Зоя Игнатьева
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. Выбор темы проекта обусловлен тем, что моя практика работы показывает, что не все дети в возрасте 3-4 лет владеют навыками самообслуживания, не могут самостоятельно есть и умываться, у многих не получается делать это аккуратно и правильно. Кроме того, не все малыши умеют правильно пользоваться полотенцем, держать его правильно, вытираться. Это связано и с тем, что родители малышей не уделяют должного внимания формированию у своих детей культурно-гигиенических навыков (табл. 1, табл. 2). В связи с вышеизложенным, возникла необходимость в условиях ДОУ разработать проект, направленный на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Проблематика
В последнее время проблема по формированию у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков приобрела особую актуальность. Наблюдается отсутствие заинтересованности педагогов ДОУ и младших воспитателей в индивидуально-дифференцированном подходе к детям 3-4 лет по вопросам формирования у них культурно-гигиенических навыков.
Основная часть
Новизна моего проекта состоит в том, что вводятся новые формы своеобразного использования способов взаимодействия с родителями, педагогами и детьми.
Проект реализуется через интеграцию образовательной области «Здоровье» с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность».
Цель: разработать и внедрить систему работы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников 3-4 лет.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.
2. Привлечь родителей воспитанников к совместной работе по формированию у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
3. Познакомить педагогов с опытом работы по формированию у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков.
4. Обновить предметно-развивающую среду по данной теме и индивидуальные средства личной гигиены младших дошкольников (табл. 3).
Реализация проекта
Этапы работы над проектом
1 этап – подготовительный 1) проведено обследование уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (автор методики Е. А. Мартынова);
2) изучена методическая литература по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
3) пополнена предметно-развивающая среда группы.
2 этап – основной
1) внедрение в воспитательно-образовательный процесс плана реализации проекта;
2) осуществление мероприятий в соответствии с планом работы с воспитанниками, педагогами и родителями;
3) предусмотрены различные формы работы с детьми (режимные моменты, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей, педагогами, родителями (совместная деятельность детей с семьей).
3 этап – заключительный
Подводятся итоги реализации проекта:
1) будет проведена итоговая диагностика по уточнению уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
2) будет проведено досуговое мероприятие с участием родителей по вопросам соблюдения правил личной гигиены в летний период;
3) будет проведен анализ результативности работы по проекту;
4) будут определены дальнейшие перспективы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников (табл. 4).
Материально-техническое обеспечение
В нашем дошкольном образовательном учреждении имеются групповые и спальные комнаты, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет старшей медсестры, кабинет педагога-психолога, кабинет старшего воспитателя.
В нашей группе созданы все условия для разных видов детской деятельности с учетом возраста детей :
1) разнообразные настольно-печатные и дидактические игры;
2) наборы для изобразительной деятельности;
3) физкультурный уголок;
4) материалы и оборудование для двигательной деятельности.
В целях соблюдения культурно-гигиенических навыков имеются :
- индивидуальные шкафчики;
- туалетная комната, где размещены предметы личной гигиены (мыло в мыльницах, полотенца и т. д.).
Программно-методическое обеспечение
Воспитательно-образовательный процесс осуществляется на основе следующих нормативных документов, программ и методических пособий:
• Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
• Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения / авторы-составители Л. Г. Васильева, И. В. Малахова. – Чебоксары : «Новое время», 2010. – 52 с.
• Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ 23 ноября 2009 года № 655
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
Мониторинг проекта, сроки реализации и объект мониторинга
В качестве диагностического инструментария нами использована диагностическая карта по образовательной области «Здоровье» (Мартынова Е. А., 2012).
Цель: определение уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Объект мониторинга – культурно-гигиенические навыки младших дошкольников.
Методика предусматривает оценку сформированности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста по следующим показателям:
1. Умение одеваться, обуваться, причесываться в соответствии с погодой и ситуацией.
2. Представление о приеме пищи.
3. Умение ухаживать за вещами и игрушками.
4. Умение контролировать физиологические отправления.
Сроки мониторинга: апрель, июнь 2013.
Критерии оценки:
2 балла – сформированность навыка;
1 балл – несформированность навыка.
В результате подсчета указанных баллов, распределение детей происходило по следующим уровням сформированности культурно-гигиенических навыков :
Высокий уровень (8 баллов) – все навыки сформированы прочно;
Средний уровень (5-7 баллов) – один и более навыков находятся в стадии становления;
Низкий уровень (4 балла) – один и более навыков не сформированы.
Индивидуальные результаты по уровням сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста отражены на рисунке 1.
Данные, представленные на рисунке, свидетельствуют о том, что большинство детей в возрасте 3-4 лет характеризуется средним уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков. Это проявляется в недостаточно развитом умении одеваться, обуваться, причесываться в соответствии с погодой и ситуацией.
Дошкольники, отнесенные к высокому уровню сформированности культурно-сформировано умение гигиенических навыков, в достаточной степени владеют всеми навыками личной гигиены.
Воспитанники, показавшие низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков, отличаются тем, что у них не сформированы все требуемые навыкиТаким образом, результаты проведенного мониторинга показали недостаточную степень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Данный факт обусловил целесообразность дальнейшей реализации разработанного нами проекта.
Заключение
Разработанный мною проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» является частью системной работы по реализации образовательной области «Здоровье».
Данные мониторинга показали, что большинство детей младшего дошкольного возраста отнесено к среднему уровню сформированности культурно-гигиенических навыков. Поэтому мы считаем, что необходимо систематически, целенаправленно и постоянно приучать детей соблюдать культурно-гигиенические нормы и правила. В связи с этим, мы надеемся на успешную реализацию разработанного проекта в рамках нашего детского сада и предполагаем достижение намеченных результатов.
Список литературы
1. Елизарова, В. Кариеса можно избежать / В. Елизарова, В. Выгорко, Т. Воробьева // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 11. – С. 121.
2. Игуменова, Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре / Н. Игуменова // Дошкольное образование. – 2004. – № 1. – С. 51 – 52.
3. Ипатова, Ю. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей / Ю. Ипатова // Дошкольное образование. – 2008. – № 11. – С. 35 – 39.
4. Конина, Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей (игровой комплект) / Е. Ю. Конина. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 12 с.
5. Мартынова, Е. А. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство». Диагностический журнал. Вторая младшая группа / Е. А. Мартынова. – Волгоград : Учитель, 2012. – 66 с.