученные в процессе перемен.

Исследования, анализ литературы, наблюдения, беседы с руководителями дошкольных образовательных учреждений, представителями органов управления образованием, родителями показывают, что значимой характеристикой современного ДОУ выступает уже сложившийся или складывающийся его образ, основу которого составляют:

- Миссия ДОУ, его приоритеты.

- Культура ДОУ – уникальная, неповторимая, особая система ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения конкретного детского сада.

- Виды и качество образовательных услуг данного ДОУ.

- Связи ДОУ со школами города, различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т. д.

- Вклад ДОУ в развитие и подготовку детей к школе; в развитие их воспитанности; в развитие психических функций, творческих способностей; в формирование здорового образа жизни.

При разработке презентационных материалов, программ по созданию имиджа внутри образовательного учреждения важно четко определить их целевое назначение: для кого разрабатываются эти документы, являются ли они частью общего по ДОУ плана, выступают как одна из форм планирования, носят ли внешний информационный характер, на какую группу лиц рассчитаны.

Ведущими компонентами имиджа дошкольного образовательного учреждения, на наш взгляд, являются:

- для воспитанников и их родителей - образы воспитателя группы, музыкального руководителя и других сотрудников ДОУ;

- для родителей с высшим образованием - представление о качестве образования, стиле работы ДОУ;

- для родителей детей с ослабленным здоровьем - комфортность детского сада среды;

- для родителей детей, имеющих особые образовательные потребности, наличие компенсирующих групп разных направлений.

В последние годы много говорят и пишут о том, как представить уникальность образовательного заведения, особенности его жизнедеятельности. Частично это решается через разработку и документальное оформление Концепций, «Образовательных программ», «Программ развития» ДОУ. Однако они, по-нашему мнению, необходимое, но не достаточное условие формирования внешнего информационного поля детского сада как открытой социально-педагогической системы для потенциальных заказчиков и потребителей образовательных услуг.

В связи с этим появляется необходимость разработки оригинальных, индивидуализированных информационных документов для каждого дошкольного образовательного учреждения.

Подобные документы и атрибуты могут достаточно полно и в то же время доступно раскрывать особенности деятельности образовательного учреждения, их сущность и специфику, преимущества внедряемых и используемых программ, новаций, традиций, культуру образовательного учреждения. Но неотъемлимый вклад в создание внешнего имиджа учреждения вносит мнение родителей.

Для определения особенностей имиджа ДОУ проводилось изучение мнения родителей. Основные критерии анализа информации, представленной родителями:

мотив, причина выбора ДОУ;

первое впечатление от ДОУ;

определение позитивных и негативных сторон деятельности ДОУ;

удовлетворенность объемом информации, участием в жизни ДОУ;

ожидания и степень их реализации, приверженность ДОУ;

характер ассоциаций в связи с ДОУ.

С целью изучения мнения родителей использовались традиционные методы:

личное интервью;

наблюдение;

анкетирование.

Помимо традиционно используемых методов в работе с родителями применялись проективные методы, позволяющие выявить представления и отношение родителей к деятельности ДОУ путем осознанного или бессознательного перенесения родителями собственного состояния на внешние источники.

Данная работа помогла определить отношение родителей к нашему детскому саду. Родители с желанием приняли участие в обсуждении этого вопроса. Это объясняется тем, что, предлагая родителям основные услуги и дополнительные, мы учитываем индивидуальные особенности конкретных детей (адаптация для детей раннего возраста, развивающие занятия для будущих первоклассников, кружки художественно-эстетического, творческого развития и др., родителей («клуб молодых мам», «клуб отцов», их культурный и образовательный уровень, степень компетентности в области педагогики и психологии, интересы, способности (театральные, музыкальные гостиные). Все предложенные пожелания рассмотрены сотрудниками ДОУ для дальнейшего координирования своей работы.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Оценка состояния взаимодействия ДОУ и семьи рассматривает три уровня: высокий, средний и низкий. Высокий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей:

отсутствие формализма в организации работы с семьей;

учет социального запроса (интересы, потребности) родителей в планировании работы ДОУ;

социологический анализ контингента семей воспитанников

(получение данных о составе семьи, образовании родителей и т. д.)

использование разнообразных форм работ с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных, поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей);

систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ по взаимодействии с семьей;

стремление к диалогу при организации работы с родителями;

выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта по взаимодействию с семьей, передового опыта семейного воспитания;

«открытость» ДОУ для родителей;

Средний уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей:

стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников;

минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей;

изучение социального профиля семей родителей (без активного использования полученных данных в работе);

сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы;

организации открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни;

отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников;

Низкий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей предполагает:

формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;

отсутствие учета в работе интересов и потребностей родителей;

изучение социального профиля семей воспитанников (без использования полученных данных в работе);

бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей;

организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников;

отсутствие изучения передового семейного опыта и его распространения среди других родителей воспитанников;

отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию с семьей;

неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить общение с родителями материалами различных стендов.

Определение такого уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, дает возможность руководителям и педагогическому коллективу поделиться опытом успешного общения с родителями, а также, обратить внимание на вопросы, требующие существенной доработки по данной теме.

Такой правильный подход может способствовать повышению эффективности общения ДОУ и семьи и, как следствие, оказывает положительное действие в формировании имиджа учреждения.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование культуры еды» Консультативная помощь родителям в рамках семейной гостиной «Как растет мой малыш».Цель: привлечь внимание родителей к формированию у детей.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Консультация «Формирование правильной осанки у детей» Осанка, или привычная поза, приобретается, вырабатывается в течение всего периода роста. Таким образом, осанка-это приобретенное человеком.

Формирование знаний о геометрических фигурах Образование — лицо разума. Кей-Кавус Формирование знаний о геометрических фигурах в старшей группе Математическому развитию отводится значительное.

Формирование естественнонаучной грамотности «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

Лэпбук «Формирование КГН» (младшая группа)Лэпбук «Формирование КГН» (младшая группа) Лэпбук "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы" Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей.

Маркетинговый план ДОУ «Совершенствование имиджа ДОУ через продвижение бесплатных услуг» Пояснительная записка. В настоящее время отмечается интенсивное развитие маркетинговой системы дошкольного образования, что обусловлено.

Рекомендации для родителей «Формирование пространственных представлений» Рекомендации для родителей "Формирование пространственных представлений"! Для того чтобы уверенно чувствовать себя в окружающем мире ребенку.

Создание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУСоздание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУ Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто, как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные.

Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Здоровый образ жизни – активное состояние человека, которое требует проявления волевых усилий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование имиджа ДОУ
Опубликовано: 15 февраля 2024 в 12:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование имиджа ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ишмуратова (УИ 348987) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД