Папки-передвижки

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Зоя Игнатьева
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Введение

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. Выбор темы проекта обусловлен тем, что моя практика работы показывает, что не все дети в возрасте 3-4 лет владеют навыками самообслуживания, не могут самостоятельно есть и умываться, у многих не получается делать это аккуратно и правильно. Кроме того, не все малыши умеют правильно пользоваться полотенцем, держать его правильно, вытираться. Это связано и с тем, что родители малышей не уделяют должного внимания формированию у своих детей культурно-гигиенических навыков (табл. 1, табл. 2). В связи с вышеизложенным, возникла необходимость в условиях ДОУ разработать проект, направленный на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Проблематика

В последнее время проблема по формированию у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков приобрела особую актуальность. Наблюдается отсутствие заинтересованности педагогов ДОУ и младших воспитателей в индивидуально-дифференцированном подходе к детям 3-4 лет по вопросам формирования у них культурно-гигиенических навыков.

Основная часть

Новизна моего проекта состоит в том, что вводятся новые формы своеобразного использования способов взаимодействия с родителями, педагогами и детьми.

Проект реализуется через интеграцию образовательной области «Здоровье» с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность».

Цель: разработать и внедрить систему работы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников 3-4 лет.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

2. Привлечь родителей воспитанников к совместной работе по формированию у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.

3. Познакомить педагогов с опытом работы по формированию у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков.

4. Обновить предметно-развивающую среду по данной теме и индивидуальные средства личной гигиены младших дошкольников (табл. 3).

Реализация проекта

Этапы работы над проектом

1 этап – подготовительный 1) проведено обследование уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (автор методики Е. А. Мартынова);

2) изучена методическая литература по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

3) пополнена предметно-развивающая среда группы.

2 этап – основной

1) внедрение в воспитательно-образовательный процесс плана реализации проекта;

2) осуществление мероприятий в соответствии с планом работы с воспитанниками, педагогами и родителями;

3) предусмотрены различные формы работы с детьми (режимные моменты, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей, педагогами, родителями (совместная деятельность детей с семьей).

3 этап – заключительный

Подводятся итоги реализации проекта:

1) будет проведена итоговая диагностика по уточнению уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;

2) будет проведено досуговое мероприятие с участием родителей по вопросам соблюдения правил личной гигиены в летний период;

3) будет проведен анализ результативности работы по проекту;

4) будут определены дальнейшие перспективы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников (табл. 4).

Материально-техническое обеспечение

В нашем дошкольном образовательном учреждении имеются групповые и спальные комнаты, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет старшей медсестры, кабинет педагога-психолога, кабинет старшего воспитателя.

В нашей группе созданы все условия для разных видов детской деятельности с учетом возраста детей :

1) разнообразные настольно-печатные и дидактические игры;

2) наборы для изобразительной деятельности;

3) физкультурный уголок;

4) материалы и оборудование для двигательной деятельности.

В целях соблюдения культурно-гигиенических навыков имеются :

- индивидуальные шкафчики;

- туалетная комната, где размещены предметы личной гигиены (мыло в мыльницах, полотенца и т. д.).

Программно-методическое обеспечение

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется на основе следующих нормативных документов, программ и методических пособий:

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.

• Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения / авторы-составители Л. Г. Васильева, И. В. Малахова. – Чебоксары : «Новое время», 2010. – 52 с.

• Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ 23 ноября 2009 года № 655

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Мониторинг проекта, сроки реализации и объект мониторинга

В качестве диагностического инструментария нами использована диагностическая карта по образовательной области «Здоровье» (Мартынова Е. А., 2012).

Цель: определение уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Объект мониторинга – культурно-гигиенические навыки младших дошкольников.

Методика предусматривает оценку сформированности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста по следующим показателям:

1. Умение одеваться, обуваться, причесываться в соответствии с погодой и ситуацией.

2. Представление о приеме пищи.

3. Умение ухаживать за вещами и игрушками.

4. Умение контролировать физиологические отправления.

Сроки мониторинга: апрель, июнь 2013.

Критерии оценки:

2 балла – сформированность навыка;

1 балл – несформированность навыка.

В результате подсчета указанных баллов, распределение детей происходило по следующим уровням сформированности культурно-гигиенических навыков :

Высокий уровень (8 баллов) – все навыки сформированы прочно;

Средний уровень (5-7 баллов) – один и более навыков находятся в стадии становления;

Низкий уровень (4 балла) – один и более навыков не сформированы.

Индивидуальные результаты по уровням сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста отражены на рисунке 1.

Данные, представленные на рисунке, свидетельствуют о том, что большинство детей в возрасте 3-4 лет характеризуется средним уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков. Это проявляется в недостаточно развитом умении одеваться, обуваться, причесываться в соответствии с погодой и ситуацией.

Дошкольники, отнесенные к высокому уровню сформированности культурно-сформировано умение гигиенических навыков, в достаточной степени владеют всеми навыками личной гигиены.

Воспитанники, показавшие низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков, отличаются тем, что у них не сформированы все требуемые навыкиТаким образом, результаты проведенного мониторинга показали недостаточную степень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Данный факт обусловил целесообразность дальнейшей реализации разработанного нами проекта.

Заключение

Разработанный мною проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» является частью системной работы по реализации образовательной области «Здоровье».

Данные мониторинга показали, что большинство детей младшего дошкольного возраста отнесено к среднему уровню сформированности культурно-гигиенических навыков. Поэтому мы считаем, что необходимо систематически, целенаправленно и постоянно приучать детей соблюдать культурно-гигиенические нормы и правила. В связи с этим, мы надеемся на успешную реализацию разработанного проекта в рамках нашего детского сада и предполагаем достижение намеченных результатов.

Список литературы

1. Елизарова, В. Кариеса можно избежать / В. Елизарова, В. Выгорко, Т. Воробьева // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 11. – С. 121.

2. Игуменова, Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре / Н. Игуменова // Дошкольное образование. – 2004. – № 1. – С. 51 – 52.

3. Ипатова, Ю. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей / Ю. Ипатова // Дошкольное образование. – 2008. – № 11. – С. 35 – 39.

4. Конина, Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей (игровой комплект) / Е. Ю. Конина. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 12 с.

5. Мартынова, Е. А. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство». Диагностический журнал. Вторая младшая группа / Е. А. Мартынова. – Волгоград : Учитель, 2012. – 66 с.

Публикации по теме:

«Мы растем!» Формирование культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе«Мы растем!» Формирование культурно-гигиенических навыков в первой младшей группе «Мы растем!» Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка.

Проект по использованию фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Использование фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста «Водичка, водичка, Умой моё.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 апреля 2014 в 20:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД