Татьяна Манькова
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка гораздо чувствителен к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого. И от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.
Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Не правы те, кто считают, что только медицинские работники должны давать детям гигиенические знания и прививать им гигиенических навыки.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Приходить в детский сад с чистыми руками - это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад больным? Знание этих правил должно войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, которые помогают выполнять задание быстро. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.
Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи.
На формирование навыков и привычек оказывают влияние специально направленные действия взрослых и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.
Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки. Взрослый предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи.
В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.
В 1,5-2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.
На втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения : спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.
Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями.
Учеба ребенка, в основе которой лежит подражание, начинается с младенчества. От природы у него хорошо развита эмоционально-механическая память,непроизвольное внимание. Именно поэтому ребенок, наблюдая за взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует, создает свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний.
Начиная со второго года жизни детей с этой целью используются различные игровые приемы. : дидактические игры, потешки, стихотворения.
Для привития культурно-гигиенических навыков применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Методом формирования культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является игра, ведь именно игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности.
Содержание игр составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего, самих воспитанников.
Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания.
.Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.
Следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимо укладываться в отведенное для режимных моментов время.
Показ должен сопровождаться пояснением,подробно объясняется новое действие. Все указания необходимо проводить в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.
Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример и сами всегда соблюдали эти навыки.
Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная, требующая систематичности и большого терпения.