Приложение МААМ

Формирование информационной культуры в начальной школе

Татьяна Андреева (Прудникова)
Формирование информационной культуры в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Введение.

«Мы вступаем в век, в котором образования, знание, профессиональные навыки будут играть определённую роль в судьбе человека»,- так начинает одно из своих писем к молодому поколению известный академик Д. С. Лихачёв.

«Начало 21 века для России является переходным этапом к информационному обществу, в котором увеличиваются потоки циркулирующей информации, стремительными темпами совершенствуются информационные технологии и компьютерная техника». Статистика констатирует, что количество новой информации удваивается каждые два года, а в прошлых веках это происходило лишь каждые 50 лет.» Растёт количество людей, профессионально занятых сбором, накоплением, обработкой, распространением и хранением информации. <…>В современных условиях информация-самый выгодный товар, её называют товаром 21 века: миром правит тот, кто владеет информацией».

Публикация «Формирование информационной культуры в начальной школе» размещена в разделах

Перед современным человеком встаё т проблема: как не потеряться в этом водовороте знаний? Как не отстать от века? Не случайно правительство Российской Федерации и Министерство образования заговорило о необходимости введения обязательного среднего образования, т. е. базовый уровень каждого человека должен повысится: этого требует время. Кроме того, осознавая необходимость информатизации общества на государственном уровне, правительство России разработало специальные целевые программы: «Концепция формирования информационного общества в России», «Развитие информатизации в России» и др.

Однако нельзя раз и навсегда овладеть знаниями. Стремительный бег времени, и современный ритм жизни ориентируют современного человека не столько на получение определённого набора знаний, сколько на умение добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания, т. е. творчески подходить к процессу познания. Иными словами, речь идёт об образовании как процессе, а не сумме или наборе знаний, полученных человеком в определённый период жизни. Учиться необходимо на протяжении всей жизни, только тогда ты будешь называться современным человеком, потому что только так можно не отстать от века.

Вот и получается, что цель школы на современном этапе развития общества состоит в том, чтобы не просто обеспечить учащегося суммой знаний, а научить учиться, самосовершенствоваться в течение всей жизни.

Глава 1

1. О понятии «информационная культура»

Такой основой на наш взгляд, может стать информационная культура личности.

Следует отметить, что на сегодняшний день отсутствует общепринятое толкование термина «информационная культура», нет четкого разграничения между понятиями «информационная грамотность» и «информационная культура»

Наиболее обоснованное понимание информационной культуры, на наш взгляд, даёт доктор педагогических наук, профессор Н. И. Гендина, разводя эти два понятия и подчиняя одно другому: «Информационная культура личности - это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)» .

Определение можно представить в виде формулы ИК=ИМ*(ИГ*ИКТГ).

Традиционно этими вопросами занималась информатика, систематическое изучение которой начиналось в старших классах общеобразовательной школы. В связи с тем, что в последние годы акцент целей всё более смещается с овладения чисто практическими навыками использования компьютеров к более широкой трактовке- формированию основ информационной культуры, то данный процесс необходимо начинать уже на более ранних ступенях обучения.

1.1Анализ форсированности информационной культуры обучающихся

Начальных классов школы нашего города.

Работая над проблемой формирования информационной культуры нами была проведена диагностика уровня сформированности информационной культуры учащихся.

Для этого в начале 1 класса была проведена диагностика сформированности информационной культуры. В анкетировании приняли участие ученики 1 а и 1б классов.

Анкета содержала вопросы, выясняющие осведомлённость учащихся об информационных ресурсах современного общества; умение школьников перерабатывать полученную информацию. Каковы же результаты проведённого опроса?

Проанализировав ответы на анкету, мы пришли к следующим заключениям.

• 55% класса не имели представления об информационных источниках.

• 16% учащихся совершенно не были знакомы с важнейшей информационно-поисковой системой- библиотекой.

• 22% учащихся представления не имеют о дополнительной литературе.

• 27% не знали, что такое учебная информация.

Всё вышесказанное позволяет подтвердить тезис о недостаточной сфомированности информационной культуры учащихся и сделать вывод о том, что необходимо повышение компетентности учеников, в вопросах информационной культуры.

Свою педагогическую задачу хотелось бы выразить словами К. Д. Ушинского:

«Главное дело вовсе не в изучении правил,

а в изучении тех научных основ,

из которых эти правила вытекают.

1.2 Пути формирования информационной культуры учащихся.

Каковы же пути формирования информационной культуры в начальной школе? Наиболее эффективными мы считаем следующие:

Формирование информационной культуры на уроках посредством информационно-коммуникационных технологий;

Формирование информационной культуры в условиях информационно-библиотечных учреждений.

1.3 Формирование информационной культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы

Так как «информационная культура характеризует информационное мировоззрение личности, систему знаний и умений, которые обеспечивают самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению профессиональных потребностей с использованием как традиционных, так и информационно-коммуникационных технологий», то мы считаем, что необходимо использовать все имеющиеся в педагогической практике формы и методы формирования информационной культуры учащихся.

На наш взгляд, педагогической особенностью процесса формирования информационной культуры учащихся является не создание новой педагогической технологии, а использование уже апробированных современных, таких как технология проблемного обучения, информационные технологии обучения, проектные и исследовательские технологии, коллективные способы обучения.

Организуя учебный процесс, мы не отдаём предпочтения какой-либо одной форме, используем всё : только сочетание различных форм, на наш взгляд, является наиболее продуктивным, так как позволяет индивидуализировать обучение, организовать углубленное изучение учебного материала, найти практическое применение полученным знаниям и умениям.

Выделяем урочную, внеурочную, и внеклассную формы

Формы организации учебного процесса:

1. Урочные (Уроки с применением информационно-комуникационных технологий,исследовательские экскурсии,работа над проектами)

2. Внеурочные (участие в предметных олимпиадах,дистанционные олимпиады,работа с медиатекстами в группе продлённого дня)

3. Внеклассные (Инфрмационная викторина " информина",экскурсии по гроду,посещение музеев,работа над проектами,информационные классные часы)

Метод проектов во внеклассной работе.

Проект : изготовление календаря

Тип проекта: исследовательский, практико – ориентировочный;

межпредметный (математика,естествознание. ,история,технология); групповой.

В результате работы над проектом младшие школьники узнали

1. Узнали о способах и единицах измерения времени их несоразмерности и возникающих вследствие этого трудностях в летоисчеслении;

2. знакомились с календарём как системой счёта времени,его устройством,различными видами календарей, а также с элементами мировой истории.

3. Учились работать с бумагой

Кроме того, в процессе работы над проектом учащиеся овладели умением с научно-популярной литературой, анализировать и отбирать необходимый матерал, готовить сообщения по определённому вопросу.

Реализуя такой проект, младшие школьники значительно пополняли свои знания, учились работать самостоятельно, докладывать результаты своей работы,обсуждать и отбирать необходимый материал.

В своей работе мы часто используем проектную деятельность по разным предметам.

Заключение.

Используя различные формы организации учебного процесса с целью формирования информационной культуры мы пришли к следующим положительным результатам:

Только 16% учащихся не пользуется различными информационными источниками при подготовке к уроку.

Исчезло количество обучающихся, которые бы не пользовались услугами библиотеки.

Не пользуются дополнительной литературой только 5%.

Всего у 11 % детей не чёткого представления об учебной информации.

Работа по формированию информационной культуры приносит положительные результаты. Дети занимают призовые места на всероссийских конкурсах и олимпиадах, На уроках регулярно готовят сообщения и доклады, пользуясь дополнительной литературой, постоянно пользуются услугами городских библиотек.

Таким образом,работу необходимо продолжать и дальше, чтобы добиться поставленной цели

Публикации по теме:

«Донской край — казачий край»«Донской край — казачий край» Наш регион обладает богатейшим культурным наследием, которое необходимо передать подрастающему поколению, живущему на донской земле. Ребенок.

«День семьи». Фотоотчет«День семьи». Фотоотчет Благодаря семье крепнет и развивается государство,растет благосостояние народа. С семьи начинается жизнь человека, в ней происходит формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование информационной культуры в начальной школе
Опубликовано: 21 сентября 2014 в 12:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование информационной культуры в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Андреева (Прудникова) (УИ 242623) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД